FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Если бы это была не эксцентрическая комедия Гарри Маршалла, то мог бы получиться хороший психологический триллер на тему стокгольмского синдрома и поиска собственной личности при амнезии. Слава богу, режиссер Гарри Маршалл!

Несмотря на то, что фильм «За бортом» (1987) не имел большого успеха ни в прокате, ни среди критиков, он через какое-то время стал культовым. Впрочем, такое случается. И хотя этот фильм прекрасен не только и не столько костюмами, сейчас, с модой на китчевые 80-е, его хочется пересмотреть в 1001 раз.

Художник по костюмам картины Уэйн А. Финкелман (Wayne A. Finkelman) начинал в итальянском кино и в частности одевал Орнеллу Мутти и Адриано Челентано в «Укрощении строптивого».

Гардероб богатой стервы Джоанны Стейтон (Голди Хоун) поражает воображение. Впервые она появляется перед нами и Дином Проффиттом (Курт Рассел) в белом купальнике и блестящем пляжном халатике с золотыми эполетами и вышитыми синими якорями. Шикарный пляжный вариант гламурного морского милитари. Ее волосы туго стянуты в пучок с серебряной заколкой. Брошь с синим кристаллом сочетается с коктейльным кольцом и браслетом. Даже на лодыжке у нее цепочка. Я дорогая, очень дорогая, и я тут главная, я все решаю — говорит весь ее облик Дину.

Сохранился скетч Уэйна Финкелмана к этой сцене.


Фото с аукциона iCollector.com

Второй ее «аутфит» в купальнике с принтом зебры открывает перед Дином удивительные виды, телесные вставки действительно телесные, так что в некоторых ракурсах кажется, что она загорает голышом. Голову украшает огромная черная шляпа с накладной косой, по-прежнему Джоанна вся увешена, как елка, драгоценностями (браслеты, крупные серьги, кольца, даже на купальнике огромная брошь с бриллиантами и рубинами). Узкие оранжево-красные с острыми уголками очки марки Alain Mikli, необыкновенно популярные, модные тогда и дорогие (подробнее о них читайте в нашей статье Кто смотрит на мир через очки Alain Mikli? ), придают ее облику еще больше крутости и надменности.

Этот ансамбль героиня меняет на красный практически тотал-лук, в котором у нее и происходит главное столкновение с «вонючим плотником». Красный купальник с золотой брошью Джоанна сочетает с белым парео с огромными красными цветами, расшитыми бисером. Но этого мало, она украшает себя аксессуарами с красными вишенками и цветами, в ушах крупные золотые раковины. Дополнительный комизм ее образу придают очки всего того же Alain Mikli с острым зигзагообразным боком, все усыпанные стразами.

Даже домашний халат и шлепки на каблуках (на яхтах не носят каблуки, но who cares) у Джоанны блестящего, серебристого цвета.


Шлепки Джоанны — Голди Хоун. Фото с сайта аукциона Julien’s Live

После потери памяти у нее не остается ничего, даже ее белье отдают «мужу», и ей приходится восстанавливать свою личность с нуля. Правда, под влиянием новообретенного «мужа». В некотором роде Дин Проффитт становится ее Пигмалионом. Потерявшая память Джоанна — чистый лист бумаги, на котором он создает ее «новый образ»: толстая коротышка, служила на флоте, распутная, мать спилась, отец в тюрьме, работает, как вол, на мужа и детей. Вот только сильный характер героини Голди Хоун не позволил ей стать такой, как ее обрисовал Дин. Да и труд сделал из стервы хорошую хозяйку и мать. Недаром говорят, что если вложить во что-то много труда, то обязательно полюбишь результат,

Огромное короткое платье в рюшах Энни меняет на джинсы, белые футболки, клетчатую рубашку — она одевается соответственно своей новой семье, сливается с ними.

В любовной сцене с Куртом Расселом на Голди Хоун скромная миди-юбка в цветочек и сиреневый свитер, в колористическом и стилистическом плане идеально сочетающиеся с клетчатой рубашкой ее «мужа». Он — простой неромантичный работяга, она — скромная несексуальная домохозяйка. Вот только на деле все не так.

Обратную ситуацию мы видели вначале: купальники Джоанны были кричаще сексуальны, а сама она уворачивалась от близости с мужем как могла. Цветы, которыми она себя обильно украшала, должны бы придать ее облику женственности, романтичности и страстности, но на деле смотрелись на ней инородными элементами.

Поменялся не только гардероб, но и прическа и макияж героини: собранные, туго стянутые волосы Энни носит распущенными, нет больше красных ногтей. Напряженность (у любой женщины к концу дня заболит голова от такой прически, а Джоанна носит ее постоянно) сменилась расслабленностью, мягкостью, женственностью.

«За бортом» иногда обвиняют в том, что это сексистский фильм, который предлагает для женщины один путь — путь домохозяйки, смысл жизни которой в муже и детях. Другие женские персонажи фильма тоже не предполагают адекватного варианта работающей женщины, и сама Джоанна до появления в семье Проффиттов не работала и ничем не увлекалась, недаром Дин говорит ей: «Знаете, в чем ваша проблема? Вам просто скучно. Вы ищите, на ком сорваться. У вас нет другого занятия, кроме собственной прически. Шкаф я сделал отличный! Вам просто нужно забыть про свою пустоту, никчемность, глупость и бесполезность, стервозная дура!» И когда ей стало не до скуки, ее стервозность ушла, как ни бывало.

Но вот к героине вернулась память, а сама она вернулась к мужу на яхту. И снова заблистала. Переливающееся полосатое красно-белое платье (морской гламур) она сочетает с бархатным пиджаком темно-зеленого цвета. Но больше никаких зализанных пучков, детских заколок с цветами и вишенками, вызывающе открытых нарядов. Она вернулась и не вернулась. Наверное, она стала взрослой. В начале фильма ее мать на жалобы Джоанны, что муж хочет ребенка, говорит: «Милая, если у тебя будет ребенок, ты перестанешь быть ребеночком сама». Так вот, видимо, она перестала быть капризной избалованной девочкой и стала взрослой.

В финальной сцене Джоанна в золотом струящемся платье в пол, с широким поясом и и болеро из той же ткани, на ней колье с бриллиантами и рубинами из белого золота и серьги в комплект (такие же она надевала раньше, с зебровым купальником). Она выглядит хоть и дорого, но не китчево и сексапильно, а утонченно, изысканно и женственно. Вышивка на этом платье — работа главной вышивальщицы MGM Paule Drissi.


Платье находится в коллекции Larry McQueen, фото отсюда

Какой контраст по сравнению с ее матерью — Эдит Минц (Кэтрин Хелмонд). Все наряды Эдит комически, гротескно избыточны: водопады кружев и оборок, огромные буфированные рукава и юбки. Глядя на мать, сразу понимаешь, в кого пошла дочь, с кого она брала пример. Во время домашнего рабства у Проффиттов Джоанне снится ее прошлая жизнь. Она в черно-золотом платье-бюстье с очень пышной буфированной юбкой, на ней золотые туфли, крупные серьги, волосы туго собраны в пучок и украшены черными перьями и золотой розой. Это платье в той же китчево-гламурной стилистике, что ее наряды на яхте и одежда ее матери.

Любопытные факты:

  • «За бортом» стал третьим и пока последним совместным фильмом Голди Хоун и Курта Рассела, которые впервые встретились на площадке диснеевского мюзикла «Один и единственный, уникальный в своём роде семейный ансамбль» (1968), а начали встречаться во время съемок «Дополнительной смены» (1984).
  • В фильме «За бортом» есть несколько «пасхалок». К примеру, Дин говорит Джоанне, что она служила во флоте и там выучила французский, в то время как героиня Голди Хоун в фильме «Рядовой Бенджамин» (1980) служит в армии и учит французский. Когда Энни-Джоанна первый раз пытается готовить, Дин говорит ей, что он охотник и добывает еду, а она ее готовит. В реальной жизни у пары есть традиция: в новогодние праздники Курт охотится на лося, а Голди тушит лосятину.
  • Столкновение и любовь людей из разных социальных классов — вечная тема в искусстве, в кинематографе эта тема также очень популярна, в том числе в эксцентрических комедиях 1930-х (к примеру, «Это случилось однажды ночью» (1934) или «Мой слуга Годфри» (1936)), схожих по жанру с «За бортом».
  • Близкий сюжет у итальянской картины Лины Вертмюллер «Отнесённые необыкновенной судьбой в лазурное море в августе» (1974), правда, совершенно далекий от мелодраматизма.
  • В 2012 году актриса Риз Уизерспун призналась, что «За бортом» ее любимый фильм.

И в заключение — завораживающие кадры с обувным шкафом Джоанны, на которые можно медитировать бесконечно.

Обувной шкаф Джоанны

Оцените