FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Вера Холодная, королева раннего российского кинематографа, прожила всего 26 лет, но за четыре года в кино она снялась в бессчетном количестве фильмов.

Причем в «бессчетном» в буквальном смысле слова, поскольку точное количество картин с ней неизвестно, по разным оценкам от 50 до 100. Но сохранилось только 4,5 фильма и хроника ее похорон (и это кстати, неплохо, к примеру, 90% американских фильмов до 1929 года безвозвратно утрачено).

Она решилась пойти в актрисы в 21 год, после того как муж Владимир Холодный ушел на фронт. В 1914 году Вера пришла в мастерскую «Тимана и Рейнгарда», где режиссер Владимир Гардин снимал «Анну Каренину». В этом фильме она снялась в роли итальянки-няни и в эпизоде на балу. Гардин не увидел в ней актерского таланта, но Тиман дал Вере рекомендательное письмо к Евгению Бауэру, режиссеру-художнику конкурирующей фирмы «Ханжонков и Kо». Ему для картины «Песнь торжествующей любви» (вышел в 1915 г.) по повести И. С. Тургенева нужна была женщина необыкновенной красоты и только, актерский талант по сути не требовался, так как героиня двигалась под гипнозом.

Роль Елены в это фильме прославила начинающую актрису, сам фильм имел оглушительный успех. По сути именно Евгений Бауэр открыл Веру Холодную и научил ее играть, никакого актерского опыта у нее не было. Девизом режиссера, который начинал как театральный декоратор, было «прежде всего красота, потом правда», и красота Веры Холодной отлично вписывалась в его стилистику: «красивая женщина среди красивых вещей, красивых мужчин и красивых страстей, иногда, в конце — красивая смерть» (Т.Д.Цидина). Советская критика, страшно далекая от эстетики декаданса, напишет о таких фильмах сурово:

«В салонных драмах действие происходит либо в социальных верхах — среди титулованной знати, помещиков, буржуазии, буржуазной интеллигенции,—либо в мире преуспевающих писателей, модных художников, популярных артистов. События развертываются в аристократических особняках и роскошных квартирах, в загородных виллах и дворянских имениях, на курортах и скачках, в пышных будуарах знаменитых артисток и в обширных студиях прославленных скульпторов, в окружении старинной мебели, дорогих портьер, экзотических цветов. В салонных драмах действуют безукоризненно одетые мужчины с многозначительным взглядом («аристократы рода» и «аристократы духа») и неотразимые роковые женщины. Они никогда не работают, не занимаются каким бы то ни было общественно полезным делом. Их удел «красивая» жизнь и любовные томления: они влюбляются и влюбляют в себя, женятся и выходят замуж, изменяют и страдают от ревности. В борьбе за жизненные блага они вступают в выгодные браки, подделывают векселя, поступают на содержание к старикам и старухам, отравляют богатых бездетных тетушек, сохраняя при этом безукоризненную внешность и сердце, раскрытое для пламенной страсти».
«Кинорепертуар 1914—1917 годов был антигуманистическим, антинародным, антиреалистическим. Он уводил зрителя от важнейших вопросов жизни, затемнял его сознание и тем выполнял реакционную политическую функцию». (Н.А. Лебедев. «Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918 – 1934 годы»)

Впрочем, с другой точки зрения, в этом их очарование и состоит.


Кадр из фильма «Жизнь за жизнь», Вера Холодная и Витольд Полонский


Кадр из фильма «Жизнь за жизнь», Ольга Рахманова, Иван Перестиани и Вера Холодная

В 1916 году Вера Холодная ушла от «Ханжонков и Kо» в киноателье Д.Харитонова, вслед за режиссером Петром Чардыниным и своими основными партнерами: Владимиром Максимовым и Витольдом Полонским. В 1917-1918 гг., несмотря на революцию, народ ломился в кинотеатры на фильмы Холодной, а репертуар снимаемых картин изменился слабо, доминировали все те же «салонные мелодрамы». В 1918 году она уехала вместе с киноэкспедицией в Одессу, где было снято 4 фильма с ней. Ее звали сниматься за рубежом, но она отказывалась «расстаться с Россией». В январе 1919 года она неожиданно заболела «испанкой» (гриппом) и в начале февраля умерла. Как обычно в таких случаях, в эту обыденную версию никто не поверил, ходило немало фантастических слухов о насильственной смерти, что ее отравил ревнивый французский консул или белые за то, что она была шпионкой красных.

У Веры Холодной было две сестры: Надежда, которая вышла замуж за грека и вместе с детьми Веры уехала в Стамбул, и Софья, которая осталась в Одессе и стала балериной. Муж Владимир пережил ее недолго, его арестовали и расстреляли. По воспоминаниям современников и сестры Софьи, Вера Холодная сильно отличалась от своего экранного образа, не была замечена в скандалах, была простой и приветливой в общении, не страдая «звездной болезнью».

Впоследствии ее фильмы забылись, а в памяти народа остались только знаменитые стихи Вертинского, посвященные ей («Ваши пальцы пахнут ладаном» и др). Советская кинокритика по большей части осуждала дореволюционные фильмы как низкопробные салонные мелодрамы, а кумиру миллионов Вере Холодной вообще отказывала в актерском таланте, несмотря на то, что сам Станиславский, посмотрев с ней картину «Живой труп», звал ее в труппу МХТ на роль Катерины в «Грозе».

«На экранах появились счастливые обладатели эффектной «фотогенической» внешности, которая, компенсируя отсутствие большого актерского мастерства, выдвигала их в «королей» и «королев» экрана. Так засверкало целое созвездие «киносветил»: В. Холодная — красивая, но посредственная и безжизненная «кинонатурщица», В. Полонский — внешне привлекательный, но вялый, бестемпераментный исполнитель ролей любовников, В. Стрижевский — напоминавший «красавцев» с конфетных коробок, и десятки других». «Среди женских «звезд» наибольшей популярностью пользовались: II. Лисенко — ранний тип «вамп», женщины-хищницы, соблазнительницы, самки, каждым своим движением обращающейся к сексуальному чувству зрителя; В. Холодная — красивая, но маловыразительная актриса, исполнительница ролей женщины-куклы, женщины-игрушки, пассивной жертвы чужих страстей и несчастных случайностей; В. Коралли — прима-балерина Большого театра, много снимавшаяся у Ханжонкова, ритмичная и хорошо двигавшаяся, но совершенно беспомощная в выражении чувств героинь; 3. Баранович, 3. Карабанова, А. Ребикова, Н. Рутц — актрисы средних способностей, но усиленно выдвигавшиеся в премьерши той или другой фирмой». (Н.А. Лебедев. «Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918 – 1934 годы»)


Кадр из фильма «Дети века», Вера Холодная и Арсений Бибиков


Кадр из фильма «Жизнь за жизнь», Вера Холодная и Витольд Полонский

В сохранившихся фильмах Вера Холодная играет очень похожих героинь, неверных жен и невест. Ее соблазняют и у нее нет сил сопротивляться любви, страсти, влечению или деньгам. Но она не вероломна, не коварна, нередко глубоко переживает свое падение. Настоящая героиня декаданса, слишком красивая, слишком слабая, но слишком гордая, может быть, слишком женщина (особенно для строгой советской морали).


«Жизнь за жизнь»


Вера Холодная и Осип Рунич, «Молчи, грусть… молчи»

«Дети века»

Если не судить строго и учитывать особенности нашего «начинающего» кино, то можно получить от просмотра массу удовольствия. А заодно и окунуться в моду второй половины 1910-х годов (Посмотрите фотогалерею выставки  «Москва. Мода и революция» на нашем сайте). Женщины уже практически все сбросили с себя иго корсета, обязательные шляпки уже не такие большие как в самом начале века, но все еще достаточно вычурные и фантазийные. Юбки поднялись уже чуть выше щиколоток, как правило, расклешенные, платья многослойные, украшены кружевом и оборками, из украшений заметны жемчуг, броши, ленты-чокеры, цветы. В быту многие героини носят белые блузы с юбкой, такой ансамбль позиционируется журналами как домашний для молодых девиц, строгие платья без отделки.


Кадр из фильма «Миражи»


Кадр из фильма «Жизнь за жизнь»

Во всех сохранившихся фильмах у Холодной одинаковая фирменная небрежная, чуть растрепанная прическа, челка и драматический макияж.

«Дети века» (1915), режиссер Евгений Бауэр

Вера Холодная играет Марию Николаевну, хорошенькую жену служащего банка (Иван Горский), в которую влюбляется банкир Лебедев (Арсений Бибиков). Приятельница Марии Лидия Верховская (В.Глинская) пытается всячески их свести.

Одежда двух подруг сильно контрастирует: у Верховской кружевные белые платья, шляпки с перьями, горностаевая накидка, Мария одета гораздо скромнее, полосатая юбка, скромные белые блузы, небольшие шляпки. На праздник она едет опять же в темном, сильно декольтированном платье, которое драматически выделяет ее на фоне остальных.
Фильм примечателен еще и тем, что в первых кадрах можно увидеть нынешний ГУМ.


Это не Вера Холодная, но платье уж больно примечательное

«Жизнь за жизнь» (1916), режиссер Евгений Бауэр

Благодаря этому фильму можно сравнить игру профессиональной театральной актрисы Лидии Кореневой (в роли Муси Хромовой) и Веры Холодной (Ната Хромова). Критики считали, что Вера переиграла Лидию, но, на наш взгляд, это не совсем так, Коренева, безусловно, очень талантливая актриса, и ее игра выглядит вполне современно, в то время как Вера Холодная по сравнению с ней карикатурно заламывает руки и закатывает глаза. В этом фильме также интересно наблюдать за игрой Ольги Рахмановой (мать Муси и приемная мать Наты) и Ивана Перестиани (купец Журов). В титрах также указан и художник (постановщик и по костюмам) — это Алексей Уткин. Он после революции сделает неплохую карьеру в советском кино, из интересных картин с его участием назовем «Веселые ребята» (1934), «По щучьему веленью» (1938), «Конек-горбунок» (1941).

Костюмы в фильме превосходны, мать Громова одета немного старомодно — утянута в корсет, юбка более длинная, силуэт ее платьев более приталенный, что было модно в начале века. Ее дочки на праздник одеваются в белые кружевные многослойные платья, дома ходят в белых блузах и темных юбках. Любопытно свадебное платье Наты: с заниженной линией талии, оно ближе к модным прямоугольным силуэтам 1920-х гг. У сестер-невест головы покрыты фатой, поверх которых надеты скромные цветочные веночки. Выйдя удачно замуж, Ната одевается интереснее, чем в девичестве: у нее фантазийная шляпа с перьями, плащ с оборками, кружевное платье с вышивками и оборками. В драматических сценах героиня Холодной, как обычно, в черном, который подчеркивает ее переживания и страдания.

«Миражи» (1915), режиссер Петр Чардынин

И снова Вера Холодная в роли небогатой и красивой девушки Марианны, талантливой чтицы и актрисы. За ней волочится богатый и порочный красавец (Витольд Полонский, сын миллионера Дымова), которого она в итоге и предпочтет, бросив очень порядочного, серьезного, но бедного жениха Сережу (Андрей Громов). Ее мать опять играет Ольга Рахманова, в том же амплуа серьезной, любящей и переживающей за счастье дочери матери.

Марианна играет богемную красавицу, и гардероб в целом этому образу соответствует. Черные платье с небольшой отделкой и бархоткой на шее, белая пышная блуза с темной широкой юбкой, объемное пальто с покатыми плечами, в которых тело кажется спрятанным. На елку героиня Холодной надевает белое, кружевное, сильно декольтированное платье, украшенное цветами на поясе. Покатые плечи едва прикрыты прозрачным кружевом.

В фильме мы также видим ее в одном из театральных нарядов — в костюме феи Раутенделейн («Потонувший колокол» Г.Гауптмана), в длинном прямом платье, с длинной бахромой на груди. На актрисе парик с длинными косами и сеточка на макушке. Средневековый германо-скандинавский наряд сквозь призму Модерна. Роль эта неслучайна, ведь юная Раутенделейн — невероятно красивая, притягательная, увлекающая главного героя из семьи, она идеал совершенства и муза художника (эту пьесу, кстати, в 1898 году поставил К.Станиславский в МХТ, фею играла знаменитая М. Андреева).

Став актрисой и любовницей богача Марианна может позволить себе более богемные, открытые и модные наряды из самого тонкого кружева.

«Молчи, грусть… молчи…» (1918), режисер Петр Чардынин

В этой картине Вера Холодная играет артистку цирка Полу. После того как ее муж, циркач Лорио (его, кстати, очень неплохо играет сам режиссер), разбился, они стали зарабатывать, как бродячие музыканты.
В этот момент их замечают богачи, которые помнили красавицу Полу в цирке, и один из них Прахов (Иван Худолеев) предлагает Поле стать его любовницей. Отчаявшись от беспросветной бедности, Пола бросает мужа, но ее легкомысленный характер постепенно утомляет Прахова и он хочет отдать ее приятелю Телепневу (Витольд Полонский). Героиня же отказывается и переходит к другому богачу — Зарицкому (Осип Рунич).

Художник картины — Алексей Уткин, о котором мы уже писали выше. В одном из эпизодов, возможно, снялась легендарная Надежда Ламанова, играющая по сути саму себя (Ламанова обшивала императорскую семью, аристократию, актрис, создавала костюмы для спектаклей МХТ и театра Вахтангова, для фильмов).

В костюме циркачки Вера Холодная демонстрирует свою фигуру (обычно скрытую в просторных нарядах по моде того времени). Кстати, обратите внимание на небольшую оплошность художника. Вот она в цирковом костюме с белыми оборками на плечах и открытым декольте с двумя бретелями, а вот она через минуту приходит пристыдить мужа за пьянку, и белые оборки уже превратились в воротник. Когда она выходит из комнаты снова за кулисы цирка оборки опять возвращаются на плечи.


Открытка с Верой Холодной в костюме из фильма

Естественно, циркачка небогата, и ее гардероб составляют очень простые вещи: белая блуза, темная юбка, небольшая белая косынка. После ухода из цирка она одевается и того хуже: в темные поношенные блузы, черную шаль.

Но став содержанкой, она может позволить себе дорогие вещи. И вот мы видим на Поле белые, летящие, многослойные платья с перьями, с фантазийными оборками, цветами на поясе, жемчужные бусы. Платье «от Ламановой» — с фантазийным пестрым принтом и темной юбкой, прямое. Поверх него героиня надевает белое объемное пальто с крупным цветочным узором, очень похожим на пассифлору (и это было бы очень кстати и забавно, поскольку passio — страдание, flos — цвет, на русском, страстоцвет) и меховым воротником. Смена любовника не приносит Поле ни счастья, ни стабильности. Она одета скромно, а в конце фильма — снова в черном. У фильма было продолжение, и хотя оно не сохранилось, по уцелевшим данным, Полу ждал третий любовник, который и должен был принести ей умиротворение.


Эпизод с модисткой (предположительно, Н.П.Ламанова)


Эпизод с модисткой (Н.П.Ламанова)


Это же пальто на фотооткрытке

Судьба Веры Холодной послужила вдохновением для картины Никиты Сергеевича Михалкова «Раба любви» (1975), которую предваряла запутанная история с незаконченным фильмом «Нечаянные радости» Рустама Хамдамова. Но это уже совсем другая история — «Шляпка и немножко нервно / «Нечаянные радости» и «Раба любви» (1975)

Оцените