FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Фильм «Женщины» (1939) Джорджа Кьюкора — о том, как должна и как не должна жить жена преуспевающего американского джентльмена. Впрочем, в нем не так уж много нравоучений, ведь это легкая сатирическая комедия. А благодаря легендарному художнику по костюмам Адриану все женщины в «Женщинах» превосходно одеты.

Главные героини картины — светские львицы Нью-Йорка конца 1930-х, в чей уютный серпентарий пытается пробиться с помощью уведенного мужа продавщица парфюмерии — меркантильная и циничная роковуха Кристал Аллен (Джоан Кроуфорд). Обманутая жена — Мэри Хейнс (Норма Ширер) — благородная и любящая женщина, возвышенная и правильная до зубовного скрежета. Ее подруга — сплетница и интриганка Сильвия Фаулер (Розалинд Рассел), эдакий трикстер Локи в юбке, который и двигает сюжет. И кроме них — еще более 130 женщин, обрамляющих незамысловатую интригу фильма: подруги, служанки, сотрудницы салона красоты, продавщицы, манекенщицы, секретари и прочие случайные дамы. Ни одного мужчины в кадре, ни голоса за кадром, ни даже фотографии. Не зря Кьюкора называли «женским режиссером», ведь он великолепно справился с такой буйной командой. Диалоги, игра актрис очень хороши, но что особенно поражает — это костюмы.

В 1930-е Голливуд задавал модные тренды в США, народ узнавал о том, что модно из кино, а магазины продавали копии платьев киногероинь. Наряды в фильмах должны были быть великолепны, а не правдоподобны или реалистичны. The New Yorker ехидно писал о провале Коко Шанель в Голливуде: «ей сказали, что ее костюмы недостаточно сенсационны. Она одевала леди как леди. А Голливуд хочет, чтобы леди была одета как две леди». И Адриан умел угодить своим боссам. Его героини всегда одеты стильно и красиво, при этом соответственно ситуации и, что немаловажно, их наряды раскрывают персонажей и интригу.

Самый яркий пример — Сильвия в блузе с тремя глазами. Очевидный намек на ее натуру сплетницы, от которой ничего не ускользнет. Ирония только в том, что подсматривая за другими, она не замечает проблем в своем браке. Забавно, что она близорукая и носит очки. В другом эпизоде на ней браслеты с шипами, которые недвусмысленно сигнализируют о ее опасности для «подруг».


У Сильвии целых три дополнительных глаза, чтобы лучше слышать сплетни вокруг, и браслеты с шипами, чтобы острее язвить.

В гардеробе Кристал Аллен можно выделить несколько знаковых нарядов. «Дохэйнсовский» гардероб героини довольно строгий: черная униформа продавщицы и черный бархатный костюм с широкими плечами (Адриан компенсировал широкие плечи актрисы, еще больше акцентируя эту часть тела с помощью подплечников). Но вот появились деньги, и тут Остапа понесло. На блестящее, безвкусное и эпатирующее. В магазине она меряет экстравагантный костюм с шортами и тюрбаном, и выглядит при этом как помесь фокусника и его помощницы. В примерочной состоится встреча соперниц. На контрасте жена, героиня Нормы Шерер, — в вечернем пышном платье в пол черного цвета. У любовницы открыты ноги, а у жены — декольте. Но это траурное платье классического покроя уже как бы сигнализирует зрителю, что жена проиграет первый бой. Пикантности этому кинопротивостоянию придает тот факт, что эти голливудские дивы терпеть друг друга не могли, и чтобы не накалять обстановку, Адриан не показывал им костюмы соперницы. В финале фильма на Кристал снова сверкающий наряд — вечернее сильно декальтированное платье в пол на бретелях и частично открытым животом. Платье танцовщицы (которой и была Джоан Кроуфорд, кстати), а не леди из высшего общества.


Секрет от Адриана, как скрыть большие плечи, — еще больше выделить их.


Блестящая во всех смыслах Джоан Кроуфорд

Мэри Хэйнс — откровенно говоря, героиня довольно пресная, хотя и умная, благородная и правильная. И гардероб ей подстать: элегантный, спокойный, классический. На ее сильный характер (и что она просто так не сдастся) намекают брюки, которые она носит сообразно ситуации: во время катания на лошади и на яхте. Еще одна деталь к ее образу. На протяжении ряда эпизодов Мэри носит одно и то же крупное коктейльное кольцо, видимо, это подарок мужа (при этом у нее всегда разные броши, ожерелья, часы/браслеты). Что говорит о ее верности ему даже тогда, когда она в Рино ждет развода. Забавно, что в конце картины Адриан выберет для нее блестящий наряд, под стать новой Мэри, которая научилась манипулировать людьми и готова выпустить «коготки».


Классика конца 1930-х от Адриана и Нормы Ширер


Брюки еще не стали универсальной одеждой, и их носят в основном на отдыхе.


Вездесущее кольцо Мэри Хэйнс.


Мэри заблистала вслед за соперницей.

Второстепенные персонажи, даже если они появляются в кадре на пару секунд, одеты столь же тщательно и продуманно. К примеру, секретарь и нотариус — это чистый деловой стиль, за исключением шляпок, абсолютно уместный и сегодня. Никаких украшений, строгий костюм, прямые линии. Серьезность и консервативность характера матери Мэри подчеркивает ее наряд. К примеру, ее ровесница графиня де Лав выглядит и ведет себя совсем по-другому (Люсиль Уотсон, играющая миссис Морхэд, 1879 г.р., в роли графини — Мэри Боланд, 1880 г.р.). Спортивные костюмы в фильме не выглядят очень удобными, зато забавно и «пинапно».


Деловой стиль мало изменился за 79 лет, разве что шляпок таких больше не носят.


Между актрисами всего год разницы, но, видимо, это очень большой год.


Юбка-шорты и романтическая блуза — не самый удобный наряд для спорта, неудивительно, что наши героини занимаются без энтузиазма

Но какой наряд без украшений, тем более что в это время наряду с драгоценностями популярной стала и бижутерия (с легкой руки Коко Шанель). Безумно жаль, на самом деле, что фильм черно-белый, и невозможно поразглядывать украшения героинь в деталях. Но кое-что бросается в глаза. Например, популярные в первой половине прошлого века (и затем исчезнувшие) клипсы на платья. Их носит сама Мэри (одну в форме раковины), ее мать и продавщица из парфюмерного магазина.
Конечно, жемчуга, куда же без них. Натуральный был любим во все времена, а искусственный модным сделала все та же Шанель. Крупные ожерелья, браслеты, и броши — украшений не носят разве что служанки и служащие.


Клипсы на платья, увы, вымерли, как динозавры.


Больше жемчуга богу жемчуга, то есть Коко Шанель.


Крупные броши и оригинальные колье могут позволить себе все: от продавщицы до светской львицы.

Особое место в картине занимает показ мод в магазине. Это цветная вставка в черно-белой картине. И хотя режиссер считал показ ненужной тратой киновремени, боссы киностудии на нем настояли. Этот эпизод демонстрирует талант Адриана дизайнера. В 1940-е он уйдет из кинобизнеса в моду и станет шить как прет-а-порте, так и на заказ. Показ мод выстроен вокруг разных сфер жизни женщины: спорт, пикники и встречи с подругами, выходы в свет, в театр.


Спортивная и пляжная мода


Перекрещивающийся бандажный топ с накидкой вызывает свои ассоциации у современного зрителя: «Игра престолов», «Пятый элемент».

Пляжный костюм с необычным принтом руки с розой отсылает к викторианской моде на траур и память об ушедших родственниках (королева Виктория носила траур 40 лет и сделала его популярным в своей огромной империи), но в начале XX века мотив рук стали активно использовать сюрреалисты. Подробнее на эту тему можно почитать у нас в статье «От великого до смешного — одна рука».


За год до выхода фильма, в 1938 год, о викторианском символе вспомнила Эльза Скиапарелли, выпустившая пелерину с эффектом «тромплёй» (узор-«обманка»), который она активно использовала.


Броши разных периодов с аналогичной темой.


Пикник от Адриана: непрактично, но романтично.


Встречи с подругами в городе в дневное время: жакет с юбкой-годе и обязательная шляпка. Зеленый жакет сочетает в себе крой фрака (раздвоенные удлиненные фалды и укороченный перед) и ассиметричную застежку милитари. Черный жакет с меховой отделкой — то, что на Западе называют «русским стилем».


Вечерние платья разных силуэтов: с пышными рукавами и юбкой, приталенные с открытой спиной, в ампирном стиле с шелковым палантином и богатой золотой вышивкой, в псевдо-русском стиле с отсылками к турецкому и в целом «условно-восточному» стилю.


Перчатки с набалдашниками — главная оригиналка эпохи Эльза Скиапарелли до такого не додумалась, но ее вышитые модели 1939 года тоже выглядят оригинально. Еще больше перчаток Эльзы смотрите в статье «От великого до смешного — одна рука»


Мода последних лет на облегающие платья с накидками делает красно-белое платье Адриана весьма актуальным сейчас. Гвинет Пелтроу в Tom Ford на Оскаре в 2012, Люпита Ньонго на Золотом глобусе в 2014 в Ralph Lauren, модель с показа Valentino весна 2013.


Черное платье с открытыми плечами и оригинальной формой декольте и турнюром-бантом — отсылка к эпохе конца XIX века (этот силуэт в 1930-1940-ые очень активно использует все та же Скиапарелли). Облегающее платье «шокирующего розового» (фирменный цвет Скиапарелли) с рукавами «летучая мышь» и пелериной с меховой отделкой так же ассоциируется со стилем Скьяп и, кстати, было бы весьма актуально в 1980-ые.

И в конце на сладкое предложим вам небольшую выборку моделей поздних 1930-х из музейных коллекций. Конец 1930-начало 1940-х интересно перекликаются с 1980-и немного 1990-ми, к которым как раз сейчас повернулась мода. Интересно, что из этого может вновь выстрелить?


Верхний ряд: Grès 1937, Vionnet осень-зима 1938-39, Lanvin весна-лето 1937, Nina Ricci весна-лето 1937, Piguet 1933-1937, Chanel 1938.
Нижний ряд: Balenciaga 1939, далее все Elsa Schiaparelli 1938, 1938, 1939, 1939.

Оцените