FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Легендарный фильм Александра Сокурова “Русский ковчег” (2002) известен в первую очередь тем, что снят  одним дублем без остановки камеры и без последующего монтажа. Об этом не раз писали, а вы, наверняка, читали. Для нас, СинеМоды, интересна его “костюмная” составляющая. 

За чуть менее чем полтора часа маркиз де Кюстин (Сергей Дрейден) проходит 4 века русской истории, встречает известных правителей в камерной и парадной обстановке и попутно любуется картинами в Эрмитаже. Художники по костюмам ― Лидия Крюкова, Тамара Сеферян, Мария Гришанова ― проделали большую работу для фильма и получили за нее премию “Ника”

В картине было занято около тысячи исполнителей. И как это это почти всегда бывает, только часть костюмов, около 360, была пошита специально для фильма. Остальное — “из подбора”. Например, для первого бала использовались наряды “Звезды пленительного счастья” (1975) и других картин «Ленфильма». Еще 20 костюмов отобрано в Мариинском театре.

Один из эпизодов ― аудиенция персидских послов у Николая I. В августе 1829 года 16-летний персидский принц Хозрев-Мирза в Зимнем дворце вручил Николаю I шахскую грамоту — «извинительное письмо» за убийство русской дипмиссии и А.С.Грибоедова.

При этом, как мы видим, в фильме множество придворных дам на аудиенции одеты в так называемое “русское парадное платье”. Художники по костюмам здесь пошли на анахронизм.  Николай I  регламентировал парадную одежду придворных дам только в 1834 году, через 5 лет после аудиенции. 

Фасон парадного платья был одинаковый. Это бархатное распашное верхнее платье с удлиненными разрезными рукавами и белая юбка. Отличались только цвета и шитье. Так, штатс-дамы и камер-фрейлины носили зеленое с золотым шитьем, наставницы великих княжон синее с золотым. У фрейлин Ее Величества были платья “пунцового цвета” с золотным шитьем, а у фрейлинам ― тоже пунцовые, но с серебряным. Фрейлины великих княжон могли пошить светло-синие платья с золотным шитьем, а  платье бархатное светло-синего цвета; юбка белая; шитье золотое, того же узора, а гофмейстерины при фрейлинах малиновое с золотом. Приезжающие ко Двору “городские” дамы могли использовать любые цвета, кроме уже назначенных придворных дамам. При этом покрой должен быть тот же. И всем дамам полагался кокошник, а девицам ― повязка на голову.

В фильме два придворных бала с разницей в чуть меньше столетия эпохи Николая I и Николая II (1904 года) и придворные платья использованы на обеих. 

Бал 1830-х гг.
Бал начала 20 века

Одно из использованных платьев можно увидеть на постоянной экспозиции в Ленфильме. Как гласит легенда, это подлинное  придворное платье, приобретенное Г.А. Александровым, создателем сада “Аквариум” еще в 19 веке (театр “Аквариум” в последствие “перерос” в киностудию). Платье использовалось в театре на сцене, на съемочной площадке. Естественно, что бархат истерся, и золотое шитье осыпалось. Для «Русского ковчега» бархат отреставрировали, а на белой юбке  использовали уже не золотное шитье, а золотую печать. 

Аналогичного типа платье на статистке

Три роскошных парадных платья были выставлены в Историческом музее. Посмотрите отчет с выставки у нас на сайте.

Оцените