FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Выставка «Русский Константинополь» посвящена короткому периоду белой эмиграции в Стамбуле в начале 1920-х годов. В пяти залах представлено эклектичное собрание из более 100 экспонатов, в основном из коллекции фонда Александра Васильева. 

Турки 

В турецком зале мебель, посуда и предметы интерьера Османской империи сочетаются с европейским костюмом, на который перешли турки в начале 20 века. Это европейские ротонды и тальмы  из сукна, декорированные золотным и серебряном сутажом и аппликацие (Османская империя, 1900-е годы).

Ротонда, Османская империя, 1900-ые годы. Сукно, золотный сутаж, аппликация
Ротонда, Османская империя, 1900-ые годы. Сукно, золотный сутаж, аппликация
Тальма, Османская империя, 1900-ые годы.

Русский сценический костюм и кокошники

Культурная жизнь русской эмиграции в Стамбуле представлена сценическими костюмами балерины Ольги Смирновой, костюмом Пьеро а-ля Вертинский и коллекцией кокошников.

В 1920-ые — бум на кокошники в западно-европейской моде.
Сценический костюм Пьеро. Около 1915 г. Хлопок, тюль, бархат.
Сценический костюм Ольги Смирновой с кокошником (Константинополь, 1920-ые годы). Саржа, искусственный шелк, ламэ, тесьма, стразы.
Сценический украинский костюм Ольги Смирновой (Константинополь, 1920-ые годы). Шифон, хлопок, вышивка, аппликация
Сценический костюм с кокошником для оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Санкт-Петербург, 1883 год. Шелк муаровый, сутаж, пайетки, стеклярус, бусины. Возможно, ошибка в подписи, так как в википедии указано, что премьера оперы состоялась только в 1899 году в московском театре частной оперы «Товарищество частной оперы» С. И. Мамонтова.

Французские моды

Несколько небольших залов уделено роскошным французским платьям 1920-х годов, богато декорированных стразами, пайетками, блестками и вышивкой. Есть также зал с купальными костюмами этого периода. По задумке выставки, это третий культурный «пласт» Турции того времени ― богатые европейки, отдыхающие на морских курортах. 

Западная Европа, 1920-ые. Шифон, мех, имитация вышивки гладью (техника «фунтик»)
Не совсем понятно, как вписывается сюда Вертинский на заднем плане. Возможно, эти платья символизируют его богатую пресыщенную публику в эмиграции?
Вечернее платье с египетскими мотивами. Западная Европа, 1920-ые. Парча, бисер, стеклярус, бусины
Вечернее платье, Франция, 1920-ые годы. Шелковый шифон, ламэ, бисер, стеклярус, гагат, вышивка.
Манто, Франция, 1920-ые годы. Бархат, шелк, золотный сутаж, вышивка.
Шляпка клош, Западная Европа, 1920-ые. Синель, золотный сутаж.
Платье-туника. Франция, 1920-ые годы. Дом моды Анар. Черный шелк, бисер, стеклярус, мет.нить, вышивка
Вечернее платье, Франция, 1920-ые годы. Шелк, бисер, стеклярус, пайетки, вышивка, аппликация.
Шапочка клош. Дом Маршэ Хэт (Marshe Hats), США, 1925 г. Шелк, пайетки, стеклярус, вышивка.
Вечернее платье, Западная Европа, ОК 1920-х г. Шелк, шелковый газ, вышивка пайетками и кюветками.
Головной убор коаф. Белый металл, стразы
Вечернее платье. Франция, 1920-ые гг. Шелковый шифон, бисер, стеклярус, пайетки, аппликация.
Шапочка клош, Франция, 1925 г. Тюль, пайетки,бусы.
Вечернее платье, Франция, 1920-ые гг. Jeanne Lanven. Крепдешин, бисер, стразы.
Вечернее платье, Западная Европа,1920-ые гг. Шифон, стразы, бисер, искусственный жемчуг
Вечернее платье, Западная Европа, 1920-ые гг. Шелк, бисер, стразы, стеклярус.
Вечернее манто, Франция, около 1925 г. Lucien Lelong. Бархат, шифон.
Дневной костюм, Западная Европа, 1920-ые гг. Бархат, шелк, вышивка, аппликация
Летняя шляпка, Западная Европа, 1920-ые гг. Соломка, рапсовая лента.
Летнее пальто. Середина 1920-х гг. Белая чесуча, вышивка в ориентальном стиле.
Шляпка клош, Западная Европа, 1920-ые гг. Соломка, рапсовая лента.
Платье с декором в русском стиле. Франция, 1927 г. Атласный шелк, вышивка.
Шляпа, Франция, 1920-ые гг. Jeanne Lanvin. Соломка, «кокарда» из тюля
Летнее платье. Западная Европа, 1915 г. Батист, вышивка.
Купальные костюмы. Западная Европа, первая половина XX века. Шерсть, хлопок.
Летнее платье, Франция, Париж, 1920-ые гг. Дом моды Matie Marthe. Шелк, тесьма.

Невероятно символично, что эта выставка закончилась с началом нового витка российской эмиграции. Через сто лет после того, как танцовщица Ольга Смирнова уехала из России в Турцию в 1920 году, в 2022 году Ольга Смирнова, балерина Большого театра, эмигрировала из России. Вот такая спираль истории.

Ольга Смирнова, Николай Триполитов, сайт Rosphoto

Интервью Александра Васильева о выставке «Русский Константинополь»:

https://www.theartnewspaper.ru/posts/20220207-hvem/

https://rg.ru/2022/01/04/vystavka-russkij-konstantinopol-otkrylas-v-muzee-vostoka.html

Оцените