FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Четверка The Beatles в роли Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна, как вам такая идея? Режиссер Ричард Лестер, работавший с музыкантами, купился.

Но затем продюсеры сами же от нее отказались, решив, что харизма Битлов затмит персонажей. Было бы интересно взглянуть на такую картину. Но в итоге имеем, что имеем. Арамис — Ричард Чемберлен, Атос — Оливер Рид, Портос — Фрэнк Финлей и д’Артаньян — Майкл Йорк сыграли историю с подвесками в фильмах “Три мушкетера” и “Четыре мушкетера” (1973 и 1974). И эта экранизация с точки зрения костюмов и декораций, по нашему скромному мнению, одна из достойнейших не только среди мушкетерских картин, но и среди фильмов о 17 веке. И вот почему.

Ричард Лестер имел свой взгляд на мушкетеров, не совсем традиционный: “Думаю, Дюма нравились его герои несколько меньше, чем думает большинство людей; мушкетеры ― наемники ― они будут сражаться, если кто-то даст им денег на красивую лошадь или красивый костюм, и они просто хулиганские мальчишки. Д’Артаньян немного похож на Флэшмена: он неграмотный, невинный, и слишком быстро начинает понтоваться. Я хочу гармонично соединить романтические приключения с циничной комедией, и приблизиться насколько это возможно к 1620-х годам. Вы же понимаете, что, хотя это и романтическое произведение, все они были довольно грязными, никогда не мылись и мочились на все те гобелены, которые сейчас висят в музеях. Но эти детали
не должны мешать приключениям”.

Рошфор и д’Артаньян. Встреча в Менге.

Эта цитата очень точно характеризует происходящее на экране: смешно, цинично и очень исторично.

Художник по костюмам Ивонн Блэйк, на заднем фоне ее эскизы костюмов Миледи

Художником по костюмам фильма стала Ивонн Блейк, уже имевшая большой опыт работы над историческими картинами.

“Я работала с Ричардом Лестером больше чем с любым другим режиссером, ― рассказывала Ивонн. ― Мы сделали 5 фильмов, и это был первый. Мы оба считали, что самое интересное в работе над фильмом ― это подготовка и исследование. Я вдохновлялась картинами Рубенса, Ван Дейка, Жака Калло”.

Ивонн Блэйк

И это вдохновение действительно видно в костюме. Художница точно следует модному силуэту 1620-х. У женщин талия поднялась выше естественной линии, платье разделялось на две части: лиф с баской и с пышными рукавами с разрезами и распашная юбка с мягкими складками. Несмотря на глубокое декольте, грудь чаще всего была плоская. Талия подчеркивалась тонкой лентой. Волосы мелкими локонами обрамляли лицо, у лба вились мелкие кудряшки. Мужской силуэт был довольно перегружен: дублет с пышными разрезными рукавами и широкие, мешковатые бриджи, поверх сапог свешивались кружевные оборки, либо атласные туфли декорировались бантами, а икры подчеркивались чулками, в том числе красными. И мужчины, и женщины украшали одежду кружевными отложными воротничками и манжетами, оборками и бантами, а в качестве головного убора часто носили широкополые шляпы с перьями.

Рубенс Портрет дамы
Антонис ван Дайк. Портрет Анны Софии, графини Карнарвон
Английская королева Генриетта Мария, сестра Людовика 13.
Дэниэль Мейтенс Портрет Джеймса Хэмилтона 1629 год
Антонис ван Дайк 1637 год

В общем, типичное барокко, и эту моду современный зритель вряд ли назовет секси. В фильмах о мушкетерах художники часто сужают костюмы, делая героев более “тонкими и звонкими”, а актрисам опускают талию чуть ниже. Но кажется, что Ивонн Блейк громоздкий силуэт 17 века совершенно не смущал. Все ее герои-мужчины, Анна Австрийская (Джеральдина Чаплин), ее фрейлины, коварная Миледи (Фэй Данауэй) и вся массовка одета в максимально полном соответствии 1620-м годам. За исключением одной героини.

Вы еще не заснули?

Констанция. Сиськи рулят.

Ракель Уэлч, секс-символ 1970-х, на роль Констанции Бонасье, навязали режиссеру продюсеры, посчитав, что одно ее имя обеспечит фильму кассу. Ракель не хотелось летать в Лондон на примерки, и она настояла, что ее костюмы сделает ее бойфренд Рон Тальски. Как и в случае с “Укрощением строптивой” Дзеффирелли одна паршивая овца зачеркнуто строптивая звезда портит всю стилистику фильма. Платье и прическа Ракель выглядят совершенно инородно. В общем не представляем, как Ивонн отреагировала на эти костюмы. Когда “Четыре мушкетера” попали в номинацию на “Оскар”, она не хотела делать ее с Тальски. Да и сама героиня Ракель Уэлч ― это не более чем сочетание глупости и сисек. Наверное, в 70-х это было смешно, Уэлч даже выиграла “Золотой глобус” как лучшая актриса в комедии. Ну а мы разводим руками.

Могучая копьеносица Констанция
И ее боевые груди
Больше, больше сисек! А то мы же сразу не разглядели.
И Рона Тальски должны были номинировать на Оскар за одно это платье. О, камон! Понимаем реакцию Ивонн Блейк.

Однажды король, герцог и кардинал делили королеву

В комедийной части нас поразил Жан-Пьер Кассель в роли Луи 13, пусть и старше по возрасту, но его мимика, жесты, слова, да и внешность ― очень тонко передают образ короля. Сплошные бантики и чуть укороченный дублет у короля ― избалованного мальчика по своему умственному развитию. И при этом он поразительно похож на свои портреты. Как и Саймон Уорд ― Бэкингем: внешнее сходство и отличное сочетание избалованности, тщеславности, самовлюбленности, что отлично выражено в его богатых, блестящих костюмах.

Филипп де Шампань Портрет Людовика 13, 1655. Здесь ему 53 года. В романе действие происходит в 1620-ые, королю нет еще и 30.
Чуть-чуть сдвинуты пропорции костюма, и король уже смотрится смешно.
Король на охоте. В колеснице. Затейник Луи.
Блестящий во всех смыслах Бэкингем
Портрет герцога работы Рубенса
Ивонн Блэйк выбрала для Бэкингема серо-голубые цвета. В Европе бильярд появился в 15 веке, так что исторически

Чарлтон Хестон в роли Ришелье ― третьего соперника за сердце королевы ― не так хорош по части актерской игры, он словно боялся переборщить. Зато его костюмы прекрасны. Максимально лаконичные внешне, но с богатой узорчатой отделкой с изнанки. Деталь, которая может стать отличной метафорой этого персонажа. Рошфор (Кристофер Ли), тоже всегда в красном, впервые в кино обрел повязку на глаз. Позже эту деталь скопируют в фильмах 1993 и 2011 годах и остроумно обыграют в сериале 2014-2016 гг.

Подкладка! Да и сам гаун хорош!
Рошфор в черном. А еще этот кадр словно утраченная картина какого-нибудь голландца 17 века.

Ивонн Блейк ― мастер передать образ через небольшие детали. Вроде бы все мушкетеры в черном, и при этом все они разные. Богатая золотая отделка у Портоса, изношенная, небрежная, хоть и дорогая одежда Атоса, элегантная безупречность Арамиса, смелость и юность д’Артаньяна. И конечно, для сцен битв эти прекрасные вещи с тонкими гипюровыми воротничками пришлось старить. Ивонн рассказывает: “Когда я сказала нашему супервизору по костюмам, что все костюмы нужно очень тщательно состарить, а кружево порвать и испачкать, тот отказался наотрез и его уволили”.

Портос позирует для портрета. Арамис смотрит с недоумением.
Франс Халс. У голландцев были чуть более специфические воротнички и все равно Портос ужасно напоминает «Смеющегося кавалера»
Посмотрите на шишки на его перчатках — отсылка к его желанию посвятить себя служению Богу. Сосновая шишка — один из символов, используемых Папой Римским.
Еще не приодетый д’Артаньян и три мушкетера.
Для сравнения граф де ла Фер в период своего брака с Анной. Ивонн Блейк показывает в костюмах героев разницу во времени. Это скорее мода 16 века и до 1610 годов. Пышные круглые о-де-шосс еще носили на церемониальных нарядах и позже, но эта дивная мода уже понемногу отходила
Принарядившийся д’Артаньян
Смотрите, люди, я бэтмен! Прыгающий д’Артаньян. 10 из 10 бэтменов.

Под обманчивой нежностью светлых, воздушных нарядов Миледи скрывается черный фантазийный корсет, пусть и полностью придуманный, зато какой сексуальный. А как в первом фильме Бэкингем вынимает бюск из корсета, а во втором ― Миледи вставляет эту планку в корсет! Блейк говорит, что нарисовала на бюске ягуара, но в фильме этого, конечно, не разглядеть. И даже эти забавные подушки для создания объема на бедрах красиво сшиты.

Обманчивая зефирная воздушность Миледи
Эскиз Ивонн Блейк
Сумочка Миледи! Богична в каждой детали.
Блейк выдерживает гардероб Миледи в белых, серо-голубых, розовых и желтых цветах. Нежно и женственно, и обманчиво.
А вот и розовое нижнее платье — киртл.
Такие пышные халатики без рукавов вполне историчны. Аналогичное платье на сайте Музея Виктории и Альберта
Американские индейцы из английских колоний при дворе Бэкингема «засветились» в первом фильме, чтобы во втором неожиданно обезоружить Миледи.
Кольца на разных фалангах.
Домашние тапочки

В каждой детали, в каждой мелочи Миледи продуманна и изощренна. А ее маленькая шляпка со смешным козырьком ― вариация испанского военного головного убора “монтеро”. Блейк говорит, что при работы над костюмными фильмами ищет вдохновение в музеях,в собственной богатой библиотеке по искусству. Зарисовывает в блокнот интересные вещи, необычные детали в исторических костюмах. Каждый раз ей хочется найти что-то новое, необычные.

Шляпка «монтеро»

Анна Австрийская на фоне Миледи выглядит более бледно. Хотя ее первый бело-золотой наряд подчеркивает ее легкомысленное счастье, которое будет разбито коварством Ришелье. И вот уже бордовый наряд подчеркивает страх и страдания героини. В финале, после своей победы она одета в платье, словно с одного из портретов королевы.

Анна Австрийская. Автор портрета неизвестен. Стоящий воротник, пышные рукава с разрезами, высокая талия. Нитка жемчуга.
Охотничий костюм
Поникшая королева в пыльно-розовом.
Это же платье во втором фильме, и снова королева в ужасе и страхе от интриг кардинала
Алтарь богини.
Портрет Анны работы Франса Поурбюса Младшего. Королева в церемониальном платье. Ее свекровь Мария Медичи позировала в точно таком же.
Очень похожий необычный воротник, манжеты и корона. Портрет Анны работы Рубенса 1620-1625 гг.
Еще одно возвращение первого платья. Корсет королевы очень скромный по сравнению с Миледи.

Нельзя обойти внимание и серебряный бал, где всем участникам достались необычные головные уборы и маски. Возможно, кстати, Ивонн вдохновилась только отгремевшим балом сюрреалистов 1972 года. Но подобное безумие вполне вписывается в барочную эстетику. А использованные образы с юмором обыгрывают сюжет. Беззащитный лебедь на голове у Анны, которая смогла обыграть кардинала, и коршун у недалекого Людовика и огромная бабочка у Миледи, в которой скрывается опасное оружие. Позже Эйко Исиока сделает подобный бал в фильме “Белоснежка. Месть гномов”.

Королева-лебедь и король-коршун. Но на деле все не так просто.
Прекрасная бабочка Миледи
А эти бабочки вооружены и оченьопасны
Эскизы Ивонн Блейк

В заключение отметим, что фильм обыгрывает не только барочную стилистику, но и напоминает, что 17 век ― эпоха Просвещения. Герои используют множество разных интересных механизмов, англичане и вовсе испытывают подводную лодку (вот они где Битлы неожиданно всплыли). При этом быт и повседневная жизнь (площадные развлечения, бани, фокусники, игры, спорт и тренировки, индейцы, трактиры) показаны так стилистически красиво, словно это ожившие картины золотого века голландцев, и при этом с юмором вписаны в сюжет.

Шахматы-собаки — королевские забавы. У каждой собачки свой костюмчик.
И даже у маленькой обезьянки в шахматах свой костюм.
И еще один костюмчик для обезьянки Миледи
Прачечная
Площадные забавы
Кадр, словно с картины художников 17 века
Д’Артаньян вышел в окно и неожиданно вернулся обратно.
Всюду жизнь.
Механические качели для королевы и ее дам.
Механический тренер по фехтованию
Бадминтон и теннис придуманы в 19 веке, но это и правда, забавно. Позже аналогичный эпизод будет в фильме «Вечная любовь», где действия развивается еще раньше, в начале 16 века.
Игровой клуб образца 17 века
Еще один вариант бильярда
И тут надо было врубить We all live in a yellow submarine
Чертеж подлодки. Фильм Мушкетеры 2011 года с дирижаблями теперь не кажется таким уж новаторским?

Использованные материалы
Lester’s Back and the ‘Musketeers’ Have Got Him
Yvonne Blake: “We must work hard and face challenges, even difficult ones, because we do not learn by taking the easiest way”
Farewell Costume Designer Yvonne Blake (1940-2018)
Entrevista a Yvonne BlakePilar Rubio — About my world | Pilar Rubio — About my world

Оцените