Смешно, цинично, исторично / «Три мушкетера» (1973) и «Четыре мушкетера» (1974)
Четверка The Beatles в роли Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна, как вам такая идея? Режиссер Ричард Лестер, работавший с музыкантами, купился.
Но затем продюсеры сами же от нее отказались, решив, что харизма Битлов затмит персонажей. Было бы интересно взглянуть на такую картину. Но в итоге имеем, что имеем. Арамис — Ричард Чемберлен, Атос — Оливер Рид, Портос — Фрэнк Финлей и д’Артаньян — Майкл Йорк сыграли историю с подвесками в фильмах “Три мушкетера” и “Четыре мушкетера” (1973 и 1974). И эта экранизация с точки зрения костюмов и декораций, по нашему скромному мнению, одна из достойнейших не только среди мушкетерских картин, но и среди фильмов о 17 веке. И вот почему.
Ричард Лестер имел свой взгляд на мушкетеров, не совсем традиционный: “Думаю, Дюма нравились его герои несколько меньше, чем думает большинство людей; мушкетеры ― наемники ― они будут сражаться, если кто-то даст им денег на красивую лошадь или красивый костюм, и они просто хулиганские мальчишки. Д’Артаньян немного похож на Флэшмена: он неграмотный, невинный, и слишком быстро начинает понтоваться. Я хочу гармонично соединить романтические приключения с циничной комедией, и приблизиться насколько это возможно к 1620-х годам. Вы же понимаете, что, хотя это и романтическое произведение, все они были довольно грязными, никогда не мылись и мочились на все те гобелены, которые сейчас висят в музеях. Но эти детали
не должны мешать приключениям”.
Эта цитата очень точно характеризует происходящее на экране: смешно, цинично и очень исторично.
Художником по костюмам фильма стала Ивонн Блейк, уже имевшая большой опыт работы над историческими картинами.
“Я работала с Ричардом Лестером больше чем с любым другим режиссером, ― рассказывала Ивонн. ― Мы сделали 5 фильмов, и это был первый. Мы оба считали, что самое интересное в работе над фильмом ― это подготовка и исследование. Я вдохновлялась картинами Рубенса, Ван Дейка, Жака Калло”.
Ивонн Блэйк
И это вдохновение действительно видно в костюме. Художница точно следует модному силуэту 1620-х. У женщин талия поднялась выше естественной линии, платье разделялось на две части: лиф с баской и с пышными рукавами с разрезами и распашная юбка с мягкими складками. Несмотря на глубокое декольте, грудь чаще всего была плоская. Талия подчеркивалась тонкой лентой. Волосы мелкими локонами обрамляли лицо, у лба вились мелкие кудряшки. Мужской силуэт был довольно перегружен: дублет с пышными разрезными рукавами и широкие, мешковатые бриджи, поверх сапог свешивались кружевные оборки, либо атласные туфли декорировались бантами, а икры подчеркивались чулками, в том числе красными. И мужчины, и женщины украшали одежду кружевными отложными воротничками и манжетами, оборками и бантами, а в качестве головного убора часто носили широкополые шляпы с перьями.
В общем, типичное барокко, и эту моду современный зритель вряд ли назовет секси. В фильмах о мушкетерах художники часто сужают костюмы, делая героев более “тонкими и звонкими”, а актрисам опускают талию чуть ниже. Но кажется, что Ивонн Блейк громоздкий силуэт 17 века совершенно не смущал. Все ее герои-мужчины, Анна Австрийская (Джеральдина Чаплин), ее фрейлины, коварная Миледи (Фэй Данауэй) и вся массовка одета в максимально полном соответствии 1620-м годам. За исключением одной героини.
Констанция. Сиськи рулят.
Ракель Уэлч, секс-символ 1970-х, на роль Констанции Бонасье, навязали режиссеру продюсеры, посчитав, что одно ее имя обеспечит фильму кассу. Ракель не хотелось летать в Лондон на примерки, и она настояла, что ее костюмы сделает ее бойфренд Рон Тальски. Как и в случае с “Укрощением строптивой” Дзеффирелли одна паршивая овца зачеркнуто строптивая звезда портит всю стилистику фильма. Платье и прическа Ракель выглядят совершенно инородно. В общем не представляем, как Ивонн отреагировала на эти костюмы. Когда “Четыре мушкетера” попали в номинацию на “Оскар”, она не хотела делать ее с Тальски. Да и сама героиня Ракель Уэлч ― это не более чем сочетание глупости и сисек. Наверное, в 70-х это было смешно, Уэлч даже выиграла “Золотой глобус” как лучшая актриса в комедии. Ну а мы разводим руками.
Однажды король, герцог и кардинал делили королеву
В комедийной части нас поразил Жан-Пьер Кассель в роли Луи 13, пусть и старше по возрасту, но его мимика, жесты, слова, да и внешность ― очень тонко передают образ короля. Сплошные бантики и чуть укороченный дублет у короля ― избалованного мальчика по своему умственному развитию. И при этом он поразительно похож на свои портреты. Как и Саймон Уорд ― Бэкингем: внешнее сходство и отличное сочетание избалованности, тщеславности, самовлюбленности, что отлично выражено в его богатых, блестящих костюмах.
Чарлтон Хестон в роли Ришелье ― третьего соперника за сердце королевы ― не так хорош по части актерской игры, он словно боялся переборщить. Зато его костюмы прекрасны. Максимально лаконичные внешне, но с богатой узорчатой отделкой с изнанки. Деталь, которая может стать отличной метафорой этого персонажа. Рошфор (Кристофер Ли), тоже всегда в красном, впервые в кино обрел повязку на глаз. Позже эту деталь скопируют в фильмах 1993 и 2011 годах и остроумно обыграют в сериале 2014-2016 гг.
Ивонн Блейк ― мастер передать образ через небольшие детали. Вроде бы все мушкетеры в черном, и при этом все они разные. Богатая золотая отделка у Портоса, изношенная, небрежная, хоть и дорогая одежда Атоса, элегантная безупречность Арамиса, смелость и юность д’Артаньяна. И конечно, для сцен битв эти прекрасные вещи с тонкими гипюровыми воротничками пришлось старить. Ивонн рассказывает: “Когда я сказала нашему супервизору по костюмам, что все костюмы нужно очень тщательно состарить, а кружево порвать и испачкать, тот отказался наотрез и его уволили”.
Под обманчивой нежностью светлых, воздушных нарядов Миледи скрывается черный фантазийный корсет, пусть и полностью придуманный, зато какой сексуальный. А как в первом фильме Бэкингем вынимает бюск из корсета, а во втором ― Миледи вставляет эту планку в корсет! Блейк говорит, что нарисовала на бюске ягуара, но в фильме этого, конечно, не разглядеть. И даже эти забавные подушки для создания объема на бедрах красиво сшиты.
В каждой детали, в каждой мелочи Миледи продуманна и изощренна. А ее маленькая шляпка со смешным козырьком ― вариация испанского военного головного убора “монтеро”. Блейк говорит, что при работы над костюмными фильмами ищет вдохновение в музеях,в собственной богатой библиотеке по искусству. Зарисовывает в блокнот интересные вещи, необычные детали в исторических костюмах. Каждый раз ей хочется найти что-то новое, необычные.
Анна Австрийская на фоне Миледи выглядит более бледно. Хотя ее первый бело-золотой наряд подчеркивает ее легкомысленное счастье, которое будет разбито коварством Ришелье. И вот уже бордовый наряд подчеркивает страх и страдания героини. В финале, после своей победы она одета в платье, словно с одного из портретов королевы.
Нельзя обойти внимание и серебряный бал, где всем участникам достались необычные головные уборы и маски. Возможно, кстати, Ивонн вдохновилась только отгремевшим балом сюрреалистов 1972 года. Но подобное безумие вполне вписывается в барочную эстетику. А использованные образы с юмором обыгрывают сюжет. Беззащитный лебедь на голове у Анны, которая смогла обыграть кардинала, и коршун у недалекого Людовика и огромная бабочка у Миледи, в которой скрывается опасное оружие. Позже Эйко Исиока сделает подобный бал в фильме “Белоснежка. Месть гномов”.
В заключение отметим, что фильм обыгрывает не только барочную стилистику, но и напоминает, что 17 век ― эпоха Просвещения. Герои используют множество разных интересных механизмов, англичане и вовсе испытывают подводную лодку (вот они где Битлы неожиданно всплыли). При этом быт и повседневная жизнь (площадные развлечения, бани, фокусники, игры, спорт и тренировки, индейцы, трактиры) показаны так стилистически красиво, словно это ожившие картины золотого века голландцев, и при этом с юмором вписаны в сюжет.
Использованные материалы
Lester’s Back and the ‘Musketeers’ Have Got Him
Yvonne Blake: “We must work hard and face challenges, even difficult ones, because we do not learn by taking the easiest way”
Farewell Costume Designer Yvonne Blake (1940-2018)
Entrevista a Yvonne BlakePilar Rubio — About my world | Pilar Rubio — About my world
Поделиться "Смешно, цинично, исторично / «Три мушкетера» (1973) и «Четыре мушкетера» (1974)"
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.