FavoriteLoadingДобавить в Избранное

В Музее Кино на ВДНХ можно увидеть роскошные костюмы из фильмов «Анна Каренина. История Вронского», «Мешок без дна», «Печорин», «Бесы» и другие.

Их создатель — Дмитрий Андреев, известный художник по костюмам (его интервью для CineModa). И хотя сам Дмитрий не любит слово «реконструкция», его подход к костюму отличает бережное следование духу и моде воссоздаваемых им эпох. Так что эта выставка не только о костюмах в кино, она еще и об истории моды XVIII-первой половины XIX века. В экспозиции около 40 костюмов из фильмов и сериалов. Стоит отметить, что на всех фильмах, костюмы к которым выставлены в Музее, Дмитрий Андреев работал вместе с Владимиром Никифоровым.

Выставку открывают костюмы для Екатерины I и Петра I, созданные для еще невышедшего проекта. «Мы хотели представить двор петровской поры как золотую бонбоньерку, все обитатели которой — куклы, куклы пандоры», — рассказывает Дмитрий Андреев во время авторской экскурсии на открытии. Именно поэтому в костюмах так много золота, вышивки, блеска. По словам художника, Эрмитаж предоставил доступ к подлинной одежде Петра I, и костюмы получились близкими оригиналам.


Придворное платье для ассамблеи, 1700. Корсаж, юбка, верхнее распашное платье, турнюр, подрукавники, фонтанж. Бархат, шелк, хлопок, металлизированная тесьма.


Костюмы Петра I. Кафтан, кюлоты, сорочка, камзол, галстук «крават», чулки. Сукно, шелк, муаровый шелк, вышивка металлизированной нитью, металл, лен. Треуголка. Фетр, перо страуса, антикварный аграмант. Ботинки. натуральная кожа, металл.

Еще один наряд из XVIII века был создан для фильма «Форт Росс. В поисках приключений» (2014 г., режиссер Юрий Мороз), но, к сожалению, этот эпизод не вошел в кино. Это домашний, повседневный костюм Екатерины II. «Мы решили отойти от привычного ее образа, знакомого нам по портретам Левицкого, Боровиковского, решили сделать ее на гребне модной волны. Потом я нашел шляпу и получился прогулочный костюм», — рассказывает Дмитрий Андреев.


1. Прогулочное платье Екатерины II. 1787 г. Юбка, корсаж, верхнее распашное платье, две нижние юбки, косынка «фишю», бархатка, медальон на бархатной ленте. Шелк, хлопок, металл, стразы, антикварные лента и кружево. Шляпка: солома, шелк, синель, перо страуса. 2. Наталья Суркова в роли Екатерины II, Юрий Оленников. Источник фото: Дмитрий Андреев, фото со съемок. 

Основное действие в фильме происходит в XIX веке, незадолго до восстания декабристов. Большое внимание в нем было уделено «состариванию» костюмов, так чтобы герои смотрелись достоверно. К примеру, капитана пиратов в исполнении Михаила Горевого, лейтенант русских моряков обзывает «грязнулей», так что костюм просто обязан был соответствовать этому эпитету. По словам Дмитрия Андреева для этого фильма были арендованы некоторые костюмы из фильма «Парфюмер», и остальные костюмы пришлось подогнать стилистически к ним.


Главный пират. 1820. «Форт Росс. В поисках приключений» (2014 г., режиссер Юрий Мороз). Мундир, кюлоты, жилет, сорочка, чулки, ботинки, двууголка. Сукно, лет, металл, хлопок, фетр. Крестьянка. 1820. «Форт Росс. В поисках приключений» (2014 г., режиссер Юрий Мороз). Сорочка, две нижние юбки, верхняя юбка, кафтан, чепец, фартук, шейный платок. Шерсть, сукно, хлопок, лен, металл

«Это просто крестьянка, которая ничем не должна была выделяться, — рассказывает Дмитрий. — Ее одежда скроена по образцам фильма „Парфюмер“. С начала 2000-х гг., когда на экраны вышел фильм „Пираты Карибского моря“, „Парфюмер“, все стали уделять много внимания „фактурности“ костюмов. Мы „фактурили“ практически каждый костюм в стилистике „Парфюмера“».

Мода 1940-х представлена костюмами из фильмов «Русская игра» (по Н.Гоголю) и «Печорин» (по М.Лермонтову).


1. Костюм Степана Ивановича Утешительного (Сергей Гармаш). 1840. «Русская игра» (2007, режиссер Павел Чухрай). Фрак, жилет, сорочка, панталоны. Шерсть, бархат, смесовая ткань. 2. Визитный костюм Лукино Форца (Джулиано ди Капуа). 1840. «Русская игра» (2007, режиссер Павел Чухрай). Сюртук, панталоны, сорочка, жилет, шейный платок, бутоньерка, носовой платок, бутоньерка, галстук-пластрон. Шерсть, шелк, хлопок, смесовая ткань.

Дмитрий Андреев: «Здесь представлены два характера. Это иностранец, итальянец. У него модный покрой сюртука, изящная талия (в кино актер носил корсет) и на контрасте с ним — русский прохвост. У него странный покрой фрака: мы намеренно деформировали пропорции, завысили талию, придали костюму мятую фактуру».

Продолжает тему 1840-х фильм «Печорин», снятый в формате воспоминаний героя, находящегося при смерти, о ярких событиях его жизни. Янтарный зной пустынь Персии контрастирует с влажным сизым цветом, которым окрашены эпизоды его воспоминаний. Весь фильм был снят в павильонах Киностудии им. М. Горького, и, к сожалению, так и не вышел в прокат в России.


1. Прогулочное платье Веры (Ирина Савицкова). 1841. «Печорин» (2011, режиссер Роман Хрущ). Платье, антикварная шаль «шатильи». Искусственный шелк, шелк, хлопок, антикварное кружево. Шляпка-фаэтон. Шелк, перо страуса, цвены, капрон-сито. Визитный костюм Доктора Вернера (Дмитрий Поднозов). 1841. «Печорин» (2011, режиссер Роман Хрущ). Сюртук, панталоны, рубашка, жилет, шейный платок. Шерсть, хлопок, х/б бархат, жаккард, шелк. Цилиндр. Шерсть, шелк, кожа. 2. Прогулочное платье Веры. 1841. «Печорин» (2011, режиссер Роман Хрущ) Платье, антикварная шаль. Искусственный шелк, шелк, хлопок, антикварное кружево. Шляпка-кибитка, шелк, антикварное кружево, перо страуса, капрон-сито.

 
Прогулочное платье княжны Мэри (Барбара Судец). 1841. «Печорин» (2011, режиссер Роман Хрущ) Платье, шаль. Шелк, кисея, антикварное кружево. Шляпка-фаэтон, вуалетка. Шелк, антикварное кружево, искусственные цветы, капрон-сито.

Дмитрий Андреев рассказывает, что эта камерная работа ему очень дорога: «Здесь была проведена тончайшая работа над образами. Было мало персонажей, при этом, каждому уделялись максимальное внимание. Сам фильм дымный, туманный, напоминающий английское кино».

Следующая часть экспозиции — конец 1850-х — 1860-ые, которые представлены костюмами из фильмов «Три женщины Достоевского» (2010, Режиссеры Евгений Ташков, Алексей Ташков) и «Бесы» (2014, режиссер Владимир Хотиненко)


Платье Марьи Дмитриевны (Елена Плаксина). «Три женщины Достоевского» (2010, Режиссеры Евгений Ташков, Алексей Ташков). Лиф, юбка, две нижние юбки, шаль. Репс хлопковый, антикварное шитье, шерсть.

По словам Андреева, «Бесы» построены на контрасте двух миров: «Первый — это благость, пастораль, мирный провинциальный город (фильм снимали в Костроме), солнце, светлые дома, теплые оттенки в одежде. И вдруг в городе появляется Ставрогин, черный человек, князь Тьмы, который приносит в город смуту, смятение, несчастье. И дальше город постепенно окрашивается в темные тома, чернеет, приобретает монохром, становится цвета тины, которая поднимается со дна с подачи этого страшного человека».

На выставке представлены костюмы Даши Шатовой (Мария Луговая), Лизы (Иванна Петрова), губернаторши (Наталья Курдюбова) и генеральши, матери Ставрогина, Ставрогина (Надежда Маркова) и следователя Горемыкина (Сергей Маковецкий), Николая Ставрогина (Максим Матвеев) и др.


1. Домашнее платье Даши Шатовой (Мария Луговая). 1865. «Бесы» (2014, режиссер Владимир Хотиненко). Жакет «заув», отделанный сутажным аграмантом, юбка, блуза, антикварный пояс с пряжкой, кринолин, антикварная брошь-камея. Шерсть, шелк, хлопок, металл, эмаль. 2. Прогулочное платье Лизы (Иванна Петрова). 1867. «Бесы» (2014, режиссер Владимир Хотиненко). Кринолин, платье, сетка для волос, медальон, палантин. Шелк, антикварное кружево, металл, хлопок. Шляпка. Соломка, искусственные цветы, перо страуса, шелк.


1. Визитный костюм Губернаторши (Наталья Курдюбова). 1867. «Бесы» (2014, режиссер Владимир Хотиненко). Лиф, юбка, турнюр, кринолин, казакин. Тафта, шелк, хлопок, антикварное кружево. Шляпка. Соломка, искусственные цветы, шелк, перо страуса. 2. Приемное платье Губернаторши в стиле «Balmoral» (шотландская клетка, моду на которую ввела королева Виктория, названа по имени ее шотландского поместья). 1867. «Бесы» (2014, режиссер Владимир Хотиненко). Лиф с бантом, юбка, кринолин, шейное украшение антикварный медальон с эмалью, антикварное кружевное канзу «блонд». Шелковая тафта, кружево, хлопок, металл, эмаль.

По словам Андреева, ведущий цвет модницы Юлии Михайловны фон Лембке (Наталья Курдюбова) — зеленый, в разных оттенках он присутствует во всех ее нарядах. Зеленый, кстати, (цвет тины, которая засасывает город) появляется во многих женских костюмах, в том числе Лизы (Иванна Петрова), Даши (Мария Луговая) и Варвары Петровны Ставрогиной (Надежда Маркина). Последнее платье Ставрогиной — сизого цвета, в переливах оливкового и синего с ярко-синими крупными цветами — тревожный, напряженный для глаз рисунок, усиливающий драматизм развязки.

 

Губернаторша — Наталья Курдюбова, Генеральша — Надежда Маркина. Источник фото: Дмитрий Андреев, фото со съемок.


1. Домашнее платье из ткани «шине» Варвары Петровны Ставрогиной (Надежда Маркина).1867. «Бесы» (2014, режиссер Владимир Хотиненко). Лиф, юбка, кринолин, подрукавники, антикварный пояс с пряжкой, брошь с искусственным камнем. Шелк, хлопок, антикварное кружево. Шаль антикварная из шерсти. Шляпка с антикварной вуалью. Лино, шелк, искусственные цветы. 2. Домашнее платье Варвары Петровны Ставрогиной (Надежда Маркина).1865. «Бесы» (2014, режиссер Владимир Хотиненко). Платье, кринолин, антикварная шаль «шантильи», антикварная брошь, шатлен. Шелк, хлопок, кружево, искусственный камень, металл. Чапец-наколка. Кружево, шелк.

Достоевский соседствует на выставке с Толстым. Костюмы из «Анны Карениной. История Вронского» (2017) Карена Шахнахарова представляют 1870-ые годы. Можно увидеть платья Долли (Виктория Исакова), Анны (Елизавета Боярская) и Лидии Ивановны (Светлана Аманова), бальный костюм Каренина (Виталий Кищенко).


1. Визитный костюм Лидии Ивановны (Светлана Аманова). 1875. «Анна Каренина. История Вронского» (2017, режиссер Карен Шахназаров). Лиф, юбка. Шелк, антикварное кружево, тесьма. Шляпка. Соломка, перо страуса, шелк, антикварное чучело птицы, антикварная вуалетка. 2. Прогулочное платье Анны Карениной (Елизавета Боярская). 1875. «Анна Каренина. История Вронского» (2017, режиссер Карен Шахназаров). Жакет, юбка, нижняя юбка. Шелк репс, хлопок, шелк. Шляпка с вуалеткой, шляпная булавка. Искусственная солома, перо страуса, искусственные цветы, тафта.


1. Визитный костюм Долли (Виктория Исакова).1875. «Анна Каренина. История Вронского» (2017, режиссер Карен Шахназаров). Лиф, юбка, турнюр,брошь с поделочным камнем, бархатка. Шелк, хлопок, кружево. Канотье. Соломка, шелковый репс, антикварная шляпная булавка, антикварная вуалетка. Шаль. Шерсть. 2. Домашний костюм Долли (Виктория Исакова).1875. «Анна Каренина. История Вронского» (2017, режиссер Карен Шахназаров). Лиф, юбка, турнюр, бархатка. Шелк, хлопок. Шаль. Шерсть.

Как объяснял Дмитрий на экскурсии, вопреки общей тенденции показывать Долли в заплатанном халате, неприбранной, непричесанной, режиссер Карен Шахназаров решил, что она может быть другой. Женщиной, которая хочет нравиться своему муж вопреки всему. Поэтому ее туалеты были модные, со вкусом, пусть и скромные.

Фильм «Мешок без дна» (2017) Рустама Хамдамов поставил перед художником сложную задачу. Само кино черно-белое, платье главной героини, рассказчицы (Светлана Немоляева) — черное. Оно не могло быть гладким, простым. Нужно было сделать так, чтобы зрителю хотелось ее в этом образе рассматривать (сразу вспоминается Диана Вриланд и ее знаменитое: «Глаз должен путешествовать»?), поэтому платье было обогащено вышивкой, кружевами, антикварными и современными.


Костюм фрейлины-рассказчицы. 1885 год. «Мешок без дна» (2017, режиссер Рустама Хамдамов). Лиф, юбка, турнюр, нижняя юбка, боа, муфта. Шелк, кружево, антикварное кружево, стекло. Шляпка, шляпная булавка, вуалетка. Соломка, антикварный аграмант, перо страуса, антикварное чучело птицы.

В экранизации романа Б. Акунина «Пелагия и белый бульдог» (2009) Дмитрий Андреев опирался на моду 1897 года, остромодными для этого периода было туалеты светской ипостаси героини — Полины (Полина Кутепова). Наина же (Виктория Исакова), наоборот, должна казаться чуждой гармонической массе провинциального города и его модных дам. Дмитрий одел ее по моде 1910 года, костюмом подчеркнув ее экзальтированность, свободные нравы, эксцентричность.


1. Бальное платье Полины Лисицыной (Пелагии). 1897. «Пелагия и белый бульдог» (2009, режиссер Юрий Мороз). Платье, бутоньерка, нитка искусственного жемчуга. Искусственный шелк, хлопок, антикварное кружево. 2. Визитное платье Наины Телиановой. 1897. «Пелагия и белый бульдог» (2009, режиссер Юрий Мороз). Платье, боа, шляпа, шляпная булавка, антикварная пряжка, бусы (стекло). Шелк, тюль, пайетки, стеклярус, перо страуса, соломка, перья индейки.


Визитный тальер Полины Лисицыной (Пелагии). 1897. «Пелагия и белый бульдог» (2009, режиссер Юрий Мороз). Лиф, юбка, пояс, брошь, перчатки. Шелковый муар, антикварное кружево. Шляпа. Соломка, перо райской птицы, искусственные цветы, антикварная вуаль, шляпная булавка.

Необычный костюм из фильма «Элизиум» (2010, режиссер Андрей Эшпай) для Ольги, эксцентричной поэтессы с разбитым сердцем, костюм был сделан по мотивам нарядов Поля Пуаре для костюмированного бала «1002 ночи, или Торжество по-персидски» 1911 года.

 
1. Вечерний костюм Ольги Дмитриевой (Зоя Кайдановская) в стиле Поля Пуаре. 1915. «Элизиум» (2010, режиссер Андрей Эшпай). Верхнее платье с юбкой «абажур», шальвары (шаровары), бусы (пара). Смесовая ткань, металлизированная бахрома, перо марабу, пластик. Тюрбан с султаном, брошь. Парча, перо, стразы. 2. Зоя Кайдановская на съемках. Фото Дмитрия Андреева.

 

Зоя Кайдановская и Алексей Колубков. Фото со съемок Дмитрия Андреева.

Этот же костюм на статистке в эпизоде в сериале «Мурка»

В сериале «Мурка», несмотря на его стилистику комиксов, Дмитрий стремился следовать силуэту 1922 года. Он еще близок 1918-1919 гг. и идет далеко не каждой актрисе. «Здесь надо было найти золотую середину, чтобы это было смотрибельно, и логично, и напоминало ту эпоху», — поясняет художник.

На выставке представлены платья княгини Шаховской, героини Светланы Ходченковой. Ее костюмы в холодной цветовой гамме, с хрустальными, светоотражающими фактурами (Варвара будто вся усыпана бриллиантами), призваны подчеркнуть ее замкнутость, холодность, за которыми скрывается душевное смятение.

 
1.Прогулочное платье Варвары Шаховской (Светлана Ходченкова). 1921. «Мурка» (2017, режиссеры Антон Розенберг, Ярослав Мочалов). Платье. Хлопок, шелк, стразы, стеклярус. Сумочка. Бисер, стеклярус. Шляпка. Капрон-сито, шифон, шелк, антикварная шляпная булавка. 2. Вечернее, черное платье Варвары Шаховской (Светлана Ходченкова). 1921. «Мурка» (2017, режиссеры Антон Розенберг, Ярослав Мочалов). Платье. Искусственный шифон, шелк, стеклярус, перо марабу. Шляпка, две шляпные булавки. Искусственная солома, капрон-сито, перо цапли.


Уличный костюм Зинаиды Синекуровой (Ольга Дегтярева). 1921. «Мурка» (2017, режиссеры Антон Розенберг, Ярослав Мочалов). Платье, блуза, пальто «пыльник», меховая горжетка. Шелк, лен, хлопок, антикварное кружево, натуральный мех, Шляпка, вуалетка, две шляпные булавки. Соломка, смесовая ткань, антикварная вуаль.

 
Вечернее платье Варвары Шаховской (Светлана Ходченкова). 1921. «Мурка» (2017, режиссеры Антон Розенберг, Ярослав Мочалов). Платье, винтажное колье. Смесовая ткань, стразы. Тюрбан. Пайетки, стразы.

Золотое платье «Мурки», все расшитое стеклярусом и бисером, сделано в стилистике того же Поля Пуаре. Героиня, не привыкшая к роскошным, чувственным платьям, чувствует себя в нем скованно, кутается в палантин.

 
Вечернее платье Маруси Климовой (Мария Луговая). 1922. «Мурка» (2017, режиссеры Антон Розенберг, Ярослав Мочалов). Платье верхнее, чехол, тюрбан с эгретом, шарф-тюль. Искусственная парча, тюль, бисер, стеклярус, перо цапли, пайетки.

И, наконец, финальный экспонат выставки — припыленно-розовое платье 1940-х гг из фильма «Рай» Андрея Кончаловского. Его носит Ольга, героиня Юлии Высоцкой, русская аристократка-эмигрантка, живущая в Париже. Платье сшито по моде своего времени, из крепа, материала, который был очень популярен в 40-ые, при этом оно достаточно скромное.


Платье Ольги (Юлия Высоцкая). 1940. «Рай» (2016, режиссер Андрей Кончаловский). Платье. Шелковый креп, пластик. Винтажная шляпка. Фетр. Меховая горжетка из чернобурой лисы.

На выставке также представлены предметы из коллекции Дмитрия Андреева — антикварные аксессуары, белье, журналы. «Это те самые вещи, которые я непосредственно использую в кино, — объясняет Дмитрий. — Я их даю в кадр, в руки актерам/актрисам. Антикварный веер, горжет, шляпа — все это придает подлинный аромат эпохи. Кино — искусство крупного плана, и мы не должны обмануть зрителя. Мы вынуждены собирать маленькие кусочки кружева, шляпные булавки, часы, лорнеты, цепочки. Всем этим мы „насыщаем“ костюм».

По словам художника, часть своих костюмов он хранит в своей костюмерной и не готов отдавать и в чужие руки:

«Все спрашивают, что же происходит с костюмами после кино? Как правило, их ждет незавидная судьба: они умирают в клетчатых сумках на дачах, в гаражах, превращаются в тлен. Какие-то костюмы просто сжигаются, в лучшем случае перепродаются, чтобы потом сыграть на актерах массовых сцен. Мои костюмы рождаются в муках, в ночных бдениях. Половина костюмов на этой выставке сшито мною лично, я не могу отдать их посторонним людям. Они мне как дети».

Выставка будет работать до 19 февраля (ежедневно кроме среды) с 12:00 до 20:00.

Оцените