FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Марсель Верте заработал на Анри Тулуз-Лотреке дважды. Сначала подделывая его картины, затем создавая костюмы для байопика о нем. «СинеМода» отправляется в кино-версию «Красной мельницы» 1952-го на встречу с ее знаменитыми танцовщицами и художниками.

Джон Хьюстон сам был большим любителем искусства, в его коллекции были работы и Тулуз-Лотрека. Когда в 1950 году вышел роман Пьера Ла Мюра, посвященный художнику, он поспешил купить права на экранизацию. Однако его обошел пуэрториканский актер Хосе Феррер, мечтавший сыграть Лотрека в кино. Так сошлись звезды.

Тулуз-Лотрек и Хосе Феррер в роли Тулуз-Лотрека

Феррер даже внешне был похож на французского художника, за исключением того, что у него было 178 см роста, в то время как у Тулуз-Лотрека — 152 см, так как в 13 лет он сломал ноги, и из-за генетического заболевания они перестали расти. Чтобы показать физический недостаток своего героя Феррер ходил на наколенниках, а его голени привязывались к бедрам.

Тулуз-Лотрек прожил всего 36 лет и умер от алкоголизма и сифилиса. Кроме гениальных картин о персонажах мюзик-холлов, баров и борделей он известен еще и пристрастием к абсенту и коктейлям с ним. К примеру, «Девичий румянец» (абсента, настойка, красное вино и шампанское) или «Землетрясение» (абсент и коньяк в равных пропорциях). И по словам художника-символиста Гюстава Моро, картины Лотрека «полностью написаны в абсенте». А Лотрек говорил о зеленом цвете абсента «Для меня, в зеленом цвете, есть нечто вроде искушения дьявола».

Джон Хьюстон, режиссер картины, дал задание своему оператору Освальду, чтобы фильм был словно нарисован Тулуз-Лотреком. Для достижения нужного эффекта он импровизировал с различными светофильтрами и задымлением заднего плана. И естественно, что на этот эффект работали и костюмы, частично списанные с картин и плакатов Тулуз-Лотрека.

Художник по костюмам фильма Марсель Верте на съемках встретился со своей давней работодательницей и другом ― дизайнером Эльзой Скиапарелли. Ее пригласили создать наряды Жа Жа Габор, которая играла Жанну Авриль, самую знаменитую танцовщицу реальной «Красной мельницы» и близкую подругу Тулуз-Лотрека. Верте был художник по костюмам, по декорациям и постановщиком в общей сложности на 11 картинах, костюмы Скиапарелли использовались примерно в 28 фильмах, в большинстве своем французских. Для обоих «Мулен Руж» стал их последней работой в кино.

Марсель Верте и Эльза Скиапарелли

Марсель Верте после первой мировой войны зарабатывал на жизнь подделкой картин Тулуз-Лотрека. Он собственно и рисовал за Хосе Феррера, игравшего Лотрека. Позже он состоялся как художник, но уже в другой манере. Впрочем, у Верте и Лотрека много общих тем: танцовщицы ночных клубов, проститутки, цирк, кони, множество весьма фривольных сюжетов. В 1930-40-ые Верте зарабатывал фэшн-иллюстратором в модных журналах, рисовал рекламу духов и создавал принты тканей для Эльзы Скиапарелли.

Клодетт Кольбер в платье с принтом Марселя Верте, реклама духов Скиапарелли работы Марселя Верте

Скиапарелли – одна из ярких звезд высокой моды 1930-х ― любила и часто использовала силуэт позднего викторианского времени, в том числе начала belle epoque: достаточно узкий, с турнюром (1870-1880-ые), с пышными рукавами жиго (с французского бараний окорок, 1890-1895). Отчасти именно поэтому после 1947 года, когда весь Западный мир перешел на new look Диора, в основе которого лежала пышная кринолиновая мода 1860-х, Скиапарелли с ее верностью другому силуэту оказалась не у дел. Но для создания гардероба танцовщицы Жанны Авриль, большой модницы с собственным ярким и интересным сценическим образом стиль Скьяп был идеален.


фотография Хорста с нарядами Скьяп на фоне картины Тулуз-Лотрека для Вог, октябрь 1947 года. Модели из коллекции Эльзы Скиапарелли

Настоящее имя Жанны Авриль — Жанна Луиза Бодон (31 мая 1868 — 16 января 1943 года). До 9 лет воспитанием Жанны Бодон занимались бабушки и дедушки, затем – мать, которая ее жестоко избивала. В итоге с нервным расстройством девочка попала в сумасшедший дом «Сальпетриер» , где провела два счастливых года.Здесь ее лечил Жан Мартен Шарко. Он не только стал защитником Жанны, но даже собирался обучить ее профессии медсестры. В больнице проводились балы-маскарады для пациентов. Выяснилось, что Жанна прекрасно импровизирует в танце (в те годы подозревали, что она страдает от пляски Св. Витта). Она очаровала всех своими танцами, и монахини, которые ухаживали за ней, решили помочь девушке и обратились к Шарко с просьбой выпустить ее. В 15 лет Жанна вышла оттуда, однако возвращение к матери не принесло ей счастья – мать принуждала ее к проституции. Жанна сбежала с возлюбленным, но счастье оказалось недолго. Когда в дверях появилась бывшая любовница с младенцем, наша героиня ушла и решила броситься в Сену. Ее спасли проститутки, которые о ней заботились. Как-то они пригласили ее в Bal Bullier, где она неожиданно для самой себя пустилась в пляс. Она начала зарабатывать танцами и стала местной знаменитостью у богемы. Тогда же она взяла псевдоним Джейн Авриль (Jeanne на Jane, Avril – фр. «апрель»). Когда в 1889 г. открылся «Мулен Руж» , она стала выступать там. В качестве солистки она выступала в своей собственной одежде и не танцевала в общей кадрили. После «Мулен Ружа» она успешно танцевала в других известных клубах и театрах, даже Folies Bergère, гастролировала. В 42 года вышла замуж, но неудачно и после смерти мужа жила в бедности.

Жанна Авриль

В 1893 году Жанна Авриль знакомится Анри де Тулуз-Лотреком и становится его любимой с моделью и другом на всю жизнь. Но они никогда не были любовниками. Картины Тулуз-Лотрека, на которых изображена Жанна Авриль, стали символом, визитной карточкой «Мулен Руж». Всего он изобразил ее на 20 картинах, 15 рисунках, 2 афишах и литографии.

«Без сомнения я обязана ему своей славой, которой я наслаждалась с момента, когда появился первая моя афиша»

Жанна Авриль о Тулуз-Лотреке

Артур Саймонс писал, что Жанна Авриль обладала «красотой падшего ангела. Она была экзотической и возбуждающей, болезненной и мрачной, резкой и жгучей как перец; пленница настроений и страстей».

Друг Лотрека, Поль Леклерк так описывает ее выступление: «В середине толпы — ажиотаж … здесь танцует — кружась изящно, легко и немного безумно Жанна Авриль … бледная, худая, невесомая … Лотрек кричит, выражая свое восхищение».

Портреты Жанны Авриль работы Тулуз-Лотрека

Все этой драмы в «Мулен Руж» нет, Жанна подана как поверхностная, глуповатая содержанка в поисках богатых мужчин. Из страстной танцовщицы она мутировала в жеманную певицу. Самое ужасное, впрочем, другое ― беспомощная игра Жа Жа Габор. Но ее костюмы на голову выше ее актерской игры.

В фильме можно увидеть и портреты, и плакаты с Жанной Авриль. Два костюма с плакатов напрямую скопированы Эльзой Скиапарелли.

Рисунок и афиша с Жанной Авриль работы Тулуз-Лотрека
Жа Жа Габор в роли Жанны Авриль
Жа Жа Габор в роли Жанны Авриль
Афиша и фотография Жанны Авриль в змеином платье

Мириам (Сюзанн Флон) показывает змеиное платье в доме Paquin
Скопированная афиша в фильме
Жанна -Жа Жа в змеином платье

Третий – черное платье с лимонно-желтым боа и шляпкой с такими же перьями – представляют собой некий микс из оригинального наряда Авриль с афиши Divan Japonais (это наименование кафе-шантан) и доработок дизайнера. Шляпка героини явно напомнила нам шляпы дизайна Скиапарелли 1930-х годов.

Афиша
«Мулен Руж»
«Мулен Руж»
Шляпки Эльзы Скиапарелли, вторая половина 1930-х гг

Еще несколько нарядов Габор были придуманы Скиапарелли. Облегающее красное платье с треном, розовыми перчатками и огромным бантом выглядит совершенно по-скиапареллевски, в стиле ее коллекций 1950-х годов. Одним из ее любимых цветов был ярко-розовый, в 1937 году она выпустила новые духи Shoking в розовой упаковке и коллекцию, в котором было это розовое платье. Платье окрестили femme fatale, а сам цвет «шокирующий розовый» «закрепился» за дизайнером.

Реклама духов Shoking и рисунок Эрика в Vogue
Жа Жа Габор, промо-фото к фильму
«Мулен Руж»

Еще пара платьев Авриль-Габор практически не видна: мы видим только пышные рукава, яркие шляпки и перчатки. Скиапарелли говорила: «Мне нравится, когда женщина выглядит несколько экзотически, так что для вечерних платьев я использую цвета, напоминающие оперение птиц, живущих в южных широтах – фламинго, попугаев и канареек». Еще один забавный момент – обе шляпки Габор повторяют формой шлем испанского конкистадора, что очень в духе ироничной Эльзы Скиапарелли. Собственно такой птичкой Скьяп и сделала свою героиню. Пышные рукава выглядят вполне аутентично для периода, тем не менее нам очевидно, что эти платья сшиты уже во второй половине XX века, они выглядят более гламурно, на них нет кружев, оборок, вышивки, чем изобиловала одежда XIX века.

«Мулен Руж»

«Мулен Руж»
Шлем испанских конкистадоров

Известной танцовщицей настоящей «Мулен Руж» была Ла Гулю, ее прозвище переводится как «Обжора», так как она подъедала и подпивала за зрителями. В фильме ее играет Кэтерин Кэт. Один из ее нарядов повторяет костюм с афиши Лотрека: розовая блуза в горох, зеленого цвета пышная юбка для танца.

Ла Гулю
Афиша Тулуз-Лотрека с Ла Гулю

Кэтерин Кэт в роли Ла Гулю
«Мулен Руж»

Второй наряд, на наш взгляд, навеян известным портретом Ла Гулю работы все того же Лотрека. В оригинале голубоватое платье стало лиловым, но есть зеленые детали с картины. Одинаковые рукава жиго, прическа.

Портрет Ла Гулю работы Тулуз-Лотрека
Кэтерин Кэт — Ла Гулю

Сохранился один из скетчей Верте к фильму, это канканисты. Белые пышные нижние юбки, панталоны, светлые шляпки, стройные черные ножки. Сходство с афишей Тулуз-Лотрека налицо, в фильме немного отошли от наброска, сделали яркие разноцветные костюмы, тем не менее, главные исторические приметы канкана: плотные черные чулки, белые длинные панталоны и белые юбки присутствуют. Обратите внимание, что у них наглухо застегнутые блузки, без декольте, что, на наш взгляд, добавляет остроты танцу.

Афиша Тулуз-Лотрека
Эскиз Верте к фильму
«Мулен Руж»
«Мулен Руж»

В целом при создании костюмов Марсель Верте использовал многие цвета художника, одежда и ведущих персонажей и массовки хорошо стилизована под картины Лотрека и моду 1890-ых гг. Здесь и юбка-колокол, узкий корсаж, присборенные, пышные рукава, боа, муфты, пелеринки, как теплые, так и совсем легкие. Цветовую палитру Лотрека, как видите, характеризуют всполохи ярких цветов: оранжевого, желтого, розового, нежно-зеленого на фоне в целом довольно темных или наоборот блеклых тонов.

Все эти цветовые приметы и модные детали мы увидим в гардеробе двух главных героинь: Мари (Колетт Маршан) и Мириам (Сюзанн Флон). При этом разница между костюмами героинь очевидна. У проститутки Мари всегда сильно декольтированные платья, даже дневные. У манекенщицы Мириам ― наглухо застегнутые дневные деловые костюмы, элегантные вечерние наряды. В целом костюмы обеих героинь вполне соответствуют эпохе и социальному статусу героинь.

Колетт Маршан в роли Мари

Колетт Маршан в роли Мари
Колетт Маршан в роли Мари
Колетт Маршан в роли Мари. Вырез и бархатка у Мари, как на портрете Ла Гулю
Сюзанн Флон в роли Мириам
Сюзанн Флон в роли Мириам
Сюзанн Флон в роли Мириам
Сюзанн Флон в роли Мириам

Мужская одежда также тонко подобрана. Соблюдены все дресс-коды: white tie в ресторане (белый жилет, рубашка, смокинг, цилиндр), более свободный официальный стиль (красный жилет), серые костюмы и цилиндры на скачках.

Тулуз-Лотрек (Хосе Феррер) в «Мулен Руж»
Скачки, «Мулен Руж»

А вот в кафе на Монмартре три художника (Луи Анкетен, Жорж Сёра, Франсуа Гози) ждут своего друга Тулуз-Лотрека. На головах художников ― канотье, более свободные, расслабленные костюмы, позволительные для дневных посиделок на верандах.

Богема на Монмартре, «Мулен Руж»

Фильм получил «Оскар» за декорации и костюмы. За работу над фильмом Марсель Верте получил 2 «Оскара», в то время как Эльзу Скиапарелли нигде даже не упомянули.

Оцените