FavoriteLoadingДобавить в Избранное

На съемках «Укрощения строптивой» разыгрались нешуточные страсти вокруг костюмов главных героев. Голливудская суперзвезда Элизабет Тейлор требовала свою подругу, именитую американку Ирен Шарафф, а режиссер Франко Дзеффирелли хотел работать с итальянцем Данило Донати.

Режиссер Франко Дзеффирелли пригласил на роль Катарины и Петруччо скандальную парочку Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона. С ними-то он нашел общий язык и взаимопонимание (особенно после того, как спас обезьянку Лиз в ванной), проблема возникла с Ирен Шарафф, художником по костюмам. Тейлор настаивала, чтобы именно она делала наряды для нее и Ричарда, а они были звездами и продюсерами фильма. Остальной же каст поручили одевать Данило Донати.

По словам оператора Освальда Морриса, главным стилистическим референсом фильма были картины венецианской живописи 16 века. Вместе с режиссером и художником-постановщиком они сделали целую книгу-подборку, и у каждого из них была своя копия, так чтобы все: от подбора актеров, костюмов, декораций до съемок было выдержано в едином стиле.

Бальцо, буффированные рукава, завышенная линия талии. Бартоломео Венето, 1530 г.

И цветовая палитра и силуэты костюмов в фильме тонко совпадает воспроизводят итальянский Ренессанс (1520-1530-ые гг).

Якопо Пальма Старший (Пальма иль Веккьо. Портрет куртизанки. 1520 г.

«Восхитительные костюмы, идеально воспроизводящие эпоху, нарисовал Данило Донати, мой старый друг по богемной жизни на площади Испании», написал Дзеффирелли в своей биографии, ни словом не упомянув вклад Ирен Шарафф. Проблема была в том, что костюмы американки, по словам Морриса не вписывались в общий стиль фильма. Дзеффирелли не понравились силуэты и цвета, которые были, по его словам, «неправильные».

Бертон с раздражением писал в дневнике, что Франко мучается с его костюмом, а самому актеру не нравились бесконечные примерки: «Я пошел в студию и сыграл роль буфера или посредника между Франко, который, кажется, не совсем мужественный, и Ирен, которая не совсем женственная. Четверть часа я метался, словно душа в Лимбе, в преддверии Ада».

«Шарафф одела его в облегающие темные наряды в узкую вертикальную полоску с узкими плечами и высокие остроконечные шляпы. Он выглядел как Оливье в Ричарде III, изможденный калека. Я позвал Данило, мы вызвали швею на ночь и сделали пять костюмов для Ричарда в 36 часов».
Франко Дзеффирелли

Дзеффирелли, не доверяя своему устному английскому, написал подробное письмо Бёртонам, в котором попросил Ричарда примерить костюм, созданный Донати.

«Сначала я был потрясен его весом и размером, но, попробовав его, сразу почувствовал себя лучше, — написал в своем дневнике Бёртон. ― Ирэн Шарафф явно расстроена, и так как я нахожу ее ленивой, негибкой, слегка высокомерной к большинству людей, интеллектуальным (хотя она и не слишком одарена тут) снобом и страшной занудой, то все меньше ей симпатизирую. Старушка-Фотокарточка [Ричард так называет Лиз, Old Snapshot ], правда, обожает ее, и я должен быть потактичнее и т.д., чтобы удержать ее. Лизабет считает ее талантливой, но я склонен считать, как всегда, что, художники по костюмам похожи на фотографов — просто копировальщики. Скопируйте достаточно фотографий и картин, и что-то обязательно подойдет».

Ирен назвала работу Донати костюмом из оперы 1930-х, а Франко ее работу описал, как костюмы гастролирующей по Америке антрепризы «Укрощения» 1930-х и сетовал, что американка оказалась совершенно не гибкой. Проблема была в том, что Тейлор, исключительно преданная своим друзьям и работникам, могла хлопнуть дверью вслед за Шарафф, а этого Дзеффирелли и Бёртон допустить не могли. На эмоциях актер высказал режиссеру: «Мы вложили 2 млн долларов в съемки, и я не хочу еще одну „Клеопатру“. (…) В итоге я предложил ему прекратить юлить, встретиться с Ирен и, если нужно, накричать на нее, чтобы она могла накричать в ответ. Но хватит, умоляю я, быть таким чертовски макиавеллиевским» (дневник Бертона). В итоге после обсуждений, обедов, уловок и споров Ирен остались только костюмы Тейлор, а наряды Петруччо перешли к Донати.

Что не так было с костюмами Шарафф? Дзеффирелли хотел подчеркнуть маскулинность, властность Петруччо, хотел, чтобы его костюмы были огромные. Шарафф же настаивала на чем-то более скромном. Но режиссера это не устраивало, так как у актера была довольно крупная голова и сравнительно узкие плечи. Донати же сделал Петруччо гигантские рукава, и фигура приобрела черты монстрообразного треугольника. Примерив этот вариант, Бертон взревел «Я чувствую себя львом».

Это сравнение нам кажется невероятно метким и не только внешне. Петруччо Дзеффирелли нам представляется архетипичным астрологическим львом — позером, который жаждет безусловного признания публики, восхищения и ужаса одновременно. Встретив достойную соперницу в лице Катарины, для него было вопросом чести покорить ее. И все же взять ее грубой силой ему не хотелось, недаром Дзеффирелли это подчеркивает, Петруччо жаждет не только ее покорности, но и ее любви. Вспомните, как дрожат его руки на свадьбы Бьянки. И это «позерство» Петруччо явно выражено в его костюмах.

Вот он впервые появляется в Падуе — его бархатный костюм потрепан жизнью, из носков предательски вылезают пальцы.

Свадебный костюм Петруччо выглядит очень похожим на костюм ландскнехтов: вамс (куртка ландскнехтов, итал. наименование «джуббоне») с «нагрудником», ассиметричные кальцоне с разрезами, да даже его головной убор в виде диванной подушки с перьями напоминает широкополые шляпы наемников. «Буфы и разрезы» — так метко называется этот стиль. Ирония в том, что Петруччо разряжен на свадьбу, как на войну. В пьесе, кстати, подчеркивается, что он воин и немало поучаствовал в сражениях. Собственно и его первый костюм соответствует униформе ландскнехтов: вамс/джуббоне с небольшой баской и «нагрудником» и широкие сапоги с разрезами.

Но после свадьбы и получения приданого, у него совсем другой стиль — богатый джуббоне, ярко-горчичный, без всяких разрезов, блистающий своей новизной.

Рафаэль Санти, Портрет Лоренцо II Медичи 1516 — 1519

На свадьбу свояченицы он едет в черном бархате, который был тогда символом богатства, а на пир приходит с царственным видом в глубоком красном бархате и мехах и с золотой отделкой. И если во всех предыдущих сценах костюмы Петруччо и Катарины дисгармонируют, то в финале они удивительно созвучны.

Донати и Дзеффирелли также подготовили несколько эскизов для Катарины.

«Элизабет передала эскизы Ирен Шарафф, но это уже был вопрос личной гордости, ведь Ирен Шарафф довольно известный американский художник. Франко Дзеффирелли не указ ей в том, как создавать костюмы. Поэтому, к сожалению, мы здесь ни к чему не пришли. У Элизабет были свои костюмы. Я думаю, это чуточку заметно в фильме, возможно, не настолько, насколько могло бы быть. Но финальный эпизод был впечатляющим. В этой большой костюмной сцене у Элизабет Тейлор костюм, созданный Данило Донати. Так что она пропустила один его костюм. Это пышный наряд, Ирен Шарафф думала, что это ее работа, но на самом деле нет. Платье придумано Данило Донати. Так что компромисс был.»
Освальд Моррис

В опровержение слов Морриса эскиз финального красного платья работы Ирен Шарафф присутствует в автобиографии художницы. Были ли оно нарисовано уже после (такая практика в Голливуде есть) или до, сказать наверняка нельзя. Его силуэт похож на другие платья Катарины и отличается от платьев других героинь.

Эскиз костюма из книги Ирен Шарафф Broadway & Hollywood. Costume design by Irene Sharaff

Очевидно, что прототипом образа Катарины в финале была картина «Портрет дамы. Подражание Лукреции» Лоренцо Лотто, около 1533 г., вплоть до того как колье заправлено в декольте. Особый оттенок этой аллюзии придает история портрета: женщина держит в руке портрет римской матроны Лукреции, заколовшей себя, после того как была обесчещена сыном царя Секстом Тарквинием (именно на насилие и указывает колье, заправленное в декольте). Рядом на столе записка: «И пусть ника­кой рас­пут­ни­це при­мер Лукре­ции не сохра­нит жиз­ни!», которые цитирует Тит Ливий. В искусстве Лукреция является символом доблести, не покоренной тиранией.

Лоренцо Лотто. Портрет дамы (Лукреция), ок 1533 г.
Похожее бальцо. Франческо Пармиджанино, 1530

По сравнению с дизайном платьев Донати с завышенной талией, Шарафф опустила талию всех платьев Катарины ниже и максимально утягивала Тейлор (так же как и для «Клеопатры»). По словам Морриса, Тейлор на съемках начала набирать вес (а кто не наедался в Италии?), и Шарафф пришлось делать корсет такого типа, чтобы максимально стройнил актрису. Кроме «неправильного» силуэта Дзеффирелли не устраивали и цвета, которые не вписывались в палитру венецианской живописи.

Первое платье, в котором мы видим Катарину, сшито из разномастных тканей желтых и зеленых оттенков. По своей яркости и пестроте оно напоминает свадебный шутовской костюм Петруччо и подчеркивает ее ведьминский характер на фоне нежной Бьянки.

Свадебное же платье героини ― бело-мятно-голубое. На его корсаже орнамент, повторяющий узор с портрета работы Джованни Кариани 1530-1535 гг. А подол украшен бантиками, как на фреске Бернардино Луини 1520 гг. в Церкви Сан-Маурицио-аль-Монастеро-Маджоре в Милане. Разве что у Бьянки Марии Гаспардоне, графини Шалан платье украшено 173 золотыми брошками.


Джованни Кариани, 1530-1535 гг


Бьянки Марии Гаспардоне, графини Шалан на фреске Бернардино Луини в Церкви Сан-Маурицио-аль-Монастеро-Маджоре в Милане,
1520 гг. 

В доме Петруччо Катарина в прямом смысле ходит в исподнем, платье ей достается только, когда она отправляется с мужем обратно к отцу. Дорожное сиреневое платье и шапочка героини стилистически смотрится довольно инородно в художественном мире фильма.

Дзеффирелли хотел сделать свой фильм самым бесшабашным, веселым, роскошным и доставляющим зрителю массу удовольствия, то, что шутя, Сирил Кьюсак (Грумио) назвал «Шекспирелли» («Shakespeare-elli»). Нам кажется, все получилось!


Костюмы Донати послужили вдохновением для Роберта Туртуриче при создании костюмов для серии «Атомный Шекспир» сериала «Детективное агентство Лунный свет». Подробнее о них в нашей статье Стиль Мэдди Хейс / «Детективное агентство «Лунный свет» (1985-1989)

О костюмах в экранизации «Ромео и Джульетты» Дзеффирелли читайте в статье Любовь эпохи Кватроченто / «Ромео и Джульетта» (1968)
О костюмах в советской экранизации «Двенадцатой ночи» в статье Ах, эти желтые подвязки!… /«Двенадцатая ночь» (1955)


Литература:
1 Danilo Donati Independent, The (London), by Tom Vallance
2 Ossie Morris talks about working with Franco Zeffirelli on «The Taming of the Shrew»
3 Furious love Elizabeth Taylor, Richard Burton, and the marriage
4 Michael Munn Richard Burton Priince of Players
5 The_Richard_Burton_Diaries
6 Broadway & Hollywood Costumedesign by Irene Sharaff

Оцените