FavoriteLoadingДобавить в Избранное

До 15 августа 2018 Гранатном Дворе в Москве можно полюбоваться модными иллюстрациями эпохи ар-деко, картинами и скульптурами и скульптурами Димитрия Чипаруса.

На выставке в Гранатном Дворе представлено более 60 оригинальных цветных литографий Льва Бакста, Жоржа Барбье, Рауля Дюфи, Пьера Бриссо, Умберто Брунеллески и других мастеров, созданных для модных изданий начала века: Gazette du Bon Ton, Vogue, Harper’s Bazaar и Cosmopolitan.

Модные картинки начала прошлого века долгое время не считались чем-то серьезным, и только во второй половине прошлого века их оценили как интересный жанр искусства со своей эстетикой и глубиной. При этом именно рисунки создавали иллюстративный ряд модных изданий с начала века и до Второй мировой войны, несмотря на возрастающую популярность фотографии. Считалось, что художникам (к тому же их литографии были цветными, а фотографии пока нет) лучше удается передать идею кутюрье, настроение, атмосферу или какие-то детали костюма. , один из ярких новаторов моды начала века, первым стал плотно сотрудничать с художниками. Он первым нанял Поля Ириба, их совместная брошюра вышла в 1908 г. Для второго альбома в 1911 г. он выбрал Жоржа Лепапа. Модные издания, выросшие, как грибы после дождя, в 1910-ые, нанимали в первую очередь художников, намного реже – фотографов.

Лидером здесь был Gazette du Bon Ton, выпустивший 69 номеров с 1912 по 1914 гг., а потом с 1920 по 1925 г. (в 1921 г. Gazette выкупил Конде Наст). Издатель Люсьен Вожель нанял группу молодых художников Ecole des Beaux Arts и дал им полную свободу творчества. Журнал финансировали семь крупнейших модных домов периода (Poiret, Chéruit, Doeuillet, Lanvin, Doucet, Redfern и Worth). В каждом номере было до 10 литографий, несколько эскизов. Многие художники Gazette также сотрудничали с Vogue. С 1916 по 1939 г. Жорж Лепап нарисовал более 100 обложек Vogue, а Эрте подписал эксклюзивный контракт с Harper’s Bazar (с 1915 по 1938 г.).
Ниже некоторые из рисунков с выставки.

Пьер Бриссо (Pierre Brissaud) Полезные рекоммендации. Вечернее платье Chéruit. 1912 Опубликована в 1 номере Gazette du Bon Ton.

Абель Фэвр (Abel Faivre). Дама перед ширмой. Придворное платье. Декабрь 1912. Опубликована в 1 номере Gazette du Bon Ton.

Шарль Мартан (Charles Martin). Клетка. Фантазийное платье Paquin. Февраль 1913. Опубликована в 4 номере Gazette du Bon Ton.

Жорж Лепап (Georges Lepape). Сады Версаля. Платье Поля Пуаре в стиле Людовика XIV. Февраль 1913. Опубликована в 4 номере Gazette du Bon Ton.

Этот рисунок напомнил нам коллекцию Viktor and Rolf, весна-лето 2010

Марти (André-Edouard Marty). Пустая клетка. Вечернее платье Redfern. 1912. Опубликована в 2 номере Gazette du Bon Ton.

Жорж Лепап (George Lepape). Ревнивец. Платье — Поль Пуаре, Апрель 1913. Опубликована в 6 номере Gazette du Bon Ton.

Жорж Лепап (George Lepape). Цветущее дерево. Платье — Поль Пуаре. 1913. Опубликована в 5 номере Gazette du Bon Ton.

Робер Дамми (H. Robert Dammy). Вечер. Вечернее платье Doucet, Декабрь 1912. Опубликована в 2 номере Gazette du Bon Ton.

Франсиско Хавьер Госе (Francisco Javier Gosé). Роза среди роз. Платье для прогулок в саду Redfern. Апрель, 1913 Опубликована в 6 номере Gazette du Bon Ton.

Жак Дреcа (Jacques Dresa). Изабель. Костюм 18 в. Doucet. La Gazette du Bon ton, 1912-1913 номер 4.

(Leon Bakst). Филомела. Дизайн Бакста для Paquen. 1912. Опубликована в La Gazette du Bon ton. Обратите внимание, как дизайн костюма обыгрывает его название (Филомела в древнегреческом мифе была превращена в ласточку). стал мгновенно известен и популярен после триумфа Русских сезонов С.Дягилева. После чего его пригласили создавать костюмы для модного дома Paquen.

Морис Такуа (Maurice Taquoy). Шамони. Мужской и женский костюмы для зимних видов спорта. 1912. Опубликована во 2 номере La Gazette du Bon ton.

Жорж Барбье (Georges Barbier). Дамский советник. Платье и манто для театра. Март 1913. Опубликована в 5 номере La Gazette du Bon ton.

Умберто Брунеллески (Umberto Brunelleschi). Цветок и Роза. Вечернее платье Louise Chéruit. 1912. Опубликована в La Gazette du Bon Ton. Брунеллески известен своей работой над костюмами для Folies Bergère, Casino de Paris, Théâtre du Châtelet, La Scala и Maggio Musicale Fiorentino. Он также создавал костюмы для Жозефины Бейкер.

1920-1930-ые считаются золотым веком модной иллюстрации, но уже в 1930-ые фотография стала постепенно вытеснять рисунок (первая цветная фотография на обложке Vogue d 1932). К 1936 году исследование Наста подтвердило, что журналы с фотографиями на обложках продаются лучше. Несмотря на это художники еще какое-то время сотрудничали с дизайнерами (на рекламе духов, белья, аксессуаров). На выставке в Гранатном дворе можно увидеть работы Рене Грю (он плотно работал с Кристианом Диором).

Триптих Рене Грю

Еще одно важное имя на выставке «Гении Ар-Деко» — Эрте. Роман Тыртов родился а Петербурге в 1892 году, еще до революции навсегда покинул Россию. Занимался иллюстрацией, скульптурой, сценографией, созданием костюмов для театра и кино, оформлял обложки Vogue и Harper’s Bazaar. На выставке представлены шелкографии и скульптуры Эрте.

Эрте

Эрте Мелизанда (Персонаж оперы «Пеллеас и Мелизанда»)

Для сравнения реальный костюм по дизайну Эрте для Ганны Вальска в роли Мелизанды в опере «Пеллеас и Мелизанда», 1931. Источник фото — Los Angeles County Museum of Art (LACMA)

Эрте

Зал Эрте

Оцените