FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Рассказываем о том, как костюмы Барбареллы приписали Пако Рабанну, как к этому отнесся их настоящий автор и как из фартуков для мясников сшить сексуальный доспех для астронавтки.

«Постсюрреалистическое рококо, ностальгирующее по 19 веку, с осадком поп-арта, сновидческим эротизмом, эксцентричным и напыщенным юмором».

Так замысловато описал эстетику комикса о Барбарелле (впервые вышел в 1962 г.) ее автор Жан-Клод Форест.

Когда Роже Вадим приступил к съемкам фильма о сексапильной покорительнице Вселенной, он пригласил художника консультировать съемочную группу, и Форест плотно сотрудничал с художниками картины. Вадим также убедил сняться в главной роли свою жену ― американскую красавицу Джейн Фонда, несмотря на ее первоначальный отказ.

В комиксе Барбарелла с лицом Брижит Бардо носит и периодически теряет красный облегающий комбинезон и небольшие сапожки с отворотами.

Художник по костюмам картины Жак Фонтере (Jacques Fonteray) оставил облегающий силуэт, провокационный красный цвет сменил на более нейтральные (черный, белый, коричневый), но добавил прозрачных материалов. Костюмы для Фонды были пошиты итальянским домом Sartoria Farani. Обувь по дизайну Фонтере заказали в Dita Pompei.

Фонтере рассказывал, что режиссер дал ему полную свободу. Нужно было придумать общую футуристическую эстетику с необычными формами и материалами.

«Мы очень быстро договорились об использовании пластика, который позволил нам играть с объемами, цветами и прозрачностью. Я не хотел, чтобы костюмы были слишком отмечены модой 60-х. Меня вдохновляет одежда эпохи Средневековья и Ренессанса. Мы работали рука об руку с Роже. Я принес ему эскизы и образцы материалов, и мы выбрали несколько. Я сделал гораздо больше костюмов, чем меня просили, всего около 50, и только 12 для Джейн. Все они были использованы, и некоторые сцены родились из простого желания использовать костюм».

Жак Фонтере
Ну да, ну да, костюмы не отмечены модой 60-х…
Готовый костюм для «Безумного Макса» или выступления Шер
Шер, Шер, так и шепчет внутренний голос при просмотре.

В интервью журналу Women Wear Daily (1967 год) Фонтере подчеркивал, что «не хочет делать Пако Рабанна».

Более-менее классический пухлый, космический серебристый скафандр со шлемом Барбарелла носит, а точнее снимает только в титрах фильма. Наверное, это самые эротичные титры в истории кино.

Но теперь Барбарелла получает военное задание и оружие. Ее трико теперь дополняют эротичные доспехи из пластика (для них Вадим сделал слепок с груди жены) или металлические мини-кольчуги с короткими плащами с отсылкой к эпохе Ренессанса. Боди с одной «оголенной» грудью героини, которая она получает от Дилдано, отсылает к амазонкам, а накидка в горошек ― к поп-арту.

С 2000-ых и до сих пор фэшн-журналы приписали костюмы Барбареллы Пако Рабанну, но это не так. Жак Фонтере был от этой ситуации в шоке и даже консультировался с адвокатами по поводу того, как остановить поток лжи в СМИ, но в итоге отказался от исков из-за высоких судебных издержек.

По идеям испанского кутюрье был создан только финальный наряд ― зеленый леотард, декорированный пластинами из родоида. Именно так написано в финальных титрах картины, но модные журналисты не смотрят на титры. Необходимость в еще одном костюме для Фонды возникла, когда контракт с Фонтере уже истек. Отделка из пластин несомненно отсылает к «неносибельным» платьям Рабанна, показанным им в 1966 году. Яркий зеленый цвет также не вписывается в более приглушенную цветовую гамму остальных костюмов главной героини и массовки. Но облегающий силуэт близок предыдущим нарядам Барбареллы, в то время как сам Рабанн предпочитал прямые мини-платья. Отметим также, что некоторые костюмы массовки декорированы металлическими пластинами точно в манере Рабанна.

Металлические кольчужки вполне в духе Рабанна

Испанский кутюрье отмалчивался по поводу своего вклада в картину, но даже на его сайте одно время висела фотография Фонды в белом комбинезоне с кольчугой из алюминиевых пластин (ламекса). Ошибка (думаем, что маркетологов, сам дизайнер уже отошел от дел к этому моменту) в общем понятна. В 1967 году Рабанн показал коллекцию с использованием аналогичного материала. Однако в интервью жена Фонтере, Жаклин, рассказывала, что ламекс, из которого до сих пор делают защитные фартуки мясников, художник впервые увидел в ее парижском ателье. Более того, все костюмы Фонтере были готовы уже к осени 1967 года, так что, возможно, совпадения случайны.

Платье из коллекции Пако Рабанна 1967 года из ламекса

В пользу этой версии говорит и другой костюм Фонды ― черное трико с металлическими лифом, накидкой и повязкой. Такой же материал использует Рабанн в своих работах 1968 года ― платье для клипа Брижит Бардо. Просто воздух был пропитан общими идеями.

Мощное паблисити фильму сделал Дэвид Харн (David Hurn) с совершенно огненной фотосессией Фонды во всех костюмах, так что за эти фотографии дрались известные журналы. И несмотря на эстетику кэмпа, сам фильм был отнюдь не бюджетным, а спецэффекты потребовали немало труда, в том числе от Фонды и других актеров. Многие сцены пришлось переснимать, как например, эпизод с Дилдано. Итальянский актер, не понимавший юмора сцены, играл убийственно серьезно, и Вадим пригласил на роль Дэвида Хеммингса.

Кожаный колет, кожаные брэ и кожаные ботфорты. И цепи. Садо-мазо-Средневековье.

Многие критики всерьез осуждают режиссера и картину, обвиняя в объективации женского тела и в том, что героиня ― сексуальная игрушка в руках мужчин, которые ее все время спасают. Чувство юмора и внимательный пересмотр фильма (в том числе титров) ― вот что не помешает всем критикам и журналистам.

Мы в СинеМоде тоже не сказать чтобы в восторге от Барбареллы, но некоторые моменты в ней довольно забавны: отсылка сцены с попугайчиками к «Птицам» Хичкока или появление страшных девочек-близняшек еще до «Сияния» Кубрика. Черный бандаж, которым потом Готье вдохновится в «Пятом элементе». Ну и розовый космический корабль.

Да, это вам не Оля и Яло.

Материалы:

Elizabeth Castaldo Lundén Barbarella’s wardrobe: Exploring Jacques Fonteray’s intergalactic runway / Film, Fashion & Consumption 2016, V 5 N2  стр. 185–211

Tom Carlile Barbarella Nostalgia Time in outer space / Starlog N92 1985 март стр. 34- 37

Оцените