FavoriteLoadingДобавить в Избранное

«Если на вас правильное маленькое черное платье, ничто на свете не сможет его заменить», — сказала однажды Уоллис Симпсон. Что ж, женщина, ради которой мужчина отрекся от престола, явно знала толк в одежде и соблазнении. Черное платье по фигуре — беспроигрышное оружие в деле завоевания внимания сильного пола. Об этом прекрасно знали героини фильмов-нуар 40-х, а точнее художники по костюмам, создававшие их сногсшибательные наряды.

В нашей статье мы остановимся на двух самых знаковых черных платьях, которые появились в фильмах «Убийцы» и «Гильда», по иронии судьбы вышедших на экраны в один и тот же 1946 год. Начнем с криминальной ленты «Убийцы». В этом фильме были все составляющие, чтобы стать в свое время хитом проката, а впоследствии признанной классикой американского кино.

Вдохновленная одноименным рассказом Хемингуэйя картина привлекает зрителей не только лихо закрученным сюжетом, крепкой режиссурой, тревожной музыкой и колоритными персонажами. Главная приманка этого эталонного нуара — его главная героиня, femme fatale, без которой не обходится ни один фильм подобного жанра. В «Убийцах» — это роскошная Ава Гарднер. Хотя Ава была дебютанткой, смотрится в кадре она очень уверенно. Ее томный взгляд, грудной голос, кошачья пластика (актриса писала в своих мемуарах, что режиссер Роберт Сьодмак помогал ей в создании характера соблазнительницы, советуя ей копировать повадки кошек) завораживают. Первое появление ее героини Китти Коллинз (даже имя у нее неслучайно кошачье) на экране незабываемо во многом благодаря платью, которое придумала Вера Уэст, ведущий художник по костюмам студии Universal, которая прославилась созданием нарядов для фильмов ужасов. Ее даже называли королевой Haute Horror по аналогии с Haute Couture.

Ава Гарднер в роли Китти Коллинз

Вера Уэст, главный художник по костюмам студии Universal

Впервые мы видим Китти со спины, когда она сидит за пианино. Ее алебастровые плечи сияют при свете свечей и белая кожа выгодно контрастирует с черной как смоль тканью ее наряда.

На темноволосой красавице, которой суждено сыграть роковую роль в жизни главного героя в исполнении молодого Берта Ланкастера, длинное черное вечернее платье из атласа с драпировками и лифом, напоминающим роскошный бант и переходящим в бретельку на одно плечо. Образ дополняют длинные черные атласные перчатки. На ногах — черные бархатные босоножки Salvatore Ferragamo.

Как потом напишет Ава Гарднер в книге воспоминаний: «На протяжении многих лет люди говорили мне, что именно «Убийцы» открыли мне путь на звездный Олимп и определили мой образ — соблазнительная секс-бомба в платье с глубоким вырезом, облокотившаяся на пианино и воспламеняющая окружающих своей сексуальностью».

Черный цвет платья символичен, он не только созвучен мрачному повествованию картины, но и темным помыслам двуличной героини. Китти мурлыкающим голосом напевает «The more I know of love» («Чем больше я узнаю о любви») и Швед (Берт Ланкастер), уже не может отвести от нее взгляд и напрочь забывает о своей девушке, белокурой простушке, скромное глухое платье которой так сильно контрастирует с откровенным нарядом героини Авы Гарднер.

Ава Гарднер и Берт Ланкастер

Кстати, в похожем черном наряде с лямкой на одно плечо Ава Гарднер появится на экране три года спустя в приключенческой мелодраме «Выкуп», где за гардероб актрисы отвечала прославленный художник по костюмам Айрин.

Ава Гарднер в фильме «Подкуп» (1949)

Многие наряды из классических фильмов оказали влияние на моду, но черное платье Китти Коллинз в этом отношении стало поистине знаковым. Оно до сих пор вдохновляет дизайнеров по всему миру. Современные актрисы не раз блистали на красных дорожках в похожих платьях Christian Dior, Donna Karan и Ben de Lisi.

Слева направо: Мила Кунис в Christian Dior, София Вергара в Donna Karаn, Кейт Уинслет в Ben de Lisi, Эмбер Херд в Versace, Эмма Стоун в платье Мэри Зофрис в фильме «Охотники на гангстеров».

А вот и сцена появления Авы Гарднер в черном платье:

Внешний облик героини Авы Гарднер во многом перекликается с образом  другой легендарной femme fatale Риты Хейворт из фильма «Гильда».

В этой картине ослепительная рыжеволосая красавица Рита Хейворт, признанный секс-символ Голливуда 40-х, сыграла роль, ставшую визитной карточкой актрисы. Впоследствии Хейворт, которая вне экрана была вовсе не роковой разбивательницей сердец, а обычной женщиной, жаждущей тихого семейного счастья, с горечью скажет: «Каждый мужчина, которого я знала, влюблялся в Гильду, а просыпался со мной». Знаменитая сцена, в которой ее героиня показывает стриптиз со снятием всего одной перчатки ошеломила все мужское население Соединенных Штатов.

Даже ходила легенда, что портрет Риты Хейворт в образе Гильды красовался на первой атомной бомбе, которую испытали после Второй Мировой Войны во время Операции Crossroads. Правда, недавно было установлено, что на бомбе было начертано только одно слово «Гильда». Так или иначе, факт остается фактом. Секс-бомба Рита подарила название другой бомбе, куда более разрушительного свойства.

Но вернемся к эпохальной сцене стриптиза, которая даже сегодня выглядит горячее многих куда более откровенных в плане обнаженки современных фильмов. В историю кино и моды вошло, не только то, что и как было снято соблазнительной Гильдой, но и то, что на ней было надето. А именно шикарное черное атласное платье-бюстье, украшенное бантом, которое создал работавший тогда на студии Columbia прославленный художник по костюмам Жан-Луи, получивший за свою кинокарьеру 13 номинаций на премию «Оскар», включая одну победу, и одевавший многих кинодив той поры: от Марлен Дитрих до Мэрилин Монро. Кстати именно Жан-Луи, знавший как никто другой толк в создании сексуальных нарядов, стал родоначальником знаменитых «голых платьев», но это уже другая история.

Рита Хейворт в роли Гильды

Жан-Луи, художник по костюмам студии Columbia

Жан-Луи и Рита Хейворт на съемочной площадке.

Жан-Луи одевал Риту Хейворт в 9 картинах. «Гильда» стала их второй совместной работой. Говорят, что бюджет гардероба Хейворт в этом фильме составлял внушительные по тем временам 60 тысяч долларов. Что ж, каждый доллар был потрачен не напрасно. Костюмы Гильды не только шикарно смотрятся, они играют немаловажную роль в создании образа героини, в раскрытии ее внутреннего состояния. Несложно заметить, что в сценах где она искренна в своих чувствах и не пытается их скрыть, на ней достаточно лаконичные костюмы без каких-либо украшений. Но когда она начинает «играть», привлекая к себе внимание, в ход пускаются самые роскошные ткани, блестки и замысловатые силуэты. И вершиной этого стало то самое черное платье, в котором она выступает перед публикой в казино с музыкальным номером «Put the Blame on Mamе», отчаянно пытаясь вывести из себя любимого Джонни, с которым они на протяжении всего фильма разыгрывают сцены любви-ненависти.

Жан-Луи признавал, что источником вдохновения для создания легендарного платья ему послужила картина Джона Сингера Сарджента «Портрет мадам Икс» 1884 года, на котором была изображена в эффектном черном платье молодая парижская светская дама, известная своей красотой и любовными романами.

Джон Сингер Сарджент «Портрет мадам Икс» (1884)

Лора Дэвис в газете Independent отлично уловила связь между характером героини Хейворт и ее нарядом: «Рита Хейворт — роковая женщина фильма-нуар, искусительница, которая даже не пытается скрыть свою дьявольскую власть над мужчинами. Силуэт Хейворт в этом платье, когда она курит сигарету остается ярким образом женского доминирования».

Жан-Луи делал все, что делают все великие художники по костюмам, он создавал иллюзию, что звезда на экране идеальна. Однако даже божественная Рита Хейворт была небезупречна. Дизайнер вспоминал: «У Риты было прекрасное тело. Было несложно создавать для нее наряды. У нее была узкая кость. Худые ноги, длинные руки и очень красивые кисти. При этом у нее был тогда животик (отметим, что буквально за пару месяцев до начала съемок актриса родила дочь и не успела окончательно прийти в форму), но мы смогли спрятать его». На боковой части платья Жан-Луи прикрепил декоративный бант, который частично скрывал среднюю часть туловища актрисы.

Публика была в восторге. Еще бы, ведь платье Гильды, казалось, нарушает законы гравитации. Как бы активно ни двигалась Рита, как бы она ни танцевала с руками, поднятыми над головой, ее платье без бретелей оставалось неподвижным. Чтобы добиться такого эффекта дизайнер соорудил каркас (нечто вроде лошадиной сбруи, как говорил сам Жан-Луи) из мягкого пластика, который одевался под платье и состоял из трех регулируемых частей: под грудью, посередине и по бокам. Воистину не только шедевр текстильного мастерства, но и настоящее чудо инженерной мысли!

Последние приготовления на съемочной площадке

В апреле 2009 года черное платье Гильды было выставлено на аукцион В Forrest J. Ackerman Estate с оценочной стоимостью в 30-50 тысяч долларов, однако в последний момент лот был отозван.В сентябре того же года платье загадочным образом появилось на онлайн-аукционе Ebay со стартовой ценой в 30 тысяч долларов. Информация о том, нашелся ли покупатель, отсутствует.

Гильда и Джонни — Рита Хейворт и Гленн Форд

Творение Жан-Луи запустило тренд на платья-бюстье, который актуален и по сей день. Пожалуй, сложно представить себе красную ковровую дорожку без хотя бы одного платья, вдохновленного дизайном незабвенного наряда прекрасной Гильды.

Слева направо: Сандра Буллок в Alexander McQueen, Джессика Честейн в Givenchy, Риз Уизерспун в Louis Vuitton, Оливия Манн в Marchesa, Анджелина Джоли в Elie Saab.

[poll id=»8″]

Оцените