FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Мужчина в черной рубашке и белом костюме. Кто вы, мистер Икс? Жених, аферист, бандит, олигарх или Александр Абдулов ― специально для СинеМода попробовала разобраться Софья Выпова, стилист, исследователь моды и психологии образов, автор проекта Шмотолингвистика.

Олег Янковский

«…В кино, как в жизни…» — эта известная цитата отражает суть подхода профессионалов от мира кино к созданию кинокартины. Одна из составляющих отличного фильма – это атмосфера, его правдоподобие, то, насколько зритель поверит в реальность происходящего на экране. А создание такой атмосферы невозможно без внимания к деталям. Это факт.

И, если говорить о костюмах, о моде в кино, то на примере такого одиозного и яркого предмета мужского гардероба, как белый костюм, хочется рассмотреть, насколько точно перенесена его смысловая ассоциация из жизни на экран. А именно – сочетание белого костюма с черной рубашкой (или иным предметом гардероба черного цвета).
Почему именно такое сочетание? Ну, наверное, потому что в жизни это одно из самых ярких и легко считываемых сочетаний и его довольно просто будет проследить в кино, ведь там это тоже один из часто повторяющихся образов, что обеспечивает нам статистику и облегчает это маленькое исследование.

Сильвестр Сталлоне, «Оскар», белое пальто на черный «гангстерский» костюм в полоску. Фильм стилизован под эпоху «сухого закона» в США.

Что означает это сочетание? Сам пиджак, или иными словами, верхний слой одежды, символизирует защиту от внешних факторов или ответ на требования внешней среды, это как панцирь броненосца или раковина улитки. А внутренний слой одежды – рубашка, футболка, то что под пиджаком, именно вследствие этой ассоциации воспринимается как личность, суть человека. Поэтому, когда пиджак более темный, а рубашка светлая, то это считывается как естественный ход вещей: твердый верх защищает нежную сущность. Такое сочетание не настораживает, оно без подвоха.

А теперь представьте белый пиджак и черную рубашку. Белый цвет в психологии означает легкость, чистоту, открытость, дружелюбность, расположение, честность, мудрость. Черный же – авторитет, закрытость (наглухо), тяжесть, максимальную дистанцию, загадку. Что мы получаем в итоге? Темную загадочную закрытую личность в белых одеждах. И тут два варианта прочтения, которые зависят от деталей.

Первое – это личность-загадка в эффектном белом пиджаке, который должен притягивать все взгляды. И второе — классический волк в овечьей шкуре! Так в жизни. А как в кино?

«ЛИХОРАДКА СУББОТНЕГО ВЕЧЕРА» (1977)

художник по костюмам Патриция фон Бранденстайн

Джон Траволта

Открывает наш парад эффектных появлений Джон Траволта в роли скромного трудяги из Бруклина, который трудился всю неделю, а жить начинал только на танцполе в субботу. Здесь стоит сказать о выборе костюма для финального танца. Траволта хотел, чтобы его костюм был черного цвета. Однако ему объяснили, что в темном диско-зале его тогда трудно будет заметить рядом с партнершей. Ну что ж, логично и это хороший выбор! Черная рубашка подчеркнула смоль его волос, а белый костюм сделал его выход неподражаемым и незабываемым. Еще мне нравится использование белой жилетки здесь, она минимизирует черный, заставляя образ сиять в свете софитов. А оставшийся в зоне видимости воротничок лишь намекает на некую тайну, делает образ более роковым и эффектным.

«СИЦИЛИАНСКАЯ ЗАЩИТА» (1980)

художник по костюмам Валентина Жук

Александр Абдулов в финале «Сицилианской защиты».

Как важен контекст, также важны и детали. Буквально, каждая деталь. Нарочито модные солнцезащитные очки вкупе с пачкой заграничных Мальборо рисуют нам образ человека, ориентированного на заграницу, модника и франта, утонченного эстета. И снова белый костюм. Но как интересно это работает, если у Абдулова из «Чародеев » белый костюм с жилеткой вместе с его открытым взглядом, полным надежды и любви, ассоциируется почти с костюмом жениха – элегантного и эффектного. То у этого Абдулова он рассказывает историю человека-фарцовщика, как минимум. А по факту, как оказалось, барыгу по-крупному, с целой историей хищений из музея с попыткой продать на запад коллекционный богемский хрусталь.

«ОТПУСК ЗА СВОЙ СЧЕТ» (1981)

художники по костюмам Светлана Титова, Дьёрдьи Видак

Миклош Калочаи в фильме «Отпуск за свой счет». У главной героини был трудный выбор между Калочаи и Игорем Костолевским.

Милая романтичная комедия (это точно комедия?) про то, как опасно крутить командировочные романы с юными наивными девицами. Однажды эта девица может вырасти у тебя на пороге с чемоданом в руках и верой в глазах в твою порядочность. Ну, речь не о том, а о костюме. И здесь главный герой нашего мини-исследования появляется на Ласло (на минуточку секс-символ Венгрии и СССР Миклош Калочаи), скромном парне, который за время фильма постепенно влюбляется в эту самую юную деву. И появляется этот костюм на нем в самый ответственный момент – во время праздничного вечера. И цель у него одна – поразить Катеньку. Но что-то пошло не так, и наш принц оказался поражен сам до такой степени, что перепутал рядом сидящую даму со стулом.
Но это уже мелочи, ведь принцем, по сути он быть не перестал и, в конечном итоге, история закончилась хэппи-эндом).

«ЧАРОДЕИ» (1982)

художник по костюмам Владимир Соковнин

Александр Абдулов — второй выход в белом костюме в «Чародеях»

Помните момент, где Ваня (Александр Абдулов) хотел предстать в зале перед Аленой и она бы его вспомнила? Надо было появиться так, чтобы она точно не проглядела такого жениха, перед этим забыв его начисто. Фактически, задача стояла влюбить ее в себя заново.

С детства все мы помним веселую песенку «главное, чтобы костюмчик сидел»:

… чтоб от восторга дыша еле-еле,
гости на этот костюмчик глядели,
чтобы невеста, сомлев от пошива,
вдруг поняла, что она поспешила!»

«Чародеи»
Александр Абдулов и Александра Яковлева, «Чародеи»

Достиг ли Ваня своей цели? Ну, тут как сказать. Но Алёна явно проявила интерес к «загадочному принцу. А уж волшебный поцелуй сделал свое дело.

«ЛИЦО СО ШРАМОМ» (1983)

художник по костюмам Патриция Норрис

Аль Пачино «Лицо со шрамом»

Невозможно говорить о белом костюме в кино и обойти вниманием эту картину. Захватывающая история о кубинском эмигранте, его стремительной эволюции в роли новоявленного гангстера, ярком взлете на самый верх преступного мира и не менее стремительном падении. Его блистательно сыграл Аль Пачино. Но в фокусе нашего внимания по-прежнему остается белый костюм, и здесь он играет далеко не эпизодическую роль.

Эволюцию претерпевает не только он, но и его одежда. Придя в «бизнес» с улицы в своих ярких гавайских рубашках, он переодевается в обычный черный костюм со старомодной белой рубашкой после первого успешного дела (сцена с боссом в ресторане). И как его новый босс оценил этот костюм? – «Я тебе куплю новые костюмы, за 550 долларов. Будешь щеголем, ты же теперь на меня работаешь!». В этой фразе звучит эпитафия не только его стареньким дешевым шмоткам, но и его прошлой жизни.

И вот, сцена первая, где Монтана надевает белый костюм. Он пока чувствует перспективы в новой для себя роли, но не чувствует еще силы и власти и это находит отражение в его первом образе. Костюм выглядит скорее цвета слоновой кости и рубашка с пепельным оттенком, что смягчает общее впечатление. Но, пусть еще и не вошедший в силу, этот образ щеголя выбран им не случайно. У него важная задача – произвести впечатление на женщину своей мечты, которую ему надлежит сопровождать. Специально арендованная «карета» тоже призвана впечатлить избранницу и с успехом справляется со своей ролью, но немного не так, как было рассчитано. Девушка вообще отказывается садиться «в этот ужас» ))) Ну что ж, два полярных мира уличной яркой и экспрессивной Кубы и лощеного высокомерно-гламурного Майами встретились и со звоном разбились друг об друга).

Выходи, детка, моя зебра лошадка бьет копытом

Сцена вторая. Белый костюм, НО! С красной шелковой рубашкой! Это настолько символично, что звучит даже лучше, чем черная.
Прежде, чем рассказывать об этих двух сценах появления этого тандема, надо сказать о смысле, который несет в себе красный цвет. Как и каждого цвета, у него есть условно светлая и темная составляющие. К его светлой стороне можно отнести заложенные ассоциации – любовь, страсть, энергия, жизнь. А к темной – кровь, гнев, смерть, власть. И в зависимости от контекста, мы можем трактовать эти смыслы применительно к ситуации. Вот судьбоносная и крайне ответственная встреча Монтаны с конкурентом (деловым партнером Фрэнка). И он появляется на ней в темно-красной шелковой рубашке. Он говорит от лица босса, он говорит, превышая свои полномочия, как если бы сам был боссом. И на этом же языке с ним говорит его оппонент, демонстрируя, что Монтана для него предпочтительней, чем Фрэнк. в будущем. Что это, как не претензия на власть? И красная рубашка вкупе с белым костюмом (помните? Белый – цвет чистых намерений и честности) идеально создает образ «предвыборного кандидата».

Сцена третья. Тот же костюм, но контекст иной. Здесь мы видим Эльвиру и Монтану во второй важнейшей для него мизансцене – он делает ей предложение руки и сердца. По-своему, немного по-деревенски, неуклюже, но от чистого сердца. И уже неважно, что ответит девушка, перед нами влюбленный, чье сердце полно страсти и огня, а глаза — надежд, мужчина. И красный смягчает свой характер, Монтана уже не выглядит как будущий глава мафиозного клана, но лишь как парень, отчаянно старающийся произвести на свою девушку должное впечатление. Невероятно интересная метаморфоза.

Еще один в череде эффектных выходов ― Тони через 5 лет молчания возвращается домой, к матери и сестре в новом костюмчике, с подарками и пачкой денег. “Думаешь, можешь прийти в мой дом в дорогом костюме и со своими тюремными манерами и позабавиться над нами?”,- встречает его мать, сразу правильно считывая по костюму кем он стал.

Явился, не запылился. Сестра рада, мама что-то не очень.

«Позвольте мне сказать так. После “Лица со шрамом” я практически не хотела больше работать в кино. Вы снимаете фильм о нехороших людях с людьми, которые не очень хорошие. Это были напряженные, холодные отношения. Я не люблю, когда до меня снисходят. Я работала с Дэвидом Линчем более 25 лет, потому что он был хорошим человеком и художником и он ценил художественный вклад других людей в его работу».
Патриция Норрис

«ГЕНИЙ» (1992)

художник по костюмам Ирина Каверзина

Александр Абдулов, Гений, конечно, но с очками кота Базилио немного промахнулся.

Старый фильм с неподражаемым дуэтом и противостоянием двух «злодеев» – легкого и живого, как ртуть, Александра Абдулова в роли предприимчивого мошенника и тяжелого вязкого Смоктуновского в роли теневого короля преступного мира. Здесь интересна метаморфоза, которая происходит с костюмами Абдулова. В самом начале фильма он появляется в классическом варианте черно-белого костюма, но с футболкой. Глухой ворот задает очень закрытый тон, который только усиливается при помощи очков.
Таким образом мы видим очень закрытый персонаж, дистанцировавшийся от внешнего мира, но готовый действовать (закатанные рукава пиджака). Очки он снимает только когда говорит по телефону с близким человеком, тем самым раскрываясь и проявляя человечность.

Александр Абдулов,»Гений»

А дальше происходит интересное. Нам обозначили характер персонажа, но дальше мы этот костюм не увидим. Напротив, чем плотнее он начинает сходиться в своем конфликте с персонажем истинного злодея – Принца (Смоктуновский), тем легче и открытее выглядят его образы. Словно масштаб его махинаций меркнет по сравнению с тем беспределом, что творит его противник. Серый цвет может выглядеть почти белым, если его поместить рядом с черным, не так ли? Так и здесь. Противостояние высвечивает его положительные стороны и нивелирует отрицательные моменты. Персонаж Принца же, напротив, словно наливается силой зла и достигает ее апогея в финальной сцене. Именно там он появляется в белоснежном пиджаке, застегнутой наглухо черной рубашке и, чтобы подчеркнуть ее черноту еще больше, он выбирает узкий галстук белого цвета. На фоне этого образа, первый образ Абдулова уже кажется какой-то ерундой и несущественным пустяком по сравнению с масштабом злодейства данной личности.

Иннокентий Смоктуновский, тоже «Гений»

«ОЛИГАРХ» (2002)

художник по костюмам Алина Будникова

Владимир Машков верхом на слоне (голосом Найка Борзова)

Платон Маковский (Владимир Машков) – фигура неординарная, яркая. По сюжету, незаметный младший научный сотрудник проходит путь от самых низов до вершины финансового Олимпа, став богатейшим человеком страны. Фильму надо отдать должное, Платона не старались выкрасить в однозначно белые или черные тона, режиссер показал всю сложность его натуры, поступков и решений. Его сложно вписать в какие-то рамки, этот человек ― горнило самых разных, порой противоречивых моральных качеств, не знающий полутонов и живущий и проявляющийся так же ярко, в бешеном ритме лихих 90-х. И это находит отражение в его костюме, который он надевает на вечеринку по случаю своего дня рождения.

Появление на слоне, как индийский раджа, приветствуя своих гостей – это ли не эффектное появление? А сложенный по-особому платок в кармане, который под определенным углом видится как морда зебры – это ли не яркая деталь, выделяющая его из общего ряда? Футболка здесь не является предметом демократичной расслабленности, нет. Она, скорее, создает такой же контраст по отношению к застегнутым наглухо рубашкам и галстукам гостей, что сама по себе является заявлением.

Владимир Машков, «Олигарх»

Итак, таинственный эксцентричный принц прорисован здесь достаточно ярко и костюм отлично поддерживает эту историю.

Итоги…

Морган Фриман в роли Бога «Брюс Всемогущий»

Как видим, да, в кино эти считываемые посылы используют в том же контексте, работая на историю создаваемых персонажей и это здорово. А подвести итог хочется сказав, что не всегда черное – это черное, а белое – белое. Иногда и Зло и Добро в кино являются в белом. Но детали! Помните? Крайне важны детали! И у того, кто ходит дорогами света, ноги будут чисты и не станут оставлять следов, а тот, кто бродит в трясине тьмы, не сможет уберечь свои ноги в чистоте.

Сатана в белом (Петер Стормаре), воин света в черном (Кеану Ривз), «Константин»

Не забывайте о деталях!

Оцените