В главной роли — жакет
Коко Шанель придумала свой легендарный твидовый жакет в 1954-м, когда ей было уже 71 год. В моде безраздельно царил совершенно неудобный, но невероятно женственный силуэт new look Кристиана Диора. Костюм Chanel, созданный под влиянием мужского твидового костюма, был его полной противоположностью. Однобортный свободный жакет Chanel сочетался с юбкой с запахом до колена, освобождая тело женщины, рукава три четверти оголяли запястья для браслетов. Шелковая подкладка, четыре кармана и цепочка по низу жакета с обратной стороны стали знаковыми его приметами.
Удобный костюм идеально подходил для работающей женщины, но сразу стал символом роскоши, ведь в 1950-60-е его регулярно выгуливали знаменитости: от актрис (Жанна Моро, Роми Шнайдер, Элизабет Тейлор) до первых леди (Джеки Кеннеди, Грейс Келли).
Через восемь лет после своего рождения жакет Chanel сыграл и свою первую роль в кино – в новелле Лукино Висконти «Работа» в фильме «Боккаччо 70» (1962). Висконти познакомился с Шанель в 1936 году, когда приехал в Париж. В свою очередь она свела его с режиссером Жаном Ренуаром, ассистентом которого Висконти стал на картинах «На дне» и «Загородная прогулка» (оба 1936 года), помогая подбирать к ним костюмы. Габриэль Шанель также внесла свой вклад в дизайн костюмов для этих фильмов. Работа с Ренуаром во многом определила решение молодого итальянского аристократа продолжать работу в кино. Проходит 25 лет, и триумфально вернувшаяся в мир моды Мадмуазель снова встречается с Висконти при создании фильма «Боккаччо 70».
Главная героиня новеллы «Работа» – Пупе (Роми Шнайдер) – богатая наследница, вышедшая замуж за итальянского графа. Мы видим ее в нескольких нарядах: кремовом костюме, золотом платье и полупрозрачном пеньюаре. Классический костюм Chanel героиня Роми сочетает с розовой блузкой тон в тон к подкладке жакета, жемчужными украшениями, золотым поясом-цепочкой, шляпкой-таблеткой и двухцветными лодочками (которые Шанель придумала в 1957 г.), Пупе – просто ходячая реклама Chanel. Она спорит с отцом на несколько миллионов, что сможет найти себе работу, но, выясняется, что профессиональные перспективы у избалованной богатой девочки негустые. Концовка картины иронично контрастирует с шикарными нарядами молодой графини и роскошными интерьерами дома.
Кроме сотрудничества над фильмом Висконти просит Габриэль Шанель дать 24-летней Роми Шнайдер уроки стиля и элегантности, придать лоск «австрийской булочке», как называли тогда актрису. Эти уроки значительно повлияли на стиль Роми. «Три человека существенно изменили мою жизнь: Ален, Висконти и Коко Шанель», – скажет в 1962 году актриса.
В 1983 году во главе модного дома Chanel встал Карл Лагерфельд, вернувший популярность и бренду, и его знаковым костюмам и аксессуарам. Конечно, сейчас костюмы Chanel – скорее удел элегантных дам глубоко «за…», вроде Анны Винтур, а жакет Chanel принято комбинировать с джинсами и шортами. Впрочем, это не отменяет того, что это по-прежнему символ роскоши и статуса. Именно в этой роли жакет Chanel снова вернулся в кино. Сначала — в эпизодах.
В картине «Полночь в Париже» (2011, режиссер Вуди Аллен, художник по костюмам Соня Гранде) мы видим жакет на Инес (Рэйчел МакАдамс) богатой американской девушке, приехавшей в Париж с женихом и родителями. Инес сочетает его с простой белой туникой, джинсами и ремнем на бедрах. Она одета одновременно просто, удобно и комфортно для отпуска, но при этом дорого (для ее гардероба Соня Гранде использовала одежду и аксессуары известных брендов Chanel, Hermes, Isabel Marant и Dior). У нее хороший вкус, но выбор в пользу узнаваемых вещей говорит о ее желании «казаться, а не быть» (как и ее слова о том, что обручальное кольцо должно быть с бриллиантом, чтобы все в церкви его увидели).
Через пару лет жакет дорос и до главной роли, в фильме того же Вуди Аллена. В картине «Жасмин» (2013 год, художник по костюмам Сьюзи Бензингер) героиня Кейт Бланшетт появляется в узнаваемом жакете Chanel несколько раз. Вместе со статусной сумкой Hermes Birkin он с ней в начале ее пути вниз по социальной лестнице и в конце фильма. Подробнее о картине читайте у нас на сайте в статье «Весенняя драма Кейт-Жасмин».
И конечно, жакет не мог не сыграть в биографических фильмах о своей создательнице. Знаменитая высокая зеркальная лестница в бутике Chanel на Камбон, 31, по которой спускаются манекенщицы и на пятой ступеньке которой сидит сама Мадмуазель, наблюдающая за реакцией публики и невидимая для нее, обязательно появляется в любом фильме о дизайнере. Будь то телефильм «Коко Шанель» (2008 г, режиссер Кристиан Дюге, художники по костюмам Стефано Де Нардис и Пьер-Ив Геро) с Ширли МакЛейн или «Коко до Шанель» (2009 г., режиссер Анн Фонтен, художник по костюмам Катрин Летерье) с Одри Тоту.
Материалы по теме:
http://chanel-news.chanel.com/en/home/2015/12/visconti-and-chanel.html
https://www.romy.de/romycms/index.php/content/html/zitate
Jennifer Fay, Justus Nieland. Film Noir: Hard-boiled Modernity and the Cultures of Globalization
Лукино Висконти и Габриэль Шанель