FavoriteLoadingДобавить в Избранное
Портрет императрицы Марии Федоровны Франсуа Фламменга, 1894 год. Парадный костюм придворного арапа.

До 16 июля 2021 года в Историческом музее выставлена коллекция одежды и аксессуаров, а также произведения живописи и графики Эрмитажа. Экспозиция посвящена церемониальной и повседневной жизни русского двора, множество представленных вещей принадлежала императрице Марии Федоровне.

Свадьба в трауре

Бракосочетание Николая II с принцессой Гессен-Дармштадтской Алисой состоялось через 2 недели после смерти императора Александра III. В связи с глубоком трауром бракосочетание было назначено на 14 (26) ноября 1894 года, день рождения императрицы Марии Федоровны, единственный день, в который православная традиция дозволяла ослабление траура.

Платье придворное парадное подвенечное великой княгини Александры Федоровны. Санкт-Петербург, мастерская Ольги Николаевны Бульбенковой, 1894 г. Серебряная парча, атлас, шелк, серебряная нить, бить, блестки, проволока, перья марабу, кружево; ручная и машинная работа, вышивка.
Платье выполнено для церемонии бракосочетания великой княгини Александры Федоровны и Николая II 14 (26) ноября 1894 года.

Ольга Николаевна Бульбенкова (1835-1918) — урожденная Суворова, русский модельер, основательница и владелица модной мастерской в Петербурге, известной под названием «Г-жа Ольга». Ее ателье специализировалось на изготовлении дамских придворных парадных костюмов для членов императорской семьи и придворных дам к коронационным торжествам, свадьбам и другим праздникам, когда, согласно протоколу, дамы должны были являться на прием в официальном парадном туалете. Золотошвейные работы выполнялись в мастерской И.Л.Васильева на Екатерининском канале, в женских монастырях и других мастерских. Последний крупный заказ Императорского двора был исполнен здесь в 1913 году к празднованию 300-летия Дома Романовых.

Платье придворное парадное траурное вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Санкт-Петербург, мастерская А.Т. Ивановой, 1894 г. Шелковый креп, атлас, кружево, шелковые ленты; ручная и машинная работа.
Платье Марии Федоровны выполнено к церемонии бракосочетания великой княгини Александры Федоровны и Николая II 14 (26) ноября 1894 года.

Придворные парадные платья

Так называемые русские платья придворных дам, состоявшие в середине XIXвека из лифа-корсажа, нижней атласной юбки и верхней, переходящей в шлейф, распашной юбки, различались по цвету ткани и шитья (золотного и серебряного). Самый длинный шлейф носила императрица — его длина могла достигать пяти метров. Статс-дамы и камер-фрейлины надевали платья из зеленого бархата, фрейлины императрицы — из алого бархата с золотным шитьем, фрейлинам великих княжон полагались платья светло-синего цвета, гофмейстеринам — малинового. Фрейлины великих княгинь носили платья из алого бархата, но с серебряным шитьем. Официальный парадный дамский костюм дополнял головной убор с вуалью: для замужних дам — кокошник, для девушек — повязка.

Придворное парадное платье императрицы Марии Федоровны. Санкт-Петербург, ателье «Изамбар Шансо», вышивка — мастерская «А.Ламан», 1880-ые гг. Бархат, шелк, золоченая нить, бить, канитель, металл; ручная и машинная работа, золочение, золотое шитье.

Изамбар Шансо — глава петербургской модной мастерской дамского платья конца XIX — начала XX веков, выполнявший парадные придворные шлейфы. Именно эта мастерская получила почетный заказ на изготовление нескольких платьев императрицы Марии Федоровны для коронационных торжеств 1883 года. В их числе было и данное платье.

Платье придворное парадное фрейлины императрицы. Санкт-Петербург, мастерская Ольги Николаевны Бульбенковой. Конец XIX — начало XX века. Бархат, атлас, золоченая нить, бить, фасонные плашки; ручная и машинная работа, золочение, золотое шитье.
Платье придворное парадное статс-дамы. Санкт-Петербург, мастерская Ольги Николаевны Бульбенковой. Конец XIX века. Бархат, атлас, металл, золоченая нить, бить, блестки; ручная и машинная работа, золочение, золотое шитье.
Покрой платья соответствует требованиям к парадному дамскому костюму, определенным Указом императора Николая I в феврале 1834 года.

Бал

Бальное и вечернее платья императрицы Марии Федоровны
Платье бальное императрицы Марии Федоровны. Париж, модный дом Morin — Blossier. 1892-1893. Брокар, бархат, шелковая сетка, бисер; ручная и машинная работа, вышивка.

Модный дом Morin — Blossier был основан в 1878 году в Париже двумя француженками Виктуар Морин и Мари Блосье. Наибольший успех он имел в период с 1885 по 1905 годы. Знаменитыми заказчицами ателье были императрица Мария Федоровна, ее сестра королева Англии Александра, королева Норвегии Мод и королева Италии Маргарита. В 1902 году фирма получила статус поставщика Двора императрицы Марии Федоровны. Во время Первой мировой войны модный дом был закрыт.

2Платье вечернее императрицы Марии Федоровны. Париж, модный дом Charles Worth. 1892-1894. Атлас, бархат, кружево, шелковая и металлическая нити; ручная и машинная работа, вышивка.
В этой модели, как и во многих других работах фирмы тех лет, привлекает смелость цветового решения и использование тканей разных фактур. Шелк насыщенного розового цвета эффектно сочетается с глубоким тоном бархата цвета болотной зелени и практически иллюстрирует замечание одного из английских авторов журнала The Ladies Treasure за 1883 год, утверждавшего, что «парижане открыли секрет соединения наиболее бунтующих цветов».

Бальный «дресс-код» прописывался в приглашениях. При дворе существовало множество неписанных правил, касающихся выбора костюма и аксессуаров. Так, на придворный бал не принято было надевать самое модное или очень дорогое платье. Замужние дамы являлись на бал в диадемах, барышни — с цветами или шелковыми лентами в волосах. Дебютантки традиционно надевали на бал легкие белые платья с цветами в волосах и на корсаже. Только замужние дамы появлялись на балу в драгоценностях.

Костюмированные праздники и маскарады

Платье маскарадное графини Софьи Петровны Гендриковой. Санкт-Петербург, мастерская А.Т. Ивановой. 1890. Штоф, атлас, стразы, искуственный жемчуг, металлическая нить; ручная и машинная работа, вышивка, плетение.
Софья Петровна Гендрикова (1859 — 1915), урожденная княжна Гагарина, графиня, супруга графа Василия Александровича Гендрикова, мать Анастасии Васильевны Гендриковой, фрейлины императрицы Александры Федоровны.
В этом платье в стиле эпохи возрождения графиня Гендрикова была на костюмированном вечере, устроенном великой княгиней Екатериной Михайловной 10 апреля 1890 года в Михайловском дворце.
Платье маскарадное княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. Санкт-Петербург, мастерская А.Т. Ивановой. 1890 г.
Бархат, атлас, газ, металлическая нить, шнур, позумент; ручная и машинная работа, вышивка, плетение.
Зинаида Николаевна Юсупова (1861-1939), княгиня, дочь князя Николая Борисовича Юсупова и Татьяны Александровны Рибопьер, супруга (с 1882 года) графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона, фрейлина императрицы Марии Александровны. В этом платье в стиле эпохи Возрождения княгиня Юсупова была на костюмированном вечере, устроенном великой княгиней Екатериной Михайловной в 1890 году в Михайловском дворце.

«У тети Кати был прелестный вечер. Кажется весь Петербург собрался в ее дворец. На площадке большой лестницы гр. Кутузов прочитал сочиненный им пролог в стихах. Затем взорам зрителей предстала живая картина. Вечерняязаря по Гверчино. Потом перешли в бальную залу. В глубине ее, напротив зрителей, разместилась густая пестрая толпа пирующих венецианцев в нарядахпо картинам Веронеза. Они то оставались неподвижны, то пели и играли. Мы видели перед собою всю нашу знать, пережянную в платья XVI столетия…»

Великий князь Константин Константинович

Модная императрица Мария Федоровна

Императрица Мария Федоровна следила за модными новинками и, в меру допуская экстравагантность, одевалась у самых известных модельеров своего времени. В Петербурге для нее трудились мастерские А.Т.Ивановой, Изамбар Шансо, О.Н.Бульбенковой, в Лондоне — фирма Vernon, в Вене — ателье Marison&Cie, в Париже — модные дома Fromont, Morin-Blossier, Emilie Pingat, Laferriere, Nicaud, Maro-Walter. Любимым кутюрье императрицы был Чарльз Фредерик Ворт. Ворт исполнял заказы трех российских императриц: Марии Александровны, Марии Федоровны и Александры Федоровны. Из Парижа в Петербург посылали рисунки и образцы тканей, а платья шили в соответствии с манекеном, сделанном по меркам Марии Федоровны. Готовые наряды, тщательно упакованные в дорожные сундуки, отправляли в столицу Российской империи поездом. Мария Федоровна любила яркие ткани и контрастные цветовые сочетания, модные в 1880-ые — начале 1890-х годов. Даже после рождения 6 детей она сохранила тонкую талию (около 65 см. в обхвате).

Визитное платье императрицы Марии Федоровны. Париж, модный дом Чарльза Ворта. 1882-1884. Атлас, бархат, плюш, кружево, шелковая нить; ручная и машинная работа.

Эффектный визитный туалет с сильно приталенным лифом и узкой юбкой с ассиметричной драпировкой — яркое проявление стиля в моде 1880-х годов, получившего название Tapissier («обивочный»). Шили эти костюмы из однотонного или узорчатого шелка, бархата или парчи, то есть тканей, использовавшихся для обивки мебели, все чаще соединяя в одном костюме ткани разных фактур и контрастных тонов. Платья богато декорировали бахромой, кружевом и вышивкой. Подобные костюмы органично вписывались в интерьеры салонов тех лет, заполненных мебелью с тяжелой шелковой и плюшевой обивкой с бахромой и помпонами, с портьерами из тех же тканей, с обилием картин в массивных золоченых рамах.

Платье вечернее (визитное) императрицы Марии Федоровны. Париж, модный дом Чарльза Ворта. 1892-1893 гг. Бархат, атлас, кружево, шелковая и металлическая нити; ручная и машинная работа, вышивка.

Интересной особенностью модной женской одежды во второй половине XIX века было изготовление двух лифов для одной юбки. Это нововведение наряду со многими другими приписывают Чарльзу Ворту. Закрытый лиф с длинным рукавом или рукавом «за локоть» — для визитов. Открытый лиф — с большим декольте, с очень коротким рукавом и богаче декорированный — для вечерних приемов. Именно таким туалетом, предназначенным для разных случаев жизни является это платье.

Платье визитное императрицы Марии Федоровны. Париж, модный дом Morin — Blossier, около 1893 года. Муар, кружево, шифон, шелк; ручная и машинная работа.
Платье сшито из розового муара в крапинку и украшено кружевом, имитирующим венецианский гипюр, и плиссированным шифоном. Судя по комментариям в дамских журналах, ткань была выбрана согласна новейшим тенденциям, по последней парижской моде 1893 года. Журнал «Модный совет» сообщил своим читательницам «Ныне в моде будут следующие цвета: блеклорозовый, цвет увядших роз и все красивые оттенки китайской розы». В то же время автор «Вестника моды» уточнял, что последним словом считаются «все ткани шанжан, одним словом все, что переливается и отливает другими цветами».
Венгерка императрицы Марии Федоровны. Россия. 1881-1917 гг. Сукно, мех, шелк, шелковый шнур; ручная и машинная работа

Императрица с ножкой Золушки

На выставке в Историческом музее представлена богатая коллекция обуви Марии Федоровны. У нее была маленькая ножка 35 размера.

Туфли императрицы Марии Федоровны. Санкт-Петербург, фирма H.Inte. 1880-ые. атлас, репс, кожа, лакированная кожа; ручная и машинная работа.
Туфли императрицы Марии Федоровны. Париж, фирма Meier, 1880-ые. Атлас, шелк, лен, лайка, кожа; ручная и машинная работа
Чулки императрицы Марии Федоровны. Франция, конец XIX века. Шелк; ручная и машинная работа.

В статье использованы материалы выставки.

Оцените