Барышня и хулиган / «Грязные танцы»
На днях поклонники «Грязных танцев» по всему миру отмечали тридцатилетие со дня выхода любимой ленты на экраны. Этот фильм давно уже приобрел статус культового. Кто-то даже иронично окрестил его «Звездными войнами» для девочек. Незамысловатая история любви семнадцатилетней девушки из респектабельной семьи по прозвищу Бэби (Дженнифер Грей) и платного танцора Джонни Кастла (Патрик Суэйзи) в одночасье покорила сердца зрителей и, в особенности, зрительниц по всему миру. Заметим, что сценарий во многом автобиографичен. Придумавшая сюжет Элинор Бергштейн на самом деле была младшей дочерью состоятельного еврейского врача из Нью-Йорка и в свое время провела летние каникулы со своей семьей в пансионе CatsKills, где участвовала в соревнованиях по «грязным танцам», и все вокруг называли ее Бэби.
Элинор Бергштейн, сценаристка «Грязных танцев», прототип Бэби
Малобюджетная лента стала кассовым хитом 1987 года, собрав более 170 миллионов долларов. Появившись на VHS в 1988 году, «Грязные танцы» стали лидером видеопроката. Конечно, можно много спорить о художественной ценности фильма, о предсказуемости сценария и тонкостях актерской игры, но искренность ленты, отличный саундтрек и виртуозная хореография (хореографом картины стал Кенни Ортега, ученик легендарного Джина Келли) перевешивают ее недостатки. А уж финальная сцена танца влюбленных под «(I’ve Had) The Time of My Life» (эта песня была удостоена множества наград, включая «Грэмми», «Золотой глобус» и «Оскар») давно вошла в историю кинематографа и неизменно лидирует в топах лучших танцевальных номеров всех времен.
24 мая на телеканале ABC выходит телевизионный ремейк «Грязных танцев» с повзрослевшей «маленькой мисс счастье» Эбигейл Бреслин и профессиональным танцором Кольтом Праттесом. Кадры из новой версии, мягко говоря, оптимизма не вселяют. Хотя может быть авторы решили переиграть жанр, и вместо ностальгической мелодрамы мы увидим веселую комедию? Судите сами:
Ну и более крупные планы новых Бэби и Джонни:
Что касается оригинального состава «Грязных танцев», то дуэт Грей и Суэйзи оказался таким удачным, скорее, не благодаря, а вопреки. Первоначально на роли главных героев рассматривались Билли Зейн и Сара Джессика Паркер, но оба выбыли из проекта, ибо слабо справлялись с хореографической составляющей. Дженнифер и Патрик, напротив, уже на пробах блестяще проявили свои танцевальные таланты.
Нарезка кадров с проб Дженнифер Грей и Патрика Суэйзи
И это неудивительно. Суэйзи — выпускник двух балетных школ и профессиональный танцор, а Дженнифер Грей — дочь легендарного конферансье из «Кабаре» Джоэля Грея, явно унаследовала талант от отца и с детства занималась танцами. Однако оба актера не больно радовались перспективе совместной работы, ибо уже имели за плечами не самый приятный опыт совместных съемок в маловразумительном фантастическом боевике «Красный рассвет» (1984) про группу школьников из Колорадо, противостоящих Советским войскам, которые вместе с Кубой и Никарагуа напали на США и развязали Третью Мировую Войну.
Актерская команда фильма «Крассный рассвет»
В итоге, искры, летавшие между партнерами, подчас были искрами ненависти и вражды, а не любви и страсти. Суэйзи раздражала неопытность и несобранность актрисы. Грей часто могла хихикать невпопад или даже срывать съемки. Ее выводили из себя постоянные замечания со стороны партнера и его грубоватое отношение к ней. Но вот волшебная сила искусства — в совместных сценах, особенно танцевальных, они смотрелись великолепно и химия между ними заряжала зрителей. Кстати, оба актера были на 10 лет старше своих персонажей. Грей было 27 лет, а Суэйзи — 35. Но оба оказались на редкость моложавы и убедительно отыграли возраст, прописанный в сценарии.
Дженнифер Грей и Патрик Суэйзи на премьере «Грязных танцев» в Нью-Йорке
Пожалуй, мы уже достаточно рассказали об истории создания картины и можем смело переходить к главному предмету нашего внимания — костюмам персонажей. Вообще, главной особенностью нарядов в «Грязных танцах» является их эклектичность. Поясним. Время действия очень четко характеризует закадровый голос Бэби: «Шло лето 1963 года <…> Это было до того, как застрелили президента Кеннеди и до того, как достигли своей славы Beatles».
Вот как выглядели модницы образца 1963 года:
Журнал Sunday Mirror, май 1963
Журнал Vogue, 1963
Журнал Burda Moden, весна-лето 1963
Модные летние платья образца 1963 года
Модные летние платья образца 1963 года
Однако художник по костюмам Хилари Розенфелд удачно миксует образы, характерные для 60-х, времени действия, с модными веяниями конца 80-х, времени съемок картины. И главным носителем такого смешения стилей и эпох как раз и становится главная героиня.
В определенном смысле Бэби можно сравнить с Марти Макфлаем из другой культовой ленты «Назад в будущее». Как пришелец из будущего Марти на школьном вечере порадовал не просвещенную по объективным причинам публику 1955 года сначала фееричным рок-н-ролльным хитом «Johnny B. Goode», а потом ошарашил восьмидесятническим хард-роковым соло на гитаре, так и Бэби с легкой руки художника по костюмам демонстрирует в своем гардеробе такие же невиданные для 1963 года кроп-топы, боди, короткие джинсовые шорты и телесные леггинсы. И чем ближе становится ее знакомство с миром танцев и Джонни, тем сильнее начинают преобладать в ее одежде элементы стиля смелых и буйных 80-х. Но все по порядку.
В открывающей сцене фильма мы видим на заднем сидении автомобиля двух сестер — старшую Лизу и младшую Фрэнсис, по прозвищу Бэби.
Очевиден контраст в их внешнем облике. Лиза одета в рубашку нежно-лавандового цвета и голубую юбку-миди с поясом. Волосы идеально уложены, прическу украшает лента с бантом — типичный для 60-х аксессуар для волос. В руках у нее даже в автомобиле зеркальце и расческа. Бэби выглядит куда более демократично и расслабленно. На ней — широкая светлая рубашка с вышивкой, джинсовые бриджи и удобные кеды, на голове — развевающиеся от ветра кудряшки, а в руках — книга. Вот такие разные сестры. И если Лиза на протяжении всего фильма останется верной одному стилю — типичная модница из хорошей семьи образца 1963 года, то Бэби предстоит пройти серьезную трансформацию.
Итак, в начале фильма — это невинная, скромная и немного зажатая девушка, которая прячет в объемной одежде не только свою фигуру, но и свою индивидуальность. В свой первый вечер на курорте Бэби надевает достаточно скучное длинное бледное платье с поясом в горизонтальную полоску пастельных оттенков, перемежающуюся рядами розовых, сиреневых и голубых цветов. Это платье она сочетает с вязанным голубым кардиганом oversize, который она то снимает, то надевает, и который придает некоторую старомодность ее облику. В сочетании с копной кудрявых волос подобранная одежда еще больше усиливает детскость Бэби.
Особенно трогательно и даже слегка нелепо она выглядит в сцене, когда с арбузом в руках оказывается на пороге домика, куда постояльцам пансиона ход воспрещен, ведь там танцуют свои «грязные танцы» парни и девушки из обслуживающего персонала, танцоры, нанятые для развлечения туристов.
Элементы стиля 80-х заметны в одежде свободной и раскрепощенной молодежи. Взять те же кроп-топы на девушках.
Именно здесь Бэби впервые станцует вместе с Джонни. Пусть поначалу скованно и неуверенно, но это будет ее первый шаг к раскрепощению собственного «я».
И если на следующий вечер она снова предстанет в привычном стиле: бледно-розовое платье и та же безразмерная голубая кофта,
то уже через день на ней джемпер в бело-красную полоску, голубые джинсовые бриджи и белые кеды. В одежде появились яркие цвета и вот она уже ставит на место зарвавшегося официанта, который подло бросил забеременевшую от него Пенни, партнершу Джонни по танцам, и нагло ухлестывает за старшей сестрой Бэби. Малышка намеренно проливает ему на брюки воду из кувшина.
Красный — символ, пробуждающейся в героине силы. Она еще раз наденет топ без рукавов в красно-белую полоску, заправив его в те же джинсовые бриджи, когда пойдет отдавать Пенни взятые у отца деньги, чтобы та смогла сделать аборт.
Как только начинаются ее танцевальные уроки с Джонни, стиль одежды Бэби начинает серьезно меняться. Вместо мешковатых платьев и безразмерного кардигана — рубашки, которые она теперь завязывает на узел, чтобы подчеркнуть фигуру, и белые укороченные обтягивающие джинсы с завышенной талией.
Знаковым на этом этапе ее трансформации становится следующий образ: боди цвета пыльной розы с глубоким вырезом на груди и на спине, короткие синие джинсовые шорты с отворотами и темно-коричневым ремнем, и удобные для отработки танцевальных шагов неизменные белые кеды. Именно в таком виде Бэби репетирует на мосту, перед лестницей, ведущей к домику Джонни. Ее дремавшая сексуальность раскрывается в танце. Ее движения становятся более плавными, а пластика женственной.
И вот еще один запоминающийся образ, с другим топом:
Под песню «Hungry Eyes» мы видим несколько сцен-репетиций Бэби и Джонни, в которых героиня танцует, скинув с себя лишнюю одежду. Сначала на ней — чудесный кремовый в горошек ансамбль из хлопкового мягкого бюстгалтера и шортов.
Далее следуют разные комбинации кроп-топов, спотривных шортиков, телесных леггинсов и колготок в сеточку.
И вот в какой-то момент кеды сменяют изящные танцевальные туфельки.
Обратите внимание: в сценах, где Пенни обучает Бэби вместе с Джонни, оператор делает акцент на ногах девушек.
И если у Бэби серебристые туфли, то у Пенни (которая одета в эффектные леотарды в стиле 80-х: сначала черный с леопардовым поясом, затем — в красный с золотым) — золотые. Такая вот иерархия: наставница — ученица.
Что до Джонни, он тоже начинает щеголять оголенным торсом.
Такое сбрасывание одежд свидетельствует не только об интенсивности тренировок, но и о растущем эротическом напряжении между партнерами, которые начинают влюбляться друг в друга. И как хороша героиня в летящей персиковой юбке миди (привет несостоявшейся Бэби — Саре Джессике Паркер с ее юбкой-пачкой из «Секса в большом городе»), которую она комбинирует с задранной белой майкой-алкоголичкой.
Сара Джессика Паркер в сериале «Секс в большом городе»
Апогей — это репетиции на пленере. Сначала отрабатывание баланса на бревне над ручьем. При этом, Джонни весь в черном: майка и брюки, а Бэби в белом: топ, рубашка и джинсы.
И, конечно, же легендарная сцена тренировки верхней поддержки в воде.
Как оказалось, эту сцену в озере снимали всего при четырех градусах тепла. Дженнифер Грей вспоминала: «Все стояли на берегу в теплых куртках и шапках, а мы с Патриком — в холодной воде, в легкой летней одежде… Ни за какие деньги не согласилась бы повторить этот номер!». Актеры так замерзли, что их губы стали совершенно синими, и оператор заявил, что снимать крупные планы в таких условиях просто невозможно. «Было страшно холодно, а мне приходилось дубль за дублем поднимать Дженнифер на вытянутых руках над водой,— рассказывал Патрик Суэйзи. — Конечно, она была маленькой и хрупкой, но когда я поднимал ее в очередной раз, мне уже казалось, что она весит килограммов 120, не меньше!». Какие жертвы во имя искусства!
В кругу семьи Бэби не решается демонстрировать радикальную смену имиджа. При этом она отчасти копирует гардероб Пенни. Взять хотя бы топы с вышивкой в крестьянском стиле. В сцене, когда девушки по дороге в домик, встречают старушку миссис Шумахер и помогают ей собрать выпавшие из сумки вещи, обе одеты в едином стиле. И походят на сестер-единомышленниц куда больше, чем свободолюбивая Бэби и консервативная Лиза, любительница цветочных принтов, пастельных оттенков и аксессуаров для волос. Кстати, блузки со спущенными плечами, которые так любит Пенни, уже не первый год входят в число топовых модных тенденций и такие модели можно найти у многих дизайнеров и ритейлоров: от Kenzo до Zara.
В сцене первого публичного выступления Бэби и Джонни в отеле Sheldrake на героине ярко-розовое, ближе к фуксии, шифоновое платье с серебристым поясом, массивные серьги. Ее волосы непривычно забраны наверх (явно не обошлось без шиньона), на лице — немного пугающий непривычно яркий макияж, который не очень идет Бэби. В целом, это чуждый ей образ, хотя в части платья он во многом перекликается с ее финальным выходом под «(I’ve Had) The Time of My Life». Только там уже будет другой оттенок розового, естественная прическа и приглушенный мейк.
С этого момента и до конца фильма Бэби остается верной своему новому стилю. Одним из канонических стал ее образ в знаменитой сцене под песню «Love is strange»: простая белая рубашка, завязанная под грудью на манер топа (позже отзовется в «Красотке», когда героиня Джулии Робертс, отправляясь на шопинг с миллионером, надевает поверх своего нескромного «рабочего» платья мужскую белую рубашку, закатывает рукава и завязывает узлом под грудью), джинсовые бриджи и неизменные белые кеды. Кстати, многие поклонницы фильма очень часто называют именно этот наряд Бэби самым любимым.
Джулия Робертс в фильме «Красотка»
Говорят, что сама эта сцена, когда Бэби и Джонни ползут навстречу друг другу и напевают слова песни, — чистая импровизация. Актеры просто дурачились и разминались перед съёмками. И оператор их заснял. Однако режиссёру Эмилю Ардолино так понравились эти живые, непостановочные кадры, что он решил оставить их в фильме.
Ну и, конечно же, знаменитая сцена финального танца, в которой Бэби появляется в летящем платье из бледно-розового шифона с атласной подкладкой. Наряд очень лаконичный и при этом прелестный в своей простоте: глубокий круглый вырез на груди, открытая спина, аппликация из кружева и стекляруса на поясе и линии декольте, юбка солнце-клеш. Фасон и впрямь незамысловат, но как же грациозно в этом платье смотрится Дженнифер Грей во время танца со своим экранным партнером. Собственно, этот нежный розовый оттенок, который прекрасно гармонирует с загорелой кожей актрисы, выбран неслучайно. Он подчеркивает чистую натуру идеалистки Бэби, которой пришлось во всех смыслах повзрослеть за летние каникулы. И вот перед нами воплощение девичьих грез: ты — королева бала, в розовом, как у принцессы, платье, а рядом с тобой красивый и благородный возлюбленный. Это платье — итог внутренней и внешней трансформации Бэби, превратившейся из застенчивой девушки в уверенную молодую женщину.
Кстати, на протяжении всего фильма Розенфелд одевала главных героев по контрасту: она в светлом, он в темном. Вот и в финале розовое платье Бэби контрастирует с черной рубашкой и черными брюками Джонни. Это он еще свою черную кожаную куртку-косуху с характерно поднятым воротником снял.
Воистину, «плохой парень, который вряд ли понравится твоему отцу».
Классическая коллизия: барышня и хулиган. Но, как известно, противоположности притягиваются. И молодые влюбленные — не исключение.
Что ж, 80-е нынче актуальны. Поэтому модницам можно смело ориентироваться на ансамбли Бэби, составляя свой гардероб на время летнего отпуска. В помощь наши киносеты в стиле «Грязных танцев». Их можно найти здесь.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.