«История, снятая так, словно все были под LSD» / «Дракула» (1992)
Фильм «Дракула» (1992) Фрэнсиса Форда Копполы принес ему огромный успех, спас от разорения его компанию и выиграл три «Оскара», один из которых ушел к Эйко Исиока, художнику по костюмам.
Коппола и Исиока были знакомы задолго до того, как режиссер пригласил художницу делать костюмы для «Дракулы». В 1979 году Эйко нарисовала плакаты для проката «Апокалипсис сегодня» в Японии, затем участвовала в японском издании книги Элеоноры Копполы «Записки: создание „Апокалипсис сегодня“. Исиока была художником-постановщиком фильма «Мисима: Жизнь в четырех главах» (1985), а Коппола — его исполнительным продюсером. Еще одна додракуловская совместная работа — телефильм Rip Van Winkle, который Коппола срежиссировал, а Исиока была на нем художником.
„После того, как я прочитал сценарий, у меня появилась пара идей об этом фильме. Во-первых, я хотел очень молодой, талантливый, привлекательный актерский состав. Во-вторых, и это связано с первым, я хотел на первый план вывести костюмы, чтобы они стали жемчужиной картины. Вместо того, чтобы тратиться на декорации, я хотел более творчески использовать пространство и тень“.
Ф. Ф. Коппола, Джеймс В. Харт Дракула: фильм и легенда, 1992 (Francis Ford Coppola and James V, Hart. Bram Stoker’s Dracula: the film and the legend, 1992
„Фрэнсис позвал меня в качестве художника по костюмам, — рассказывает Исиока — Но я считаю себя художником-постановщиком. И когда меня приглашают постановщиком, я также делаю костюмы, потому что они важная часть постановки. В этот раз он сказал мне: „Эйко, в Дракуле костюмы будут декорациями“, так как декорации будут очень условны“.
И хотя продюсеры вынудили Копполу все же сделать полноценные декорации, костюмы все равно остались на первом плане. Для каждого из героев Эйко продумала ведущую тему, создав удивительные наряды, полные символизма и культурологических аллюзий.
Дракула: Дракон. Волк. Падший ангел.
Эйко Исиока создала для Дракулы 6 разных костюмов, каждый с учетом меняющегося возраста главного героя. Основная цветовая палитра графа, по замыслу художницы, — это красный (броня и сутана), белый (фрак), черный (мундир) и золотой (далматика). Костюмы героя должны были быть настолько уникальны и необычны, чтобы каждое появление Дракулы производило впечатление на зрителя. Исиока хотела дать Дракуле бесконечное разнообразие личностей: „чтобы его истинное я не было легко раскрыто, оставаясь загадкой для зрителей. Он человек или зверь? Дьявол или ангел? Мужчина или женщина? Он постоянно меняется, каждый раз в другом настроении, как калейдоскоп“.
„Одной из наших главных целей было показать сложный характер Дракулы, — объясняет Коппола в книге»Дракула: фильм и легенда“. — Ранее он изображался как монстр или соблазнитель, но знание его истории побудило меня думать о нем как о падшем ангеле, как о сатане. Ирония заключается в том, что он был героем церкви, который в одиночку остановил турок, а затем отрекся от нее, из-за того что его любимая жена стала самоубийцей и ей было отказано в святом захоронении. Когда великие падают, они становятся самыми могущественными дьяволами, Сатана когда-то был высшим ангелом. Отношения человека с Богом носят таинственный характер, выражаются через символ крови. Поэтому, когда Дракула отвергает Бога, кровь становится основой для всех видов нечестивых таинств в истории: крещение, брак, месса.»
Художница придумала для Дракулы необычный красный доспех, похожий на мышечный каркас человека, с шлемом в виде головы волка. Он- «военный гений, воплощение волка. Он обладает властью контролировать всех зверей. Поэтому его доспехи должны были быть совершенно необычными, — объясняет Исиока. — Я хотела изобразить его в доспехах как нечто среднее между человеком и зверем, придумав стилизованный мышечный доспех, как в книгах по анатомии. Шлем также „мышечный“, но эффект здесь достигается за счет микса волчьей головы и человеческого черепа. Красный цвет, символ крови, используется только для Дракулы, с одним исключением».
Первый раз Гари Олдман примерил доспехи на съемках сцены в церкви, никто не знал, как они «поведут» себя в движении. Доспехи сковывали движения актера, не позволяли ему нормально двигаться, но он отказался подчиниться им, яростно размахивая мечом. Ожидаемо, куски брони периодически отваливались, и команде приходилось приваривать их с помощью паяльника.
Второй красный наряд Дракулы — огромный халат-мантия, в котором он встречает Джонатана Харкера в своем замке. Английский джентльмен в клетчатом твидовом пальто и цилиндре и господин в восточном халате с прической в стиле японского театра кабуки. «В молодости Дракула жил в Стамбуле, и на него повлияла турецкая культура и одежда, как видно из этого костюма. На груди изображен герб Дракулы. Костюм — красный, это цвет, символизирующий Дракулу. Огромный шлейф был придуман так, чтобы струиться, , как потоки крови, когда Дракула ползает на стенах своего замка». Общий эффект от костюма, прически и макияжа направлен на создание асексуального образа.
Кроме волка второй звериной ассоциацией для Дракулы стал дракон, изображенный на гербе Дракулы. «Для герба Дракулы я разработала мотив из нескольких элементов: дракона, волка, змей, птиц и огня, переплетенных в единый узел, — рассказывает Исиока Этот мотив появляется на протяжении всего фильма в костюмах, декорациях и реквизитах, как символ Дракулы». Кроме красного халата герб вышит на белом жилете князя, на его военных штандартах, на красной печати, на зеленом платье его невесты.
«Когда Дракула впервые встречается с Харкером, он рассказывает краткую историю своей семьи. Об Ордене Дракона. „Дракул“ значит дьявол или дракон. Так зовут отца Дракулы, который был посвящен в Орден, борющийся с турками и еретиками. Дракула начинает как драконоборец, как Святой Георгий и затем сам превращается в дракона».
Ф. Ф. Коппола
Приехав в Лондон, Дракула «молодеет» и переодевается соответственно времени. Мы видим его сначала в «тотал грей лук»: серые сюртук, жилет, галстук, брюки, цилиндр и перчатки. Длинные кудри, синие очки и широкие лацканы воротника — все это неуловимо отсылает зрителя к 1970-м и создает любопытное ощущение, что граф слегка «старомоден». Из забавных деталей — трость с набалдашником-драконом и булавка для галстука в форме двуглавого орла. Наш граф из Трансильвании, которая в то время была в составе Австро-Венгрии, а на гербе этой империи был двуглавый орел (символ Австрии). Кроме того, орел с двумя головами — и символ Византии, которой Исиока вдохновлялась, создавая костюмы героя, и Священной Римской Империи, которая была в референсах Копполы.
Черный мундир с золотой вышивкой с растительным узором (лавровые ветви) повторяет аналогичный узор на платье Элизабеты, невесты Дракулы (о нем ниже), как бы напоминает Мине о ее «прошлой жизни». Подобная парадная униформа с золотой вышивкой была у английской знати (фраки) и русских (удлиненный вицмундир). И все же нам кажется, что это скорее отсылка к нам, русским, про «русский след» в костюмах Дракулы еще расскажем.
Черный мундир сменяет белоснежный атласный фрак, который Дракула одевает на неудачное свидание с Миной — она уехала и прислала ему письмо. На жилете видна золотая вышивка с гербом Дракулы. Широкий галстук-бабочка и лацканы воротничка вновь отсылают к образам 1970-х.
Финальный наряд графа — золотая далматика. Церковное облачение для служителя Черной мессы. На спине костюма можно увидеть потертую православную икону, узоры — узнаваемые принты с картин Густава Климта: круги, спирали, волны, прямоугольники (Подробнее о том, как художник вдохновлял других художников и дизайнеров в нашей статье Густав Климт, кино и мода).
Эйко Исиока рассказывает, что Коппола показал ей картину Климта «Поцелуй» и спросил: «Эйко, можно ли воплотить эту картину в один из костюмов Дракулы?». «Когда я посмотрела на картину, я почувствовала восточный колорит в сочетании с западной манерой рисования. Я хотела отразить гибридную культуру, в которой Восток встречается с Западом», — вспоминала Исиока. По словам Копполы и Олдмана, вдохновением для образа графа Дракулы послужил Иван Грозный в исполнении Николая Черкасова в фильмах «Иван Грозный» (1944) и «Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор» (1945, выпуск 1958) Сергея Эйзенштейна. Судьбу русского царя, наверное, можно сравнить в деталях с историей Дракулы, рассказанной Копполой: победы, потеря жены/невесты, падение. А золотой наряд Дракулы напоминает нам и парадное облачение русских царей, в том числе Ивана Грозного, — платно с бармами, которое копировало византийскую традицию. И тогда и двуглавый орел, и мундир сразу обретают дополнительный русский отсыл.
Мина/Элизабетта. Зеленая Фея.
Вайнона Райдер играет Элизабетту, невесту Дракулы, и Мину, невесту адвоката Джонатана Харкера. Исиока в качестве основного цвета гардероба героинь Вайноны выбрала зеленый, подчеркивающие молодость, наивность, простоту героини. Ведущим мотивом стал растительный узор (листья). Если красный Дракулы символизирует страсть, агрессию, воинственность, жестокость и опасность, то зеленый Мины-Элизабетты — цвет природы, возрождения, любви и в конечном счете — надежды на прощение для падшего воина церкви.
Зеленое платье Элизабетты — насыщенного и яркого цвета. Платье, стилизованное под Ренессанс, украшено золотой растительной вышивкой, на корсаже нежно-салатового цвета вышит герб Дракулы. Голову украшает диадема-венок из золотых листьев. Элизабетта на эскизе Эйко напоминает Венеру Боттичелли.
Для Мины Исиока выбирает слегка припыленный, светлый мятно-зеленый цвет, гораздо более холодной. Мина, правильная викторианская девушка, гораздо более сдержанна, по сравнению со страстной, импульсивной румынкой Элизабеттой. Таких платьев у Мины несколько: первое визитное платье, домашнее, вечернее декольтированное и уличное. Их главная деталь — единообразная растительная вышивка по корсажу. И даже серьги у нее с аккуратными листиками.
Платья Мины подчеркнуто строгие, сковывающие, консервативные, их дизайн по замыслу художницы, должен отражать скромную, девственно чистую, наивную, но строгую натуру героини — школьной учительницы.
В Трансильвании на Мине темно-зеленое платье с рукавами в полоску. Хотя они оба с мужем одеты в одинаковые цвета ее полоски дисгармонируют с клеткой костюма Джонатана. Муж и жена? Или Дракула все же заронил между ними сомнения?
В финале у Мины темно-зеленое платье с удлиненными ложными рукавами, такие были популярны в том числе в эпоху Барокко. Кажется, что это не совсем уже Мина, а может быть, уже в чем-то Элизабетта.
Единственное цветовое исключение — красное платье, которое героиня надевает на свидание с загадочным румынским графом.
«На протяжении фильма красный очень важный цвет, символизирующий кровь. Поэтому мы решили использовать его только в костюмах Дракулы. Единственное исключение — платье, в котором Мина танцует с Дракулой на их первом „свидании“. Это платье, которое Дракула заказал специально для нее, объекта его страстной любви, поэтому он и выбрал для платья „свой“ цвет — предполагая, что Мина вскоре станет вампиром».
Эйко Исиока
Красное платье в викторианском стиле, с обилием оборок, глубоким декольте и открытой спиной, выделяется в гардеробе героини, особенно на контрасте с ее «венчальным нарядом» серебристого цвета.
За несколько лет до «Дракулы» Вайнона Райдер сыграла пародийную готическую невесту в красном в «Битлджусе» Тима Бертона.
Свидание Мины и Дракулы снималось в богемном Rule’s Cafe и граф угощал девушку абсентом. Как объяснял Коппола своей команде абсент был своего рода LSD викторианской эпохи, его называли «зеленая фея» (вспомним тут платья девушек). Это наркотический декадентский дух Rule’s Cafe словно пропитывает весь сюжет картины, которая рассказана словно в символистском трансе. Недаром Исиока говорила о фильме, что это «всем известная история снята так, словно все были под LSD».
Люси. Пресмыкающееся.
Сэди Фрост сыграла Люси, соблазнительницу и соблазненную Дракулой. Уже ее первое домашнее платье все говорит о ее характере: полупрозрачное, с оголенными плечами. Вышитые розы на корсаже подчеркивают грудь, делая ее образ сексапильным. Оно белое, но слабый розовый подтон словно выдает страстный характер героини.
Вечернее платье — также с оголенными плечами и спиной. Оно украшено рисунком из переплетающихся змей. «Это мое змеиное платье», говорит она кокетничая c женихом (в одном из переводов на русский она говорит: «Оно сделано из змеиной кожи»). Змеи символизируют сексуальность Люси и ее будущее «библейское» грехопадение — соблазнение Дракулой. Ее золотые локоны, словно клубок змей у Медузы Горгоны, опутывают голову и спускаются по обнаженной шее. Открытые плечи и спина этого и белого платья Люси контрастируют с целомудренным декольте ее подруги Мины, хотя тот же мятно-зеленый цвет и сближает их (это осознанное решение Эйко, чтобы показать, что обе девушки близкие подруги). Кстати, каштановые волосы Сэди перекрасили в рыжий, чтобы добиться большого контраста между актрисами.
В сцене соблазнения Люси одетое в оранжевое платье, потом этот цвет появится и в других ее нарядах. Корсаж которого разделен поперечными полосками и этим неожиданно похож на костюмом Ренфилда и червей, которых он ест. Эйко искала для этого эпизода цвет, который бы бросался в глаза в ночи: «Я хотел, чтобы костюм выделялся в темном лунном свете». Она признает, что впервые использовала оранжевый цвет в костюмах.
Тема пресмыкающихся преобразуется в свадебно-погребальный костюм Люси с огромным воротником-рафом. Но теперь это будет не змея, а австралийская плащеносная ящерица (Chlamydosaurus kingii), которая раздувает огромный воротник позади головы в минуту опасности. И раф, и чепец на голове Люси имеют и исторические параллели, женщин в аналогичных аксессуарах можно увидеть на картинах немецких художников XVII века.
«Платья, которые носит Люси, предполагают эксцентричность роли. Среди моих референсов были викторианские платья, но результаты оказались совершенно разными. Каждый костюм должен был быть сексуальным, уникальным и аристократически элегантным. Хотя она похоронена в свадебном платье, оно не относится ни к какому стилю. Моим источником вдохновения была австралийская ящерица. Поскольку в этом платье Люси превращается в вампира, я хотел убедиться, что оно будет выглядеть странным и запоминающимся. Нужный эффект создавал и макияж. Фрэнсис сказал: «Новый вампирский грим Люси должна быть по-прежнему сексуальным, но более хищным, испорченным, развратным».
Эйко Исиока
Прямой кружевной передник, который скрывал узкое корсетное платье с турнюром и буфами, отсылает к свободным «эстетическим платьям». Одной из поклонниц таких была Эмилия Флеге, возлюбленная Густава Климта. И передник Люси и платье Флеге украшено принтами в угадываемом климтовском стиле.
Изначально Сэди Фрост хотела ползти и извиваться, как ящерица, в эпизоде в склепе, но громоздкий жесткий костюм этого не позволял. Эйко даже хотела переделать платье, но Коппола переделал хореографию сцены.
Свободные домашние платья, в которых Люси лежит в кровати, вызывают ассоциации с героинями Эдварда Берн-Джонса и прерафаэлитов. А смена цвета (то белое, то огненное) как будто сигнализирует о том, как за ее тело идет борьба между Дракулой и Ван Хелсингом.
Жемчужное плиссированное платье оверсайз напоминает нам платье другой смертельно больной богатой рыжеволосой дамы — англичанки Милли Тил (Элисон Элиотт) в фильме «Крылья голубки» (1997), возможно, авторы платья Люси — Чарльз и Патриция Лестер (читайте о них в статье Delphos Марионо Фортуни в кино: оригинальные и фейки )
Невесты Дракулы. Мумия и Муха.
На роли Невест отсмотрели 600 актрис. В итоге выбрали итальянку Монику Белуччи и двух румынок Микаэлу Берку и Флорину Кендрик. Последняя, будучи из Трансильвании, свободно говорила по-румынски и тренировала произношение Олдману, Райдер и Энтони Хопкинсу.
Костюмы невест были созданы не с первой попытки:
«Идея Эйко состояла в том, чтобы взять трех обнаженных девушек и покрасить их в зеленый цвет. Я думаю, она думала о Зеленой Фее, суккубе, но это не сработало. Это было больше похоже на произведение искусства, чем на персонажа».
Ф. Ф. Коппола
Эйко рассказывала, что Коппола хотел в костюмах вампирш сочетания разлагающейся материи, словно ошметки мумий, пожелтевшей от старости белой ткани и одновременно ультра-женственности, как на картинах Альфонса Мухи. Струящиеся желто-белые античные хитоны художница украсила золотой вышивкой, а головные уборы сделали в византийском стиле. В фильме, правда, всех этих одежд и не увидишь толком, только груди да оскаленные рты и совсем немного головные уборы.
Ренфилд. Червь.
Вдохновением для костюмов Р. М. Ренфилда (Том Уэйтс), сошедшего с ума бывшего юриста Дракулы, послужили насекомые, которые он пожирает. После нападения на своего врача, он одет в смирительную рубашку, которую Эйко плиссировала наподобие сегментированных тел дождевых червей.
Джентльмен. Врач. Юрист. Драконоборец.
Роман Брэма Стокера был, в первую очередь, о том, как с темной силой сражаются бесстрашные (ну или побеждающие свои страхи) рациональные английские джентльмены (и один американский, и еще один голландский, но не суть, конечно). В фильме они уходят на второй план, уступая место графу и его истории любви. И тем не менее для каждого из мужчин Эйко Исиока подобрала гардероб, отражающий их характер и образ.
Джонатан Харкер по книге — подающий надежды молодой юрист, рациональный, педантичный, но при этом достаточно смелый и сильный духом. Читая его дневник, невольно проникаешься к нему симпатией и переживаешь за героя. В фильме однако такого нет. Отчасти — это вина актера. На наш взгляд, это одна из худших работ Киану Ривза, столь же бессмысленная и беспощадная, как и седина Харкера. Честно говоря, и его костюмы нам также не слишком импонируют, поскольку совершенно не вяжутся с типажом актера. На наш взгляд, единственный подходящий актеру образ — в белой рубашке с коричневой жилеткой — совершенно противоречит строгому консервативному характеру самого персонажа. Другие же его костюмы — точно отражают характер героя. Просторное клетчатое пальто и шляпа хомбург говорят о его закрытости, основательности, консервативности, темно-зеленая клетчатая визитка — о молодости и силе характера, поскольку сближает его с Миной в зеленом.
Влюбленные в Люси мужчины невероятно далекие друг от друга по типажу и положению, оказались объединены доктором Ван Хелсинг против Дракулы. Характер каждого тонко передан Эйко Исиокой. Серо-черный костюм-визитка для флегматичного и меланхоличного доктора Сюворда (Ричард Э. Грант), красный фрак (для верховой езды) для богача и модника аристократа лорда Артура Холмвуда (Кэри Элвес) и яркие расцветки жилетов и насыщенные цвета сюртуков для бравого американца Квинси Морриса (Билл Кэмпбелл).
Ван Хелсинг (Энтони Хопкинс), одетый в теплых золотисто-коричневых тонах, — сама доброта, нежность и забота по отношению к Люси и Мине. В его пристрастии к узорчатым ярким жилетам видна его старомодность и большой опыт экзотических путешествий, повлиявших на его манеру одеваться.
Как и многие другие культовые фильмы «Дракула» оставил свой след и в истории моды и стиля. Свадебное платье Люси не раз служило вдохновением для художников, дизайнеров и стилистов. Но это тема отдельного исследования. В следующий раз.
Поделиться "«История, снятая так, словно все были под LSD» / «Дракула» (1992)"
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.