FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

Некоторые фильмы будто доктор прописал в качестве цветотерапии для просмотра темными вечерами во время нашей унылой бело-серой зимы. Дилогия Шекхара Капура про английскую королеву Елизавету I как раз из таких. Первую одноименную картину с Кейт Бланшетт в главной роли он снял еще в 1998 году и через 9 лет, в 2007 году, вернулся к своей королеве в «Золотом веке». Художником по костюмам на обоих проектах была Александра Бирн (Alexandra Byrne).
«Золотой век» и в меньшей степени «Елизавета» — очень яркие и красочные картины, королева радует зрителей нарядами все цветов радуги.

Красный

Кадры из фильма «Елизавета»

Красный появляется в гардеробе английской королевы в первом фильме после коронации (до этого ее гардероб довольно блеклый). Она оплакивает в нем смерть своих подданных и борется за власть над парламентом. Красный — истинно королевский цвет, сохранилось несколько портретов доброй Бесс в красном. Во втором фильме этот цвет исчезает из гардероба Елизаветы, уступив место голубому-синему, но об этом — чуть позже. А сейчас…

Портреты королевы

Оранжевый

Кадры из фильма «Золотой век»

В оранжевом Елизавета встречает зрителя в начале «Золотого века». Вокруг нее бледные фрейлины, и сразу ясно, кто здесь королева. Оранжевый, опять же судя по портретам королевы, в ее гардеробе присутствовал, в картине же он фактически заменяет собой красный. Последний достался сводной сестре Елизаветы — Марии и то во время казни.

Желтый

Кадры из фильмов, рисунок XIX века

В обеих картинах желтый — это новый королевский красный. В желтом она коронуется, веселится и принимает послов во всей красе. Это цвет жизни и страсти для нее.
Кстати, коронационный костюм Елизаветы в первом фильме повторяет широко известный портрет королевы.

Копия коронационного портрета 1558 года и кадр из фильма «Елизавета»

Зеленый

Кадры из фильма «Золотой век»

Встречается всего в паре эпизодов «Золотого века», где королева в тоске, тревоге, печали и слезах. Она словно «зеленеет от тоски» (turn green). Зеленый, кстати, считался цветом неблагородного сословия (хотя в целом исторической точностью в обеих фильмах и не пахнет).

Голубой и синий

Кадры из фильма «Золотой век»

Оба этих цвета доминируют в «Золотом веке», такова задумка режиссера. Blue (голубой и синий) синонимичен в английском грусти и печали, и такова, по замыслу режиссера, история Елизаветы в картине. Александра Бирн рассказывает, что эта режиссерская находка стала для нее настоящей проблемой, потому что голубой — не елизаветинский, не английский и не королевский цвет. И поначалу она даже надеялась, что сине-голубая тема в процессе производства картины сама собой сойдет на нет. Но не сошла, и можно сказать, что Бирн прекрасно справилась. Отчасти ее выручил типаж Кейт Бланшет, которой этот холодный льдистый цвет безумно идет. Отчасти поддерживает голубой цвет и тема заокеанских плаваний, которыми манит королеву Уолтер Рэйли (Клайв Оуэн). Также голубой подчеркивает холодность, отстраненность королевы от подданных. И наконец…

Кадры из фильма «Золотой век»

Фиолетовый

Кадры из фильма «Золотой век»

В фиолетовый Александра Бирн одевает свою героини в период тяжелейших испытаний: казнь сводной сестры и война с Испаний. Символически получилось очень интересно: красный цвет Марии (пролитая кровь) накладывается на сине-голубой цвет Елизаветы и вуаля, вот он фиолетовый. Кроме того, фиолетовый считался в эту эпоху цветом траура, так что он здесь вовсе неслучаен.

Оба фильма в конце, после череды испытаний героини, выводят нас к белому — цвету, который подчеркивает невинность королевы-девственницы.

Кадры из фильмов, Портрет из Дитчли Маркуса Гирартса Младшего, Фотография Ирвина Пенна для Vogue, 2007 г, Кейт Бланшетт платье Николя Гескьер

И в заключение отметим, оба фильма полны исторических несоответствий и по ним не стоит учить ни историю королевы Елизаветы, ни истории костюма. Зато можно любоваться яркими синтетическими красками, каких еще в помине не было в 15 веке. Не все же англичанам влиять на индийскую историю, вот и постмодернистская ответочка им прилетела.

Оцените