До 30 октября 2021 года Киностудия им. М.Горького демонстрирует собрание собственного музея костюма. В экспозиции 69 предметов ― коллекция антикварных нарядов: вечерние и бальные платья, мундиры, а также костюмы, созданные для фильмов, и эскизы художников. Среди них узнаваемые костюмы и аксессуары из знаковых картин Сергея Герасимова “Юность Петра” и “Красное и черное”. Головные уборы ― алмазные царские шапки, венцы, шляпки и капоры ― можно виртуально примерить и выложить в инстаграм.
Художники по костюмам Киностудии им. М.Горького начали систематически приобретать для исторических фильмов антикварные вещи начиная с середины прошлого века.
“Старинные вещи художники по костюмам приобретали, начиная с 50-х годов прошлого столетия на каждый исторический фильм по разным причинам. Иногда как образцы для того, чтобы закройщики и портные могли подсмотреть технологические особенности кроя и обработки, иногда для использования в качестве игрового костюма главных персонажей. Кружева, перья, перчатки, цилиндры, котелки, канотье, зонтики, трости, веера — вообще изготовить было невозможно. Ассортимент тканей был удручающий. Начиная новый исторический проект художники давали объявления в газетах и на радио «о покупке вещей у населения». Население на просьбу откликалось быстро, доставало с антресолей «старье» и несло на киностудию. Подлинники покупали часто сложными путями, но в любом, даже плохом, состоянии”.
(Коваленко И. Мундир его превосходительства. Кино обязано старинному костюму // Россія. — № 884. — 26 августа 2004)
Впоследствии по просьбе Киностудии эксперты Государственного исторического музея произвели предварительный отбор предметов, представляющие музейную ценность. Несколько десятков костюмов стали началом коллекции. С каждым новым фильмом “неприкасаемых” костюмов становилось все больше и больше. Понадобилось отдельное хранилище. Сегодня в музее Киностудии уже более 500 костюмов, предметов одежды и аксессуаров. В 2001 году вышел каталог коллекции ― “Старинный костюм в кино”. А в 2015 году в ГУМе прошла масштабная выставка костюмов музея, приуроченная к 100-летию Киностудии.
Сейчас, в 2021 году на втором этаже Киностудии собрана экспозиция, лишь отчасти повторяющая ту, шестилетней давности. Большое место в ней уделено работам выдающегося художника по костюмам, лауреата премии “Эмми” Элеоноры Петровны Маклаковой из фильмов “Красное и черное” (1976), “Юность Петра” (1980), “Петр Великий” (1986), “Униженные и оскорбленные” (1990). Это фильмы, бережно и тщательно воссоздающие эпоху.
«Любая моя работа начинается в музеях. Изучаю время, в котором происходят события той или иной киноленты, беседую с искусствоведами. Чаще всего приходится встречаться с Татьяной Степановной Алешиной и Луизой Владимировной Ефимовой из Исторического музея, с Еленой Юрьевной Моисеенко и Тамарой Тимофеевной Коршуновой из Эрмитажа. Они замечательные специалисты, страстные энтузиасты своего дела, и их помощь неоценима»
Цитата Э.Маклаковой из статьи Г.Павлович. “Примерьте кафтан, император!” / Советский экран, 1984, №6 стр 16-17 [Т.С.Алешина, Л.В. Ефимова, Е.Ю.Моисеенко, Т.Т.Коршунова ― исследователи, авторы книг по истории костюма]
“Юность Петра” и “Петр Великий”
Из “Юности Петра” на выставке представлено семь костюмов, из которых: четыре царевны Софьи (Наталья Бондарчук), свадебный наряд Евдокии Лопухиной (Любовь Германова) и два костюма Натальи Кирилловны (Тамара Макарова), а также головные уборы, аксессуары и эскизы.
Через шесть лет Элеонора Маклакова вернется к петровской теме в совместном советско-американском проекте “Петр Великий” (1986). И использует костюмы и головные уборы из своих прежних фильмов. Подробно о образе харизматичной царевны Софьи в этих картинах СинеМода уже писала в статье “Как Наталья Бондарчук и Ванесса Редгрейв одну корону делили” Здесь рассмотрим другие костюмы с выставки.
Костюм Натальи Кирилловны. Опашень.
Это черно-золотой опашень и “красная рубаха” (черное платье из тафты) царицы Натальи Кирилловны, матери Петра Первого. Драматичный царственный наряд для эпизода стрелецкого бунта, когда здание белого кремля штурмует красная толпа стрельцов. 73-летняя Тамара Макарова немного смущает в роли царицы, которой было всего 31 год на момент стрелецкого бунта. С другой стороны, в аналогичном эпизоде американского проекта Наталью Кирилловну играет 72-летняя Лилли Пальмер, а 25-летнюю Софью ― 49-летняя Редгрейв. Что ж, примем это как художественную условность.
Опашень царицы Натальи также использовался для костюма Софьи ― Ванессы Редгрейв.
Юность 4 Софья
“Художники сочетали современные ткани с антикварными, которые покупались у населения, разыскивались в музейных запасниках, на церковных складах. Искусственному жемчугу придавалась неправильная форма натурального речного, его покрывали патиной для того, чтобы он смотрелся достоверно на экране”.
Информация с выставки
Костюм царевны Софьи. Накладная шубка
Накладная шубка Софьи сшита из узорной парчи конца XIX― начала XX вв. По информации с этикетки экспоната, эта накладная шубка также входила в состав костюма Софьи ― Ванессы Редгрейв, но в самом фильме мы ее не обнаружили.
Костюм Софьи. Летник
Обидно, но изюминка этого костюма ― золотистая отделка рукавов в фильме не использована. Наталья Бондарчук снята крупным планом, в темной комнате.
“В поисках нужных образцов объездила все гобеленовые фабрики ГДР, а копии алмазных венцов (от настоящих не отличишь!) сделали для картины мастера чехословацкой фирмы “Яблонекс” ”
Цитата Э.Маклаковой из статьи Г.Павлович. “Примерьте кафтан, император!” / Советский экран, 1984, №6 стр 16-17
Юность19
“Красное и черное”
На выставке представлено два платья и головные уборы госпожи де Реналь (Наталья Бондарчук) из пятисерийного фильма “Красное и черное” Сергея Герасимова.
“Униженные и оскорбленные”
Не самая известная экранизация классики. Тем не менее достаточно добротная и качественная. В главной роли ― Настасья Кински, ее “поддерживают” сильные российские актеры Никита Михалков, Александр Абдулов и другие. Сам роман написан Достоевским в 1861 году, но действие “гуляет” от середины 1840-х до конца 1850-х гг. Фильм снят в гнетущей пасмурно-серой палитре, один из немногих выбивающихся эпизодов ― это сцена в доме Маслобоева, светлая и солнечная.
Молочно-белое платье Александры Семеновны (Ольга Прокофьева), заведующей хозяйством в доме Маслобоева, хорошо дополняет эту идеально-чистую атмосферу.
“Карл Маркс. Молодые годы” (1980)
Семисерийный телефильм Льва Кулиджанова с прекрасными костюмами Элеоноры Маклаковой. Как и полагалось на совместных фильмах с ней сотрудничал художник по костюмам студии Дефа ГДР Гюнтер Шмидт, ассистентом была Наталья Полях. Этим же составом они работали и над “Юностью Петра”, вышедшей в том же году.
В фильме очень бережно воссозданы костюмы того времени, а платья женского каста дивно хороши, ― можно было бы смело использовать в любой экранизации “Джейн Эйр”.
“Поездка в Висбаден” (1989)
Фильм Евгения Герасимова снят по мотивам повести И.С.Тургенева «Вешние воды». Художник по костюмам ― Наталия Шнайдер. На выставке представлено роскошное платье Марьи Николаевны Полозовой (Наталья Лапина), в котором она успешно соблазняла в театре Дмитрия Санина (Сергей Жигунов)
“Преступление и наказание” (1969)
Из экранизации классического романа Льва Кулиджанова выставлено два платья, не вошедшие в окончательный монтаж фильма. Художник по костюмам Эльза Рапопорт
Антикварный костюм снимается в кино
Антикварные костюмы в хорошем состоянии успешно снимаются в кино.
“Маленькая принцесса” (1997)
В картине “Маленькая принцесса” Владимира Грамматикова использовалась накидка конца XIX века для костюма Сары Кру (Настя Миськова). Этот образ оказался настолько удачным, что даже использовался для афиши. Художник по костюмам фильма ― Регина Хомская.
“Русалочка” (1976)
В фильме «Русалочка» Владимира Бычкова сказочная история Андерсона, стилизованная под европейское средневековье, обрамляется вступлением. Рассказчик, подозрительно похожий на молодого Андерсона (Валентин Никулин) развлекает историей красивую попутчицу по дилижансу, она же и Русалочка (Виктория Новикова). Судя по прическам в стиле бидермейер, предполагается, что это 1830-е, как раз когда была написана знаменитая сказка. На героине Виктории Новиковой ― накидка начала 1900-х годов. Художник по костюмам ― Наталья Шнайдер
«Анна на шее» (1954) и «Обыкновенное чудо» (1964)
Парадная форма камергера была приобретена для картины “Анна на шее” (1954). Художник по костюмам Константин Урбетис одел в нее Князя (Александр Вертинский) на балу.
Повторно костюм использовался на картине “Обыкновенное чудо” (1964), художник по костюмам Яков Ривош. Алексей Добронравов сыграл в экранизации сказки Гарина роль первого министра.
Антикварный костюм для вдохновения
Иногда антикварный костюм используется художниками для образца или вдохновения.
Так, лиф платья начала прошлого века из коллекции Киностудии возможно послужил образцом для костюма Фаины Раневской в фильме “Свадьба” (1944) Исидора Анненского. Фаина Георгиевна сыграла в этом фильме Настасью Тимофеевну Жигалову, мать невесты. Художник по костюмам Семен Мандель.
Антикварные костюмы из музейной коллекции
Поделиться "От царевны Софьи до Софьи Толстой // Выставка «Время и Вещи. Исторический костюм в кино. Коллекция Киностудии им. М.Горького»"
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.