FavoriteLoadingДобавить в Избранное

До 30 октября 2021 года  Киностудия им. М.Горького демонстрирует собрание собственного музея костюма. В экспозиции  69 предметов ― коллекция антикварных нарядов: вечерние и бальные платья, мундиры, а также костюмы, созданные для  фильмов, и эскизы художников. Среди них узнаваемые костюмы и аксессуары из знаковых картин Сергея Герасимова “Юность Петра” и “Красное и черное”. Головные уборы ― алмазные царские шапки, венцы, шляпки и капоры ― можно виртуально примерить и выложить в инстаграм. 

Художники по костюмам Киностудии им. М.Горького начали систематически приобретать для исторических фильмов антикварные вещи начиная с середины прошлого века. 

“Старинные вещи художники по костюмам приобретали, начиная с 50-х годов прошлого столетия на каждый исторический фильм по разным причинам. Иногда как образцы для того, чтобы закройщики и портные могли подсмотреть технологические особенности кроя и обработки, иногда для использования в качестве игрового костюма главных персонажей. Кружева, перья, перчатки, цилиндры, котелки, канотье, зонтики, трости, веера — вообще изготовить было невозможно. Ассортимент тканей был удручающий. Начиная новый исторический проект художники давали объявления в газетах и на радио «о покупке вещей у населения». Население на просьбу откликалось быстро, доставало с антресолей «старье» и несло на киностудию. Подлинники покупали часто сложными путями, но в любом, даже плохом, состоянии”.

(Коваленко И. Мундир его превосходительства. Кино обязано старинному костюму // Россія. — № 884. — 26 августа 2004) 

Впоследствии по просьбе Киностудии эксперты Государственного исторического музея произвели предварительный отбор предметов, представляющие музейную ценность. Несколько десятков костюмов стали началом коллекции. С каждым новым фильмом “неприкасаемых” костюмов становилось все больше и больше. Понадобилось отдельное хранилище. Сегодня в музее Киностудии уже более 500 костюмов, предметов одежды и аксессуаров. В 2001 году вышел каталог коллекции ―  “Старинный костюм в кино”. А в 2015 году в ГУМе прошла масштабная выставка костюмов музея, приуроченная к 100-летию Киностудии.  

Сейчас, в 2021 году на втором этаже Киностудии собрана экспозиция, лишь отчасти повторяющая ту, шестилетней давности. Большое место в ней уделено работам выдающегося художника по костюмам, лауреата премии “Эмми”  Элеоноры Петровны Маклаковой из фильмов  “Красное и черное” (1976), “Юность Петра” (1980), “Петр Великий” (1986), “Униженные и оскорбленные” (1990). Это фильмы, бережно и тщательно воссоздающие эпоху.   

«Любая моя работа начинается в музеях. Изучаю время, в котором происходят события той или иной киноленты, беседую с искусствоведами. Чаще всего приходится встречаться с Татьяной Степановной Алешиной и Луизой Владимировной Ефимовой из Исторического музея, с Еленой Юрьевной Моисеенко и Тамарой Тимофеевной Коршуновой из Эрмитажа. Они замечательные специалисты, страстные энтузиасты своего дела, и их помощь неоценима»

Цитата Э.Маклаковой из статьи Г.Павлович. “Примерьте кафтан, император!” / Советский экран, 1984, №6 стр 16-17 [Т.С.Алешина, Л.В. Ефимова, Е.Ю.Моисеенко, Т.Т.Коршунова  ― исследователи, авторы книг по истории костюма]

“Юность Петра” и “Петр Великий”

Из “Юности Петра” на выставке представлено семь костюмов, из которых: четыре царевны Софьи (Наталья Бондарчук), свадебный наряд Евдокии Лопухиной (Любовь Германова) и два костюма Натальи Кирилловны (Тамара Макарова), а также головные уборы, аксессуары и эскизы. 

Эскизы Элеоноры Маклаковой к фильму «Юность Петра»

Через шесть лет Элеонора Маклакова вернется к петровской теме в совместном советско-американском проекте “Петр Великий” (1986). И использует костюмы и головные уборы из своих прежних фильмов. Подробно о образе харизматичной царевны Софьи в этих картинах СинеМода уже писала в статье “Как Наталья Бондарчук и Ванесса Редгрейв одну корону делили” Здесь рассмотрим другие костюмы с выставки.   

Костюм Натальи Кирилловны. Опашень.

Черная тафта, узорная органза с люрексом, узорный шелк, опашень отделан мехом соболя. Ожерелок и запястья из парчи, отделаны искусственным жемчугом, стразами, металлизированным шнуром. 

Это черно-золотой опашень и “красная рубаха” (черное платье из тафты) царицы Натальи Кирилловны, матери Петра Первого. Драматичный царственный наряд для эпизода стрелецкого бунта, когда здание белого кремля штурмует красная толпа стрельцов. 73-летняя Тамара Макарова немного смущает в роли царицы, которой было всего 31 год на момент стрелецкого бунта. С другой стороны, в аналогичном эпизоде американского проекта Наталью Кирилловну играет 72-летняя Лилли Пальмер, а 25-летнюю Софью ― 49-летняя Редгрейв. Что ж, примем это как художественную условность. 

Опашень царицы Натальи также использовался для костюма Софьи ― Ванессы Редгрейв.

Юность 4 Софья


“Художники сочетали современные ткани с антикварными, которые покупались у населения, разыскивались в музейных запасниках, на церковных складах. Искусственному жемчугу придавалась неправильная форма натурального речного, его покрывали патиной для того, чтобы он смотрелся достоверно на экране”.

Информация с выставки

Костюм царевны Софьи. Накладная шубка  

Узорная парча, отделка люрексной тесьмой.  Ожерелок и запястья из парчи. Отделаны искусственным жемчугом, стразами и металлизированным шнуром. 

Накладная шубка Софьи сшита из узорной парчи конца XIX― начала XX вв. По информации с этикетки экспоната, эта накладная шубка также входила в состав костюма Софьи ― Ванессы Редгрейв, но в самом фильме мы ее не обнаружили.

Шапка царевны Софьи (Наталья Бондарчук). Парча, лино, искусственный жемчуг, норка. “Юность Петра”

Костюм Софьи. Летник

Женский костюм (“красная рубаха”, летник) из черного бархата. Отделан узорной парчой, металлизированным сутажом, люрексной тесьмой, мехом. 
Бармы, ожерелок и запястья из парчи, меха. Отделаны вышивкой искусственным жемчугом. 

Обидно, но изюминка этого костюма ― золотистая отделка рукавов в фильме не использована. Наталья Бондарчук снята крупным планом, в темной комнате. 

Венец царевны Софьи (Наталья Бондарчук). Парча, лино, стразы, искусственный жемчуг, дробницы, золотный шнур. “Юность Петра”.
Свадебный венец Евдокии Лопухиной (Любовь Германова). Вышивка гладью по льняному кружеву, лино, кожа, стразы, искусственный жемчуг, дробницы. 
Свадебный венец Евдокии Лопухиной (Наталья Андрейченко). Металл. стразы, искусственный жемчуг. “Петр Великий” .
Алмазная шапка Петра Великого (Дмитрий Золотухин, Грехем Макграт). Металл, искусственные камни, стразы, соболь. “Юность Петра”, “Петр Великий” 
Алмазная шапка молодого царя Ивана (Алексей Емельянов). Металл, искусственные камни, стразы, роспись по металлу, соболь. “Юность Петра”

“В поисках нужных образцов объездила все гобеленовые фабрики ГДР, а копии алмазных венцов (от настоящих не отличишь!) сделали для картины мастера чехословацкой фирмы “Яблонекс” ”

Цитата Э.Маклаковой из статьи Г.Павлович. “Примерьте кафтан, император!” / Советский экран, 1984, №6 стр 16-17
Шапка Натальи Кирилловны (Тамара Макарова). Парча, лино, ажурные металлические накладки, искусственный жемчуг, трунцал, бисер, соболь. “Юность Петра”
Волосник Евдокии Лопухиной (Любовь Германова). Парча, ажурные металлические накладки, искусственный жемчуг, вязание люрексом. “Юность Петра”

Юность19

Каптур Натальи Кирилловны (Тамара Макарова). Парча, лино, металлизированная тесьма, стразы, искусственный жемчуг, бусины, золотный шнур.  «Юность Петра»
Венец Евдокии Лопухиной (Наталья Андрейченко). Лино, сутаж, искусственные камни, стразы, искусственный жемчуг, бисер, золотный шнур. Завязки из узорной парчи конца XIX ― начала XX века, металлизированная бахрома.
Ожерелок и запястья. Шелк,сутаж, искусственные камни, стразы, искусственный жемчуг, бисер, золотный шнур.
“Петр Великий” 

“Красное и черное”

На выставке представлено два платья и головные уборы госпожи де Реналь (Наталья Бондарчук) из пятисерийного фильма “Красное и черное” Сергея Герасимова. 

Платье из коричневой шерсти. Воротник из жаккардового шелка цвета экрю. Декорирован двумя видами хлопчатобумажной сетки (черная и экрю), шелковой тесьмой, аппликацией из черного шелка, басонными розетками и подвесками из шелка коричневого и цвета экрю. Около 1900 года. 
Платье из серо-зеленой шерсти. Отделано руликами и обтяжными пуговицами в тон. Канзу из белого тюля и кружева

“Униженные и оскорбленные”

Не самая экранизация классики. Тем не менее достаточно добротная и качественная. В главной роли ―  Настасья Кински, ее “поддерживает” сильные российские актеры Никита Михалков, Александр Абдулов и другие. Сам роман написан Достоевским в 1861 году, но действие “гуляет” от середины 1840-х до конца 1850-х гг. Фильм снят в гнетущей пасмурно-серой палитре, один из немногих выбивающихся эпизодов ― это сцена в доме Маслобоева, светлая и солнечная. 

Молочно-белое платье Александры Семеновны (Ольга Прокофьева), заведующей хозяйством в доме Маслобоева, идеально дополняет эту идеально-чистую атмосферу.

 Лиф и юбка из молочно-белого флагтуха с отделкой руликами из тафты в тон. 

“Карл Маркс. Молодые годы” (1980)

Семисерийный телефильм Льва Кулиджанова с прекрасными костюмами Элеоноры Маклаковой. Как и полагалось на совместных фильмах с ней сотрудничал художник по костюмам студии Дефа ГДР Гюнтер Шмидт, ассистентом была Наталья Полях. Этим же составом они работали и над “Юностью Петра”, вышедшей в том же году. 

В фильме очень бережно воссозданы костюмы того времени, а платья женского каста дивно хороши, ―  можно было бы смело использовать в любой экранизации “Джейн Эйр”. 

Платье Женни фон Вестфален (Рената Блюме). Лиф и юбка из черного флагтуха, отделка ручной вышивкой. 
Капор Женни Маркс (Рената Блюме). Флагтух, лино, эксцельсиор, шерстяное кружево, тесьма, лясе, атласная лента, сутаж, перо страуса.  

“Поездка в Висбаден” (1989) 

Фильм Евгения Герасимова снят по мотивам повести И.С.Тургенева «Вешние воды». Художник по костюмам ―  Наталия Шнайдер. На выставке представлено роскошное платье Марьи Николаевны Полозовов (Наталья Лапина), в котором она успешно соблазняла в театре Дмитрия Санина (Сергей Жигунов)

Платье (лиф, юбка) из полушелкого атласа аметистового цвета. Отделано черным шелковым кружевом, кружевом с аппликационными мотивами, вышивкой тамбуром и бисером. 
Шляпка Джеммы (Елена Серопова). Соломка, машинное кружево, машинная вышивка по тюлю, батист, искусственные цветы

“Преступление и наказание” (1969)

Из экранизации классического романа Льва Кулиджанова выставлено два платья, не вошедшие в окончательный монтаж фильма. Художник по костюмам Эльза Рапопорт

Платье (лиф, жакет, юбка) из белой синтетической жатой ткани. Отделано аппликацией и машинной вышивкой крутилкой. Сорти-де-баль из хлопчатобумажного тюля белого цвета. Машинная вышивка тамбуром. Конец XIX века, Россия. 
Платье (лиф, юбка) из серо-розовой синтетической ткани. Отделано аппликацией и машинной вышивкой крутилкой. Сорти-де-баль из шерстяного кружева (лама) черного цвета. 1860-ые годы, Западная Европа.

Антикварный костюм снимается в кино

Антикварные костюмы в хорошем состоянии успешно снимаются в кино. 

“Маленькая принцесса” (1997)

Накидка из черного шелкового газа конца 1890-х годов. Выполнена в технике просечного узора на хлопчатобумажной сетке. Отделана тесьмой цвета экрю.

В картине “Маленькая принцесса” Владимира Грамматикова использовалась накидка конца XIX века для костюма Сары Кру (Настя Миськова). Этот образ оказался настолько удачным, что даже использовался для афиши. Художник по костюмам фильма ― Регина Хомская.

“Русалочка” (1976)

 Накидка из тонкого сукна светло-терракотового цвета. Отделана аппликацией из сукна, машинной вышивкой цветным шелком, ручной вышивкой шелковым гарусом и кантами из набивного шелкового атласа. Начало 1900-х голов

В фильме «Русалочка» Владимира Бычкова сказочная история Андерсона, стилизованная под европейское средневековье, обрамляется вступлением. Рассказчик, подозрительно похожий на молодого Андерсона (Валентин Никулин) развлекает историей красивую попутчицу по дилижансу, она же и Русалочка (Виктория Новикова). Судя по прическам в стиле бидермейер, предполагается, что это 1830-е, как раз когда была написана знаменитая сказка. На героине Виктории Новиковой ― накидка начала 1900-х годов. Художник по костюмам ― Наталья Шнайдер

«Анна на шее» (1954) и «Обыкновенное чудо» (1964) 

Форма камергера парадная. Мундир из темно-зеленого (черного) сукна. Воротник из приборного красного сукна. Форменное золотое шитье. Пуговицы золоченые. 
Подлинные обшлага из красного приборного сукна с форменным золотым шитьем утрачены и заменены обшлагами из зеленого бархата с форменным егермействерским золотым шитьем. Подкладка новодел. Конец XIX-начало XX века, Россия. 

Парадная форма камергера была приобретена для картины “Анна на шее” (1954). Художник по костюмам Константин Урбетис одел в нее  Князя (Александр Вертинский) на балу. 

Повторно костюм использовался на картине “Обыкновенное чудо” (1964), художник по костюмам Яков Ривош. Алексей Добронравов сыграл в экранизации сказки Гарина роль первого министра.

Антикварный костюм для вдохновения

Иногда антикварный костюм используется художниками для образца или вдохновения. 

Так, лиф платья начала прошлого века из коллекции Киностудии возможно послужил образцом для костюма Фаины Раневской в фильме “Свадьба” (1944) Исидора Анненского. Фаина Георгиевна сыграла в этом фильме Настасью Тимофеевну Жигалову, мать невесты. Художник по костюмам Семен Мандель.  

Лиф платья из шелкового сатина цвета экрю. Отделан складками,узкими черными шелковыми лентами и машинным гипюром в тон по каштановому тюлю. Дублюр из хлопчатобумажной ткани. Середина 1900-х годов. 

Антикварные костюмы из музейной коллекции 

Визитное мантеле из светло-серого шерстяного репса. Отделано руликами из шелкового сатина, узкой шелковой тесьмой, машинным кружевом  цвета экрю, двойными бантами из бледно-розовой репсовой ленты, оплетенными и вышитыми шелком пуговицами, шелковым шнуром цвета экрю. Ручная работа. Начало 1880-х годов, Россия
Лиф платья из фиолетового креплешина. Отделан ручной вышивкой шелком и бисером по шелковому муслину, машинным кружевом и атласными лентами цвета экрю. Пояс из фиолетвого шелкового атласа, дублюр из тафты. Ручная и машинная работа. Начало 1910-х годов, Россия. 
Визитное мантеле из черного шелкового репса, отделано в тон машинным кружевом, вышивкой граненым бисером и гранеными бусинами. Подкладка утрачена. Ручная и машинная работа. Конец 1880-х годов, Россия
Визитное мантеле из тонкой черной шерсти, отделано в тон машинным кружевом, аграмантом. Окантовкашвов с изнанки из черного шелкового сатина. Клеймо “Торговый дом Трусовыхъ и Суровцеова въ Москве”. Ручная и машинная работа. Конец 1880-х годов, Россия. 
Лиф платья из шелкового муара цвета экрю. Отделан в тон шелковым газом с рисунком, светло-зеленым шелковым муслином и кружевом, зеленым бархатом. Люблюр из полушелковой саржи. Ручная и машинная работа. Конец 1890-х годов, Россия. Приобретен для фильма “Щелкунчик” (1967, неосущественный проект), художник по костюмам Наталия Шнайдер.
Накидка из гладкого сукна темно-вишневого цвета с просечным узором по черному атласу. Отделана машинной вышивкой шелком, шелковым сутажом и атласными бейками по косой черного цвета. Подкладкаиз черной тафты. Ручная и машинная работа. Конец 1890-х годов, Россия
Платье (лиф, юбка) из вишневого шелка. Отделано черным шелковым гипюром и защипами. Дублюр из коленкора. Ручная и машинная работа. Конец 1890-х годов, Россия
Приобретены для фильма “Карл Маркс. Молодые годы”. 
Мундир офицера лейб-гвардии Уланского полка из синего сукна. Воротник, обшлага, выпушки по бортам, рельефным швам спинки, рукавам, карманным клапанам и нижнему краю из красного приборного сукна. На воротнике и обшлагах золотное шитье ― петлицы в форме катушек. Ручная и машинная работа. Около 1910-1917 гг., Россия.
Труакар из хлопчатобумажного кружева “пуант-ляс”. Ручная работа. 1900-е годы, Россия. Платье (лиф, юбка)из смесовой ткани цвета экрю. Выполнено в технике просечного узора по шелковой сетке. Отделано машинной вышивкой шелком аппликационными мотивами. Начало 1900-х годов, Россия. 
Костюм чиновника таможенного департамента министерства финансов (тужурка, жилет, брюки) из шерстяной диагонали зеленого (царского) цвета. 1906-1917 годы, Россия.
Приобретен для фильма “Трое” (1969), художник по костюмам Яков Ривош. 
Труакар из льняного плетеного кружева (сцепная техника) цвета экрю. Ручная работа. Середина 1900-х годов, Россия
Платье (лиф, юбка) из льна зеленовато-соломенного цвета. Отделано вологодским кружевом, затачанными складками и обтяжными пуговицами. Ручная и машинная работа. 1900-ые годы. Россия. 
Приобретено для фильма “Лев Толстой” (1984). Художник по костюмам Элеонора Маклакова. Актриса Тамара Макарова, роль ― Софья Андреевна Толстая. 
Платье (лиф, юбка) из серо-голубого муара. Отделано кружевными мотивами цвета экрю, вышитыми пайетками и искусственным жемчугом. Дублюр из полушелковой саржи розового цвета. Около 1900 года, Россия. Приобретено длякартины “Крестьянский сын” (1975), художник по костюмам Вера Скопинова. 
Визитка из черного сукна. Подкладка из шелковой саржи, в рукавах ― из хлопчатобумажного сатина в полоску. Сорочка из белого полотна. Брюки из трико в полоску. Воротник пристежной из полотна. Галстук из смесовой ткани в полоску. Конец XIX ― начало XX века.  
Эти предметы многократно использовались в фильмах, время действия которых приходилось на конец XIX ― начало XX века.
Платье цельнокроеное со шлейфом (фасон “реформ”) из тонкой черной шерсти. Отделано черным шелковым машинным кружевом на подкладке из тафты цвета экрю, вышивкой по тюлю граненым бисером и блестящими пайетками в тон. Середина 1900-х годов, Россия. 
Сюртук чиновника 6-8 классов управления почт и телеграфа с открытыми лацканами темно-зеленого (черного) цвета. Воротник из черного бархата, выпушки светло-синие. Подкладка из шерстяного сатина, в рукавах хлопчатобумажная. Клеймо “К.Шлитманъ. Москва”. 1906-1917 годы, Россия
Сорочка из белого полотна. Воротник пристежной из полотна. Галстук из полушелка.
Конец XIX ― начало XX века, Россия. 
Эти предметы многократно использовались в фильмах, время действия которых приходилось на конец XIX ― начало XX века.
Накидка из гладкого драпа серо-зеленого цвета с пелериной. Выполнена в технике просечного узора на тюле. Отделана оборкой из плиссированного газа. Подкладка из шелкового канауса террактового цвета. Клеймо «В.Гартель. Москва. Лубянка». Середина 1900-х годов, Россия.
Приоберете на для фильма “Поездка в Висбаден”
 Платье (лиф,юбка) из серо-коричневого репса. Конец 1890-х годов, Россия.
Мундир офицера лейб-гвардии Преображенского полка двубортный, из темно-зеленого (черного) и красного приборного сукна. На воротнике иобшлажных клапанах золотое мишурное шитьес рисунком лейб-гвардии Преображенского полка. Подкладка из красного стамеда. В рукаве подпись чернилами: “18-го отъ Государя”. 1815-1855, Россия. Приобретен для кинокартины “Пушкин” (1952), художник по костюмам Эльза Рапопорт.
Мундир офицера свиты Его Императорского Величества однобортный.,из темно-зеленого (черного) сукна и красного сукна. На воротнике и обшлажных клапанах серебряное мишурное шитье. Подкладка из красного стамеда. На подкладке спинки под воротником подпись чернилами: “отъ Государя. 17.9.1843”. 1815-1855, Россия. Приобретен для кинокартины “Анна на шее” (1954); художник по костюмам Константин Урбетис.
Вицмундир офицера Кавалергардского полка однобортный, из красного и синего сукна. На воротнике, рукавах и фалдах серебряные петлицы в форме катушек. Подборта и подкладка фалд из белого сукна. Подкладка груди и спинки из стамеда светло-палевого цвета. 1815-1855, Россия. Приобретен для кинокартины “Анна на шее”. 
Мундир офицера лейб-гвардии Московского полка двубортный из темно-зеленого (черного) и красного сукна. На воротнике и обшлажных клапанах рукавов золотые петлицы в форме катушек. Подкладка из красного стамеда. 1830-1850-ые, Россия. Приобретен для фильма “Княжна Мери” (1955), художник по костюмам Эльза Рапопорт.
Платье (лиф, юбка) из узорного шелка цвета экрю с вытканым рисунком в виде муаровых лент, завязанных в банты. Отделано шелковой машинной вышивкой по шелковому тюлю и атласной лентой. Конец 1900-х годов, Россия. Приобретено для кинокартины “Держись за облака” (1971), художник по костюмам Вячеслав Зайцев. Сорти-де-баль из хлопчатобумажного тюля белового цвета. Машинная вышивка тамбуром. Конец XIX века, Россия.
Сорти-де-баль из муара цвета экрю. Отделана лентой из страусовых перьев в тон. Подкладка из шелкового канауса в тон. Около 1900-х годов, Россия. Приобретена для фильма “Петр Великий” (1986). 
Юбка бального платья из шелкового кружева “пуант-ляс” цвета экрю. С изнанки к нижнему краю пришита оборка из шелкового газа в тон. Середина 1900-х годов, Россия. Приобретена для фильма “Человек с другой стороны” (1971), художник по костюмам Эльза Рапопорт.
Оцените