FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Испанец, переехавший в Венецию и женившийся на парижанке, навсегда вошел в историю моды своими платьями в древнегреческом стиле. Такова фортуна Фортуни.

Марионо Фортуни с подачи жены Генриетты придумал плиссированное шелковое платье «Дельфос» в 1907 году, когда женщины еще повсеместно утягивались в корсет, но богема уже оценила красоту свободного эстетического платья конца XIX века. Удивительным образом эти туники соединили в себе вневременность и моду, эстетику модернизма и дух Античности и выглядят современно до сих пор.

 

Особенностью дельфийского платья Фортуни была уникальная очень мелкая плиссировка шелка, насыщенные цвета, которые переливались на свету при движениях тела, и шёлковые шнуры с бусинами из муранского стекла по швам платья. Туника красиво облегала стройную фигуру и не предполагала никакого корсета. Мечта, а не платье: один размер, не нужно гладить, легко перевозить.

Первоначально «дельфосы» воспринимались как «домашние» платья, но после перешли в статус вечерних. Их особенно полюбила богема, а Марсель Пруст неоднократно упоминает их в своих «Поисках утраченного времени». Изначально Дом Fortuny специализировался на набивных бархатах с орнаментами итальянского Возрождения XV-XVI вв. Сочетание тяжелых бархатных просторных накидок с ренессансными цветочными мотивами и тонкого облегающего плиссированного платья стало фирменным стилем Фортуни. «Дельфосы» и его вариации (двухчастные «Пеплос») выпускались с 1907 по 1949 гг. (до смерти дизайнера). Секрет плиссировки Фортуни, увы, ушел вместе с ее создателем, в то время как роскошные бархаты можно и сейчас купить в существующем до сих пор модном доме Fortuny в Венеции и в его представительствах в других городах.

Дельфийские платья Фортуни стали объектом охоты музеев и коллекционеров, и сейчас спустя полстолетия и больше при правильном хранении (в свернутом в клубочек виде) они не теряют своих складок (и в этом мы еще убедимся).

Глория Вандербилт в «Дельфос» в объективе Ричарда Аведона для Vogue Италия, июль-август 1970.

 
 

«Идея Фортуни заключалась в том, что женщины всегда больше, чем просто женщина… цветок… погребальная урна… статуя… Они словно кожа… Они столь сладострастны и словно создают тело чудесным образом. Еще они так хрупки, деликатны, нежны».
Глория Вандербилт, Vogue Италия, июль-август 1970

 

Мода на плиссировку не уходила, и вслед за Фортуни ее осваивали и другие: Мадам Гре в 1955 г., Чарльз и Патриция Лестер (в 1970-ые, первая коллекция на лондонской неделе моды в 1985-1986), Иссей Мияке (коллекция ‘Plisse, please’ 1994 года). Техника плиссировки и дизайн платьев Лестер наиболее близки Фортуни, правда, сама Патриция, дизайнер-самоучка, утверждает, что узнала об испано-итальянском дизайнере только тогда, когда ее попросили дать несколько ее творений на его ретроспективную выставку. Тем не менее, именно платья Лестер часто заказывают художники по костюмам в кино, когда им надо одеть своих героинь в «дельфосы».

Полюбившиеся богеме «дельфосы» засветились еще в раннем немом кино, когда актрисы нередко надевали на съемки свою одежду. В «Сатанинской рапсодии» (1915, вышел в 1917), фантазии на тему Фауста, дива и femme fatale Лида Борелли играет постаревшую красавицу Альбу, которая соглашается на сделку с Мефистофелем, чтобы вернуть себе молодость. Для этого ей нужно самую малость — отказаться от любви. Режиссер Нино Оксилия сотрудничал с Мариано Фортуни, позаимствовав у него технику трафарета, добавив цвета в черно-белое изображение.

Сама Лида Борелли, суперзвезда итальянского немого кино 1910-х, придавала большое значение костюмам в кино и восхищалась «дельфосами» Фортуни. Появившись в начале фильма, а-ля черепаха Тортилла, в викторианском черном платье, с накидкой и капоре, ставь вновь юной, Альба Д’Олтревита -Борелли переодевается в нежные тонкие и светлые свободные платья с цветами или в ориентальном стиле. В финале красавица Альба, названная в титрах «жрицей любви и смерти», символично одета в «дельфос» нежного розового цвета.

Delphos

Это платье, атрибутированное как костюм Лиды Борелли в «Сатанинской рапсодии», было представлено на выставке кино-костюмов в Риме в 2015 году. У платья героини Борелли в финале был другой пояс, другой вырез декольте, да и цвет его, вероятно, был более светлый. Возможно, это платье использовалось во время съемок, но эпизоды были вырезаны или оно из собственного гардероба Борелли.

Не прошло и ста лет, а точнее 97, как супермодель Наталья Водянова, по примеру Лиды Борелли, надела на съемках фильма «Влюбленные» (2012) собственные винтажные (или это уже антиквариат?) «дельфосы».

До этого Наташа выгуляла их на Бал Института костюма в 2008 и British Fashion Award в 2009 году.
 

Фильм Гленио Бондера по роману Альберта Коэна «Любовь властелина» (собственно, таково и оригинальное название картины) рассказывает историю страсти высокопоставленного чиновника-еврея из Лиги наций (Солаль — Джонатан Рис-Майерс) и жены его подчиненного Арианы (Водянова) в 1930-ые, во время усиления фашизма. Режиссер хотел максимально приблизить к зрителю эту историю, в том числе и на костюмном уровне, и художник по костюмам Магдалена Лабуз миксовала современные и винтажные вещи.

Наталья появляется в «дельфосах» разных цветов: ягодно-красном, темно-желтом, нежно-голубом, синем. Часть из них — оригинальные, а часть сделала чета Лестеров.


Наталья в «дельфосе» собирает со служанкой другие «дельфосы» и ждет Солаля.


Домик в Италии не спас напряженные отношения любовников, от которых отвернулось общество (узнаете сюжет Анны Карениной? А ведь прошло, пожалуй, полстолетия между действиями этих произведений)


С «дельфосов» начинается фильм, начинается роман героев и заканчиваются их отношения.

«Это был довольно сложный проект, поскольку они хотели, чтобы все было как можно ближе к платьям Фортуни, которые также планировалось использовать, — рассказывает Патриция Лестер. — Цвет вышел довольно хорошо, труднее всего было найти подходящие бусины и шнуры, которые соединяли половины платья. Мы сделали несколько версий, потому что, несмотря на то, что нашу работу часто приравнивают к венецианскому художнику Мариано Фортуни — способ, которым мы плиссируем ткань, очень отличается, платья более струящиеся, и мы используем намного больше ткани в наших предметах одежды. Когда костюмы был одобрены и выкуплены, у нас заказали еще несколько платьев, платков и т. п., которые должны были лежать на кровати в сцене, где Наталья выбирает, какое платье она хочет, чтобы ее любовник купил для нее».

И наконец, в финальном эпизоде «Аббатства Даунтон» (2015), сериале, по которому можно изучать европейскую моду 1910-1920-х, также засветилось несколько винтажных нарядов Фортуни, в том числе и Peplos: плиссированные блуза с юбкой. Художник по костюмам Анна Мария Скотт Робинс выбрала этот наряд для леди Мэри (Мишель Докери), стильной и элегантной красавицы. Его цвет — один из самых частых в гардеробе героини, по словам Скотт Робинс, яркий красный лучше всего говорит о смелом, бескомпромиссном характере Мэри.


Действие сезона приходится на 1925 год – идеальное время для одежды Фортуни, посчитала художница после встречи с креативным директором дома Мики Риадом.

 

«Я чувствовала, что Fortuny — это очевидный выбор для Мэри в тот период. С ее высоким ростом и статью, ее чувством стиля и пониманием того, каким ее стиль должен быть на данном этапе ее жизни. Последний сезон – это период освобождения и эмансипации женщин, они находят свой собственный путь. Это личности, а не придаток мужу, и эти изменения видны и в дизайне одежды Fortuny. По сути, он был первым художником своего времени, который решил показать женскую фигуру, прославить ее, а не скрыть. Это именно то, что нам было нужно, это платье-заявление”.

Аналогичное платье Peplos Фортуни 1930-х гг.

Фейковые «дельфосы», как во «Влюбленных», можно увидеть в фильме «Крылья голубки» (1997), действие в котором происходит в 1910 году. Художник по костюмам Сэнди Пауэлл одевает в них Кейт Крой (Хелена Бонэм Картер), Милли Тил (Элисон Эллиотт) и Сьюзан (Элизабет МакГоверн).


Промо-фото к фильму

Первоначально она заказала только два платья у Чарльза и Патриции Лестер, но получив их, решила дозаказать много больше. Ее ассистентка позвонила рано утром и, проговорив с Патрицией весь заказ, на сакраментальный вопрос «когда?» ответила: «платья нужны к 4 утра следующего дня в Венеции». Как рассказывает Патриция Лестер, все другие заказы были брошены, и вся команда начала шерстить все готовые вещи и шить новые. Все было сшиты и упаковывалось в последнюю минуту, и тут курьер сказал, что не собирается ждать и уехал. В итоге драгоценный груз привез в Хитроу к самолету торговец углем Лестеров.


Синее плиссированное платье Кейт Крой носит в Лондоне, в Венеции ее гардероб сменится на более нежные и светлые цвета.


Милли Тил (Элисон Эллиотт) и Сьюзан (Элизабет МакГоверн) — обе в фейках Fortuny


Смертельную болезнь Милли подчеркивает жемчужно-белое платье, она словно растворяется и сливается с диваном.

«Лестеры, известные своими исключительными тканями насыщенных ренессансных расцветок, созданными по секретной формуле, похожей на творения Мариано Фортуни в Венеции на рубеже веков, нашли собственную нишу в международной моде. Их струящиеся накидки-кимоно и неоклассические плиссированные платья, окрашенные вручную или в мастерских Уэльса, выбирают женщины свободного духа и артистических наклонностей. Это современная вечерняя одежда вне писков моды. Именно это соединение истории и современности сделало их одежду подходящей для фильма, действие в котором было перенесено с 19-го в 20-й век, чтобы показать первые женские движения, волнения бунтующей, независимой современной женщины. Свободные, легкие платья символически контрастировали со структурированной и душной одеждой викторианской и эдвардианской эпох», писала Сьюзи Менкес в рецензии на фильм.

В общем-то, те же самые слова Менкес можно сказать и о Беатрис Эллиот, героини Стеллы Гонет в сериале «Дом сестер Эллиотт» (1991). Действие в первом сезоне происходит в 1920-ые гг, когда две сестры после смерти отца-деспота получают не только свободу, но и его огромные долги и вынуждены очень быстро учиться независимости. Художник по костюмам Джоан Вейдж одевает Беатрис в прямое сиреневое плиссированное платье (очень похожее на Fortuny), легкую накидку-кимоно и тюрбан в финальной серии сезона. Костюм и его цвет, с одной стороны, отражает модные тенденции 1920-х, а с другой, выражает и героиню: свободную, независимую и отстраненную.

В испанском сериале «Нити судьбы» (El tiempo entre costuras, 2013) Ханна Нью, героиня Розалинды Фокс, заказывает у главной героини, портнихи, поддельный «дельфос», чтобы произвести впечатление на приеме. Действие в сериале происходит в 1930-ые гг, в Испании. Художник по костюмам сериала — Сабина Дайгелер

В 2017 году на большой ретроспективной выставке Мариано Фортуни в Париже в Palais Galliera креативный директор дома Мики Риад (Mickey Riad) представил новое платье Delphos, сделанное в близкой к оригинальной технике. Возможно, это новый этап в истории дома. И мы еще увидим настоящие новые «дельфосы» в кино.

Материалы:
Блог Fortuny o сотрудничестве с «Аббатством Даунтон»
О костюмах к фильму «Крылья голубки» на сайте Чарльза и Патриции Лестер
О платьях Delphos / Google Arts and Culture The Birth of the Unique Gown: The Delphos
Патриция Лестер о костюмах для фильма «Влюбленные»
Eugenia Paulicelli. Italian Style: Fashion & Film from Early Cinema to the Digital Age
Фильмы и постановки опер, в которых использовались одежда дома Чарльза и Патриции Лестеров

Оцените