FavoriteLoadingДобавить в Избранное

«Жижи в целом приятная картина, но незаурядна она только в одном. Не обманывайтесь рекламой. Настоящая звезда фильма — Сесил Битон. Его работа над костюмами и декорациями великолепна», — писал в рецензии Стэнли Кауфман. И с ним трудно не согласиться.

«Когда Артур Фрид, продюсер многих блестящих мюзиклов, пригласил меня, — вспоминает Сесил Битон, — я был несколько смущен. До этого я уже поработал над несколькими проектами, действия в которых развивалось в 1900-е („Веер леди Уиндермир“ и „Моя прекрасная леди“). Как я мог не повторяться? Как я мог найти новый подход к эпохе?».

Битон семь раз перечитал рассказ Колетт и постепенно увидел сцены глазами автора: «Цвета, которые я должен использовать, атмосфера, которую я должен создать, должна быть не моей, а ее». Именно с этим настроем и видением палитры он начал предварительные исследования, просматривая старые выпуски «Les Modes», «Le Theatre», «Femina» и «Cahiers a’Arts». Большой альбом для рисования с эскизами «маленьких девочек в тартановых платьях; в платьях в английском стиле с черными сапогами и чулками; дам, украшенных драгоценностями и перьями, в ресторане Maxim или в экипажах в Булонском лесу» он привез режиссеру Винсенту Минелли и Фриду, и его предварительные работы были утверждены.

Эскиз Битона
Эскиз Битона. Малышка Жижи в окружении Гастона и Оноре Лашай, бабушки Альварес и тетушкии Алисии. Да, и котик.

Съемки начали в Париже летом, и Битону пришлось договариваться со всеми своими подрядчиками при необходимости не уходить в отпуск с 1 августа. Женские костюмы он заказал Karinska — Варваре Андреевне Каринской, знаменитому художнику по костюмам для балета, шляпки — Paulette, перчатки и чулки — Repetto, аксессуары — Жаку Фату (Jacques Fath), мужские костюмы — Breslave и мужские шляпы — Gilot.

На первых фототестах выяснилось: «Рот Лесли стал темно-красным, а каштановые шелковистые волосы — цвета старой свеклы. Луи Журден (играющий Гастона) недавно вернулся из отпуска в Ривьере, и несмотря на макияж, выглядел как Гарри Белафонте — и едва ли подходил на роль утонченного миллионера Гастона». Эти испытания научили Битона избегать определенных цветов в будущем. Яркий красный станет бордовым, серый перейдет в прусский синий, а салатовый — в темно-оранжевый, бирюзовый будет доминировать в кадре, и к нему нужно относиться с осторожностью. Чем больше цветовых ограничений, тем лучшу будет результат на экране.

Каринска сшила костюмы для главной героини — молодой девушки, которую готовят в содержанки — Жижи. Ее играла Лесли Карон, на тот момент 26-летняя мама 3-месячного малыша.

Лесли Карон с сыном и Морис Шевалье

«В начале примерки Сесил Битон оставил меня в руках мадам Каринска, отправляясь в путешествие со своим другом Гретой Гарбо. По возвращении он увидел мой готовый костюм из тартана и воскликнул, что на болеро не должно было быть застежек! Я вынуждена была объяснять, что только что отлучила от груди своего трехмесячного ребенка и должна скрыть свои формы, поскольку играю 14-летнюю. В легком шоке он согласился».

Лесли Карон

Костюмы Жижи меняются с развитием сюжета. Вначале она как будто еще девочка, ее платья сшиты по детской моде рубежа веков: более короткие и пышные юбки, в том числе в складку, короткие болеро, манто с пелериной, платье с воротником гюйс, шляпа бретонка, легкое белое платье для тенниса. В рассказе Колетт объясняет, что Жильберта, которой уже почти 16, вынуждена носить короткие детские юбки и платья, чтобы скрыть возраст своей матери, оперной певицы.

Эскиз Битона
Эскиз костюма
И его воплощение
Первоначальный эскиз
Воплощение Каринской
Рисунок Битона с фотографии
Фото со съемок

Соломенная шляпа бретонка станет популярной позже, в 1960-ые с подачи супермодели Джин Шримптон.

Лесли Карон на съемках «Жижи»

Джин Шримптон в бретонке на обложке майского номера британского Vogue за 1963

 Джин Шримптон на скачках в Мельбурне в 1965-м .

Фэй Данауэй в фильме «Афера Томаса Крауна» (1968). Подробнее о фильме в статье «Соблазнение шахматами»

Карон вспоминает: «У нас был еще один новый костюм, платье для Довиля, который мы собирались снимать на пляже в Санта-Монике. Здесь я должен отметить голливудский обычай делать тесты костюмов вместе с гримом и прической. Неожиданные вещи выясняются. Например, пляжный костюм из белого пике, который, думаю, я сама попросила. Когда мы увидели кадры, платье оказалось жестким и поглощало свет, как промокшая бумага, из-за чего я выглядела на двадцать фунтов крупнее. Я усвоил этот урок о важности материалах, которые могут поглощать или отражать свет, могут быть мягко струящимися или жесткими. Сесил переделал платье из тонкого английского расшитого хлопка, и оно очень хорошо колыхалось в эпизодах игры в теннис и катания на ослике».

Эскиз платья для тенниса

Когда тетка решает, что Жижи достигла возраста согласия (назовем это так), она выбирает ей «взрослые» наряды, с корсетом, с узкой юбкой с треном, облегающие платья. Про одно из таких, кружевное белое, Гастон говорит: «ты похожа на жирафа с зобом».

Лесли Карон, фото Сесила Битона
Эскиз Битона
И его воплощение


«Наряду с очаровательными историческими костюмами, Сесил Битон воссоздает исторические лица, найдя пожилых актрис, которые напоминают знаменитые карикатуры Сэма (Georges Goursat или Sam) — эксцентричные, старые с огромными носами гризетки, как попугаи с прическами помпадур».

писала в The New York Times Дженнет Флэннер, побывав на съемках в Maxim.

Белое атласное платье с черными ласточками на плечах создано явно под влиянием Портрета Мадам Х Джона Сингера Саржента. В эпизодах даже кажется, что Лесли Карон немного имитирует позу Виржини Готро с портрета. У Жижи в волосах сверкающий полумесяц и прическа, копирующая модель со скандального портрета. В Maxim она выделяется лаконичной элегантностью наряда на фоне разноцветных, разряженных дам полусвета.

Портрет Мадам Х Джона Сингера Сарджента. Подробнее о ней в нашей статье Мадам Х и ее последовательницы
Лесли Карон, фото Сесила Битона
Набросок Битона
Рисунок Сесила Битона
Фото Джин Шримптон с аналогичным украшением в волосах.

Эпизоды в ресторане Maхim в самом Maхim несколько дней, и Минелли прогонял одну сцену многократно, пока яростно не закричал: «Неужели никто не может показать этому человека, как нужно держать меню?». В смущенной тишине первый помощник прошептал режиссеру на ухо: «Мистер Миннелли, это настоящий метрдотель Maxim».

В финале у Жижи «роскошное сиреневое кружевное платье и высокая шляпа с перьями. Это платье было создано как произведение искусства — без швов, с кружевом, полностью нанесенным на прозрачную основу», вспоминает Карон.

Для первой и последней сцен в Булонском лесу, их снимали первыми: сначала — финал, а потом — начало, Сесил Битон должен был предоставить более 150 исторических костюмов. Было жарко, художник и режиссер были оба недовольны тем, что пошили «сомнительные» портные и наняли для массовки, Битон метался между статистками, декорируя их наряды и проверяя макияж: белая кожа и розовые губы. Периодически загоняя в кусты, чтобы сфотографировать. Потом он продаст фотографии в Vogue.

Эскиз Битона
И его воплощение

Карон вспоминает, что Битон был единственным фотографом, который просил ее не улыбаться на камеру, и ей это нравилось. Он сделал целые фотосессии и наброски актрисы в созданных ими платьях, также он фотографировал и других красавиц, которых одевал в других фильмах (Полетт Годар — Идеальный муж, Одри Хепберн — «Моя прекрасная леди».)

Фото Сесила Битона. Лесли Карон обрадовалась, что могла отдохнуть от постоянных голливудских улыбок, которые требовались от нее на фотосессиях.

Съемки в Булонском лесу были настоящим хаосом из людей, карет и лошадей, в котором периодически раздавались крики: «Кто-нибудь замените этого человека, у него отклеились усы!» или «Дюжину кокоток сюда сейчас!». Наконец после множества дублей пошел проливной ливень, и съемки пришлось прекратить.

Перед съемками Сесил Битон опасался, что Лесли Карон окажется трудной в общении, хотя ранее он работал с ней в конце 1940-х в Ballets des Champs-Élysées. Но он оказался приятно удивлен ее профессионализмом и трудолюбием. После «Жижи» Битон работал с Карон над фильмом «Дилемма Доктора» (1958).


Irene Skorik, Сесил Битон, Лесли Карон и Youli Algaroff, Ballets des Champs-Élysées, 1949 Фото https://search.alexanderstreet.com/
Сесил Битон, Лесли Карон и Морис Шевалье на съемках в Булонском лесу.
Фото National Portrait Gallery https://www.npg.org.uk
Портрет Лесли Карон работы Сесила Битона

Сесил получил ежегодную награду Американского института дизайнеров и свой первый Оскар за костюмы. Впрочем, он был расстроен тем, что Оскара за декорации получил не он, а его команда (в силу неких профсоюзных требований).

Надпись Битона была использована на афишах фильма

Книги:
1) Thank heaven. Мемуары Лесли Карон
2) Hugh Fordin The movies’ greatest musicals produced in Hollywood USA by Freed Unit
3) Hugo Vickers Cecil Beaton

Оцените