Как Золушку готовили в кокотки, а выдали замуж / «Жижи» (1958)
«Жижи в целом приятная картина, но незаурядна она только в одном. Не обманывайтесь рекламой. Настоящая звезда фильма — Сесил Битон. Его работа над костюмами и декорациями великолепна», — писал в рецензии Стэнли Кауфман. И с ним трудно не согласиться.
«Когда Артур Фрид, продюсер многих блестящих мюзиклов, пригласил меня, — вспоминает Сесил Битон, — я был несколько смущен. До этого я уже поработал над несколькими проектами, действия в которых развивалось в 1900-е („Веер леди Уиндермир“ и „Моя прекрасная леди“). Как я мог не повторяться? Как я мог найти новый подход к эпохе?».
Битон семь раз перечитал рассказ Колетт и постепенно увидел сцены глазами автора: «Цвета, которые я должен использовать, атмосфера, которую я должен создать, должна быть не моей, а ее». Именно с этим настроем и видением палитры он начал предварительные исследования, просматривая старые выпуски «Les Modes», «Le Theatre», «Femina» и «Cahiers a’Arts». Большой альбом для рисования с эскизами «маленьких девочек в тартановых платьях; в платьях в английском стиле с черными сапогами и чулками; дам, украшенных драгоценностями и перьями, в ресторане Maxim или в экипажах в Булонском лесу» он привез режиссеру Винсенту Минелли и Фриду, и его предварительные работы были утверждены.
Съемки начали в Париже летом, и Битону пришлось договариваться со всеми своими подрядчиками при необходимости не уходить в отпуск с 1 августа. Женские костюмы он заказал Karinska — Варваре Андреевне Каринской, знаменитому художнику по костюмам для балета, шляпки — Paulette, перчатки и чулки — Repetto, аксессуары — Жаку Фату (Jacques Fath), мужские костюмы — Breslave и мужские шляпы — Gilot.
На первых фототестах выяснилось: «Рот Лесли стал темно-красным, а каштановые шелковистые волосы — цвета старой свеклы. Луи Журден (играющий Гастона) недавно вернулся из отпуска в Ривьере, и несмотря на макияж, выглядел как Гарри Белафонте — и едва ли подходил на роль утонченного миллионера Гастона». Эти испытания научили Битона избегать определенных цветов в будущем. Яркий красный станет бордовым, серый перейдет в прусский синий, а салатовый — в темно-оранжевый, бирюзовый будет доминировать в кадре, и к нему нужно относиться с осторожностью. Чем больше цветовых ограничений, тем лучшу будет результат на экране.
Каринска сшила костюмы для главной героини — молодой девушки, которую готовят в содержанки — Жижи. Ее играла Лесли Карон, на тот момент 26-летняя мама 3-месячного малыша.
«В начале примерки Сесил Битон оставил меня в руках мадам Каринска, отправляясь в путешествие со своим другом Гретой Гарбо. По возвращении он увидел мой готовый костюм из тартана и воскликнул, что на болеро не должно было быть застежек! Я вынуждена была объяснять, что только что отлучила от груди своего трехмесячного ребенка и должна скрыть свои формы, поскольку играю 14-летнюю. В легком шоке он согласился».
Лесли Карон
Костюмы Жижи меняются с развитием сюжета. Вначале она как будто еще девочка, ее платья сшиты по детской моде рубежа веков: более короткие и пышные юбки, в том числе в складку, короткие болеро, манто с пелериной, платье с воротником гюйс, шляпа бретонка, легкое белое платье для тенниса. В рассказе Колетт объясняет, что Жильберта, которой уже почти 16, вынуждена носить короткие детские юбки и платья, чтобы скрыть возраст своей матери, оперной певицы.
Соломенная шляпа бретонка станет популярной позже, в 1960-ые с подачи супермодели Джин Шримптон.
Карон вспоминает: «У нас был еще один новый костюм, платье для Довиля, который мы собирались снимать на пляже в Санта-Монике. Здесь я должен отметить голливудский обычай делать тесты костюмов вместе с гримом и прической. Неожиданные вещи выясняются. Например, пляжный костюм из белого пике, который, думаю, я сама попросила. Когда мы увидели кадры, платье оказалось жестким и поглощало свет, как промокшая бумага, из-за чего я выглядела на двадцать фунтов крупнее. Я усвоил этот урок о важности материалах, которые могут поглощать или отражать свет, могут быть мягко струящимися или жесткими. Сесил переделал платье из тонкого английского расшитого хлопка, и оно очень хорошо колыхалось в эпизодах игры в теннис и катания на ослике».
Когда тетка решает, что Жижи достигла возраста согласия (назовем это так), она выбирает ей «взрослые» наряды, с корсетом, с узкой юбкой с треном, облегающие платья. Про одно из таких, кружевное белое, Гастон говорит: «ты похожа на жирафа с зобом».
писала в The New York Times Дженнет Флэннер, побывав на съемках в Maxim.
«Наряду с очаровательными историческими костюмами, Сесил Битон воссоздает исторические лица, найдя пожилых актрис, которые напоминают знаменитые карикатуры Сэма (Georges Goursat или Sam) — эксцентричные, старые с огромными носами гризетки, как попугаи с прическами помпадур».
Белое атласное платье с черными ласточками на плечах создано явно под влиянием Портрета Мадам Х Джона Сингера Саржента. В эпизодах даже кажется, что Лесли Карон немного имитирует позу Виржини Готро с портрета. У Жижи в волосах сверкающий полумесяц и прическа, копирующая модель со скандального портрета. В Maxim она выделяется лаконичной элегантностью наряда на фоне разноцветных, разряженных дам полусвета.
Эпизоды в ресторане Maхim в самом Maхim несколько дней, и Минелли прогонял одну сцену многократно, пока яростно не закричал: «Неужели никто не может показать этому человека, как нужно держать меню?». В смущенной тишине первый помощник прошептал режиссеру на ухо: «Мистер Миннелли, это настоящий метрдотель Maxim».
В финале у Жижи «роскошное сиреневое кружевное платье и высокая шляпа с перьями. Это платье было создано как произведение искусства — без швов, с кружевом, полностью нанесенным на прозрачную основу», вспоминает Карон.
Для первой и последней сцен в Булонском лесу, их снимали первыми: сначала — финал, а потом — начало, Сесил Битон должен был предоставить более 150 исторических костюмов. Было жарко, художник и режиссер были оба недовольны тем, что пошили «сомнительные» портные и наняли для массовки, Битон метался между статистками, декорируя их наряды и проверяя макияж: белая кожа и розовые губы. Периодически загоняя в кусты, чтобы сфотографировать. Потом он продаст фотографии в Vogue.
Карон вспоминает, что Битон был единственным фотографом, который просил ее не улыбаться на камеру, и ей это нравилось. Он сделал целые фотосессии и наброски актрисы в созданных ими платьях, также он фотографировал и других красавиц, которых одевал в других фильмах (Полетт Годар — Идеальный муж, Одри Хепберн — «Моя прекрасная леди».)
Съемки в Булонском лесу были настоящим хаосом из людей, карет и лошадей, в котором периодически раздавались крики: «Кто-нибудь замените этого человека, у него отклеились усы!» или «Дюжину кокоток сюда сейчас!». Наконец после множества дублей пошел проливной ливень, и съемки пришлось прекратить.
Перед съемками Сесил Битон опасался, что Лесли Карон окажется трудной в общении, хотя ранее он работал с ней в конце 1940-х в Ballets des Champs-Élysées. Но он оказался приятно удивлен ее профессионализмом и трудолюбием. После «Жижи» Битон работал с Карон над фильмом «Дилемма Доктора» (1958).
Сесил получил ежегодную награду Американского института дизайнеров и свой первый Оскар за костюмы. Впрочем, он был расстроен тем, что Оскара за декорации получил не он, а его команда (в силу неких профсоюзных требований).
Книги:
1) Thank heaven. Мемуары Лесли Карон
2) Hugh Fordin The movies’ greatest musicals produced in Hollywood USA by Freed Unit
3) Hugo Vickers Cecil Beaton
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.