FavoriteLoadingДобавить в Избранное

До 7 марта на ВДНХ в павильоне № 16 «Гидрометеорология» можно увидеть всю роскошь и блеск моды 1980-х из коллекции Александра Васильева: Christian Dior, Yves Saint Laurent, Givenchy, Arnold Scaasi и многие другие. CineModa подготовила для вас фотоотчет с открытия выставки и комментариями из авторской экскурсии самого маэстро Васильева.


Выбор темы для предновогодней модной выставки Александр Васильев объясняет желанием сделать яркую, красочную, праздничную выставку. Всего на выставке представлено около 50 моделей плюс аксессуары.


Все фотографии кликабельны.

«Гламур для 80-х годов — это, конечно же, блеск и роскошь. В ту пору было принято блестеть и блистать».
Александр Васильев


1. Коктейльное платье из шелковой тафты и тюля. Torrente, Париж, вторая половина 1980-х гг. 2. Коктейльное платье из хлопка, расшитого пайетками. Arnold Scaasi, США, 1987 г. 3. Летний ансамбль из шелковой блузы, жакета и юбки из чесучи; окантовка по краю жакета шелковой нитью. Pierre Balmain, вторая половина 1980-хх гг.

«Во-первых, мода 80-х гг. — это последняя буржуазная мода до падения железного занавеса. В 1989 году начался демонтаж Берлинской стены и падение Берлинской стены означает для многих конец холодной войны. До конца холодной войны Запад жил много богаче, чем сейчас. Им не надо было „кормить“ своих восточных соседей. У них не было на обременении ни Польши, ни Венгрии, ни Румынии, ни Латвии, ни Эстонии, ни Болгарии, и деньги не шли на помощь Украине, на фонды в Россию, в Грузию. Они жили богатой, напыщенной и насыщенной жизнью, и они хотели показать, что их нефтяные деньги стоят этих нарядов. С тех пор произошли большие изменения и мода сегодня — скорее гимн бедности. Главным атрибутом моды наших дней являются рваные джинсы, которые носят как госпожи, так и прислуга. Наша мода стала гораздо более демократичной, она перешла в область брендомании. Для того, чтобы быть стильной сейчас, нужно чтобы на вас было написано Chanel, Dior или Dolce&Gabbana. В 80-е брендомании не существовало. Все модели, которые вы видите на выставке, принадлежат знаменитым домам моды, но ни одна модель не снабжена визуальным логотипом: ни на груди, ни на спине, ни на пуговице. Это считалось дурным вкусом».


1. Шелковый ансамбль из платья и жакета, расшитого тесьмой и стразами. Rita Best, США, вторая половина 1980-х гг. 2. Дневное платье из набивного муслина с драпировкой на талии, Givenchy, 1985

«Во-вторых, это была эпоха, когда женщина, действительно, пожинала плоды своей эмансипации. В 80-е годы многие женщины на Западе становились впервые руководителями крупных корпораций, учебных заведений, банков, становились во главе министерств и даже стран. Главный пример — это, безусловно, Маргарет Тетчер. Это была эпоха, когда женщина своим костюмом должна была показать, что она не хуже мужчины, столь же сильная и столь же пробивная. При этом не потеряв в женственности».

«Если говорить о моде этого времени, первое на что мы обращаем внимание — это подкладные плечики. Все модели 80-х всегда были сделаны с подкладными плечиками, которые вшивались как в трикотажные легкие вещи, так и в легкие летние вещи, сделанные из креп-жоржета, так и в тяжелые парчовые и бархатные вещи».

 
Дневное платье из набивного шелка. Arnold Scaasi. США, 1985 г. 2. Летний ансамбль из набивного шелка, состоящий из отделанного оборкой жакета и драпированного мини-платья. Emanuel Ungaro, 1980-е гг.

«Мода 80-х гг основана на цвете. И в ту пору яркие контрастные цвета были основным трендом моды. Это касалось летней гаммы, которая варьировалась вокруг желтого, зеленого или голубого. Это касалось коктейльной или вечерней группы, где яркие желтые, лиловые, глубокий черный, красный, синий, зеленый считались самыми главными трендами. Лидер продаж — вот этот фуксиевый в сочетании с черным — самый типичный цвет 80-х гг. Яркие графичные сочетания, ассиметрия. В моей коллекции пара сотен моделей 80-х гг., и они все больших мастеров. Всего у меня в коллекции 65 000 экспонатов».


1. Дневное платье из шелка с набивным цветочным рисунком. Givenchy, 1985 г. 2. Коктейльное платье с драпировкой по юбке, выполнено из набивного шелка. Yves Saint Laurent, начало 1980-х гг. 3. Коктейльное платье с драпировкой по юбке, выполнено из набивного шелка. Emanuel Ungaro, 1980-е гг. 4. Летний ансамбль из набивного шелка, состоящий из отделанного оборкой жакета и драпированного мини-платья. Emanuel Ungaro, 1980-е гг.

«Мода этого времени строится на контрасте цвета, как правило, если выбирается красный, то пандан к нему черный. Если выбирается желтый, пандан к нему — синий. Если мы видим зеленый, пандан к нему — красный. Противоположные тона смешиваются вместе в очень ярких и графичных рисунках. Важный элемент моды этого времени — ассиметрия, которая и сейчас в моде. И мы это видим в моделях Christian Dior и Yves Saint Laurent, Givenchy. Все эти дома считались топовыми в ту декаду и самыми дорогими. Цена таких платьев была зашкаливающей, и чтобы одеться так, надо было иметь действительно хорошие сбережения».

 
1. Коктейльное платье с запахом из шелка контрастных цветов. Yves Saint Laurent, 1980-е гг. 2. Коктейльное платье из атласа, декорированное бантом на поясе. Christian Dior, конец 1980-х гг. 3. Коктейльное платье из бархата и атласа контрастных цветов Givenchy, середина 1980-х гг. 4. Модель Хадижа (Khadija) на показе YSL весна-лето 1985.

«О чем говорят эти модели? О триумфе натуральных тканей. Это всегда не просто бархат, а шелковый панбархат, это не просто атлас, а шелковый атлас-дюшес. Это натуральный муслин и натуральный крепдешин, настоящая парча золотой нитью. Это была эпоха, которая не любила подделок и еще не пропела гимна синтетике, которая сейчас в эпоху полиэстера играет такую большую роль».

  
1. Вечерний ансамбль. Платье из шелкового атласа, оперное манто с накладными карманами из шелка-дюшес. Arnold Scaasi, США, конец 1980-х гг. 2. Вечернее платье из бархата и тафты контрастных цветов. Arnold Scaasi, США, 1985 г. 3. Вечернее платье в испанском стиле, отделанное мириадами оборок по юбке и декорированное искусственными цветами. Paul-Louis Orrier, Франция, первая половина 1980-х гг.

«Здесь две модели Scaasi Что их отличает? Плотность материала и натуральность волокон. Это атлас, но атлас-дюшес, натуральный шелк. Сегодня это была бы смесовая ткань, 50% полиэстера. Мы живем в эпоху стиральной машинки и мы хотим, чтобы все, что мы носим, мы могли туда забросить, нажать, прокрутить, вытащить, повесить и завтра идти вновь. Нам нравится такая мода. Быстрота обработки делает свое дело. В ту пору была ответственная химчистка бальных платьев, которую сейчас днем с огнем не найдешь. За вещами следили.
Цель 80-х гг. — показать женскую эмансипацию, а не то, что она за счет мужчины хочет подняться по служебной лестнице. Сегодня мода другая. Об этом знаменитые сериалы «Даллас» и «Династия». Все эти модели для красной дорожки, выхода в оперу, на кинофестиваль. Важные платья, которые пережили огромное количество фанфар и те, кто ими владел, были довольны выходить в них.
В каждой стране были свои лидеры. Шеррер, вместе с Готье и Мюглером и Монтаной выражали моду 80-х в Европе, а в США — Скаази считался топовым дизайнером. В Скаази одевалась Ненси Рейган. Сам он — Исаак, он родился в Канаде, но его родители — эмигранты из Харькова».


1. Вечернее синее платье из бархата и шелка-дюшес. Arnold Scaasi, США, середина 1980-х гг. Аналогичное было на Барбаре Буш на инаугурации ее мужа в 1989 году.  2. Вечернее розовое платье из шелковой тафты с драпировкой по лифу; пояс декорирован искусственным цветком. Cavadini, Милан, вторая половина 1980-х гг. 3. Бальное платье из двухцветной сине-зеленой шелковой тафты с отделкой драпировкой по лифу. Arnold Scaasi, США, 1987 г.

 
1. Джордж и Барбара Буш на инаугурации в 1989 г. 2. Показ Arnold Scaasi. Фото Ron Galella, Ltd./WireImage 3. Айрис Лав (Iris Love) и Арнольд Скаази на 50-летии Американского театра балета в Метрополитан, 1987 г. Фото Ron Galella/WireImage 

«Главным аксессуаром эпохи были крупные золоченые пуговицы и считалось, что пуговицы должны быть украшены стразами, камнями. Наличие этих пуговиц играло роль ювелирного украшения. Если у вас есть золотые пуговицы, то у вас в ушах обязательно золотые клипсы такой же формы, обязательно золотой перстень и тогда вы во всем прекрасном».

  
1. Костюм из жаккардовой ткани, жакет и юбка, отделка пуговицами из металла с эмалью. Yves Saint Laurent, 1988 г. 2. Костюм из шелкового жаккарда, жакет и юбка, отделка пуговицами из металла со стразами. Yves Saint Laurent, 1988 г. 3. Фото с показа YSL 1994 г.

«Среди всех украшений этого времени предпочтение отдается позолоченному металлу. Это касается цепей, пряжек, браслетов и другая крайность этого времени — украшения из пластмассы. В эпоху 80-х годов только что закончился нефтяной кризис (первый — 73-74 гг., второй — 79-80) и соответственно, многие натуральные материалы, которые носили в 70-ые годы: черепахи, перламутр, слоновая кость вышли из моды и уже больше никогда не вернулись, хотя мода до этого времени предпочитала для ювелирного типа украшений натуральные материалы. Их заменил пластик, бакелит или др».


Катрин Денев, Рудольф Нуриев, Ив Сен Лоран, балерина Зизи Жанмер на показе YSL 1988. Фото Michel Dufour/WireImage 

«Особенностью этой моды являлось огромное количество модных журналов, очень толстых. Сегодня все печатные издания вытеснены Интернетом. Сегодня играют большую роль страницы, посвященные знаменитостям, сплетням, их личной жизни, а в 80-ые годы показам моды уделялось очень много времени, все хотели посмотреть, что делают от большого до самого маленького дома, какие последние модели были созданы. Одним из главных лидеров этого стиля была легендарная Палома Пикассо, внебрачная дочь знаменитого художника, которая выпускала не только линию парфюмерии, но и считалась одной из наиболее стильных женщин этой декады. Их было немало, но за Паломой следили».

 
1. Коктейльное платье из шелковой тафты с отделкой буфами по юбке, Yves Saint Laurent, 1985 г. 2. Дневное платье из шелка с воротом-бантом и рядом пуговиц из искусственного жемчуга. Yves Saint Laurent, вторая половина 1980-х гг. 3. Костюм из чесучи, состоящий из жакета с баской и юбки-карандаш. Thierry Mugler, середина 1980-х гг.

«Объемные головные уборы, несколько пересекаются с формой летающей тарелки. Надо сказать, что эпоха этого времени еще отдавала приоритет женской шляпке, которая полностью умерла в 90-ые годы. Многие спрашивают, почему сейчас женщины не носят шляпы? Носят, только мужские. Это федора, котелок, цилиндр, кепка — все это мужские головные уборы. Женские шляпки вышли из моды и считаются уделом городских сумасшедших.
Стиль Тьерри Мюглера легко узнаваем — это осиная талия, баска, юбка-карандаш, широкие подкладные плечи. Вот здесь геометрическим образом идеально показан силуэт этой моды. Причем приоритет отдавался еще юбкам, не брюкам. Брюки носили в 80-ые, но не в таком количестве, как стали носить в 90-ые».


1. Вечерний ансамбль из шелка, расшитого серебристыми пайетками. Западная Европа, 1985 г. 2. Вечернее платье из шелкового муслина, расшитого расписанными вручную пайетками. Per Spook, Париж, 1985 г. 3. Вечернее платье из синтетической ткани, расшитой пайетками. Estevez, США, 1985

«Вечер этого десятилетия был знаменит блеском. Пайетки, бисер, стеклярус — самые любимые аксессуары этого времени. Норвежский дизайнер Пэр Спук в ту пору считался лидером умов, даже при использовании пастельных тонов: серебристой, голубоватой, сиреневой, блеск затмевает все. Потому что стиль диско, пришедший из музыки, требовал от женщины очень большого отражения. Когда женщина приходила в ночной клуб, она должна была сверкать повсюду. Сейчас эта мода вернулась».


1. Вечернее платье из шелка, расшитое стразами и стеклярусом; рукава отделаны петушиными перьями. Стамбул, конец 1970-х — начало 1980-х гг. Из гардероба актрисы Хюли Кокийгит (Hülya Koçyigit) 2. Вечернее платье из шелка, вышитое стеклярусом и пайетками. США, конец 1980-х гг. 3. Вечернее платье с драпировкой, выполнено из шелка, расшитого бисером и пайетками. Стамбул, конец 1970-х — начало 1980-х гг. Из гардероба актрисы Хюли Кокийгит (Hülya Koçyigit)

«Особенно интересно было то, что в ту пору костюмы и платья расшивались стеклярусом и бисером вручную и в 80-ые гг — писк популярности ручной вышивки, сделанной в Индии. В ту пору Индия играла такую роль, какую играет Китай сегодня. В 80-е все было made in India. Китайских вещей не было в продаже, в Китае еще не завершился путь декоммунизации, который пошел в конце 80-х гг. В 80-ые Индия снабжала Европу вышитыми сумочками, вышитыми платьями. Они были сделаны вручную, нитки иногда обвисали, рвались, и вес этих платьев.  Это настоящий стеклярус, сделанный из стекла. А сейчас стеклярус делают из пластмассы, сейчас тоже очень много используют вышивки бисером, но материал полиэстер делает эти вещи легкими. А в ту пору это было тяжело, пафосно, но этого требовала мода. Обратите внимание, что в 80-ые годы было особенное отношение к сексуальности. Табу секса было снято только в 2000, когда в моду вошел порно-шик, тогда все разделись, стали носить микро-юбки, стринги, которые в 80-ые никто не носил, даже в голове такое не укладывалось. А в 2000-е женщины разделись, и сейчас если платье не секси, оно не продается. В 80-ые гг нет ни одной модели, которая показывает солнечное сплетение. Это считалось верхом неприличия, никогда нельзя было показать голый пупок. Декольте есть, но не слишком большое, плечи могут быть открыты, спина приоткрыта, но не слишком обнаженная».


Вечернее платье с драпировкой, выполнено из шелка, расшитого бисером и пайетками. Стамбул, конец 1970-х — начало 1980-х гг. Из гардероба актрисы Хюли Кокийгит (Hülya Koçyigit)

«Хюли Кокийгит — турецкая актриса и певица, что-то вроде Аллы Пугачевой на турецкий манер. В 2000-ые годы, разорившись, она выставила на торги свой гардероб, я был в этот день в Стамбуле. Я приобрел ее платья, потому что они уникальны своей ручной работой и весом. Синее — 5,5 кг., а ассиметричное — 7,5 кг. И конечно, отделка перьями, которая и сейчас характерна для моды, в те годы использовалась для того, чтобы увеличить плечевой пояс».

Хюля Кокийгит


Вечернее платье из шелка, расшитое стразами и стеклярусом; рукава отделаны петушиными перьями. Стамбул, конец 1970-х — начало 1980-х гг. Из гардероба актрисы Хюли Кокийгит (Hülya Koçyigit)


Вечернее платье из шелка, вышитое стеклярусом и пайетками. США, конец 1980-х гг.

 
1. Вечернее платье из шелка, расшитого пайетками. США, 1986 г. 2. Вечернее платье из шелка, расшитого пайетками и стеклярусом. Стамбул, конец 1970-х — начало 1980-х гг. Из гардероба актрисы Хюли Кокийгит (Hülya Koçyigit). 3. Использовано на плакате фильма Istasyon (Станция) с участием актрисы.

«Это платье Хюли Кокийгит реставрировали около года. Бисер, пришитый вручную, очень быстро осыпается и моим реставраторам пришлось дошивать огромное количество стекляруса, особенно на бедрах».

«Эпоха 80-х гг очень любила рельефные вышивки, объемные, при этом не допускали просвечивающей груди, бюстгальтера, трусиков».


1. Вечернее платье из шелкового репса с вышивкой бисером и стеклярусом. Michael Novarese, Испания, первая половина 1980-х гг. 2. Вечернее платье из органзы-шанжан и ткани, расшитой пайетками. Frank Usher, Лондон, первая половина 1980-х гг. 3. Вечернее платье из гипюра, расшитого бисером и искусственным жемчугом. Oleg Cassini. США, середина 1980-х гг.

 
Вечернее платье из шелкового бархата с аппликацией и стразами по лифу. Из коллекции, посвященной Венеции. Jean-Louis Scherrer, Париж, 1985 г. Из гардероба актрисы Сирьель Клер (Cyrielle Clair). 2. Дизайнер Жан-Луи Шеррер на представлении венецианской коллекции


Жан-Луи Шеррер и его венецианская коллекция. 

«Кажется, эта модель для нас воссоздает образ Людмилы Гурченко. Тюрбан на голове, узкая талия в 55 см, подкладные плечики, широкие рукава жиго. Но эта модель принадлежала французской кинозвезде Сирьель Клер. Это венецианская коллекция, модный дом Jean-Louis Scherrer. Цена этого платья, как мне рассказал исполнительный директор модного дома Scherrrer принцесса фон Лихтейнштейн, — трехкомнатная квартира в Париже. Два платья я купил этой актрисы на аукционе в Лондоне, и они были проданы анонимно, и потом в результате поисков я нашел ее фото в этом платье на балу».


Жан Бартe и Сирьель Клер на вечере модного Оскара (Oscar de la mode) в парижской Опере 23 октября 1985 г. Photo by Pool APESTEGUY/SOLA/Gamma-Rapho via Getty Images


1. Вечернее платье из шелковой тафты с набивным рисунком “шине”, отделано драпировкой по лифу; рукава декорированы петушиными перьями. Jean-Louis Scherrer, Париж, 1985 г. 2. Вечернее фиолетовое платье из шелкового репса, декорировано бантом. Arnold Scaasi, США, начало 1980 г.


Сапоги Gucci принадлежали певице кабаре Людмиле Лопато.


Головной убор Christian Lacroix, коллекция 1989 года.


Любимейшая парфюмерия советских женщин — Climat, Sikkim и Fidgi. 

«Альтернативная мода. В 80-ые годы кроме этой показной роскоши было очень много авангарда. Авангардные дизайнеры — из Японии, Франции, а бельгийцев тогда не было, они начало в 90-м году. Фокус был на главного хулигана — Жана-Поля Готье. Это он первый предложил платье-корсет/грацию, который популяризовала Мадонна и который остался в моде и в 90-ые».


1. Костюм из шерсти с декоративной отделкой по жакету. Jean-Paul Gaultier, 1985-1986 гг. 2. Мини-платье из болоньевой ткани со вставками из эластичной сетки. Jean-Paul Gaultier, 1989 г. 3. Платье деконструктивного кроя из плиссированного ацетата. Comme Des Garçons, Токио, 1988 г. 4. Комбинезон из бархата с цветочным рисунком. Versace, конец 1980-х гг.

«Готье был певцом черного цвета и многие его модели ввели в моду отчаянный черный цвет. Это уличная мода. Особенную роль сыграли японские дизайнеры Рей Кавакубо в Comme Des Garçons и Issey Miyake, с модой на плиссировки. Деконструктированная, японская плиссировка стала базой моды 80-х гг., это были первый ласточки следующего десятилетия, потому что у японских моделей не было подкладных плечиков.
Топовым дизайнером 80-х был, конечно, Джанни Версаче, здесь представлен один его комбинезон. С одной стороны, он немного напоминает жостовский поднос, а с другой — сицилийскую шаль. Он был всегда певцом секса, вся реклама Versace построена на полуголых манекенщицах, с обнаженной грудью, с обнаженными манекенщиками. Почему Версаче и победил многих. В рекламе и должно быть два элемента: эрос и танатос».


1. Жакет из габардина с трикотажным воротом, декорирован надписью кириллицей. Jean-Paul Gaultier, 1985 г. 2. Костюм из болоньевой ткани с трикотажными вставками. Рукава декорированы написанным кириллицей именем дизайнера. Jean-Paul Gaultier, 1985 г.

«Готье стал особенно знаменит, когда в 1985 году он создал первую коллекцию, посвященную СССР. Конечно, его знания были весьма опосредованная, страна была закрытая, но был большой интерес к перестройке, Горбачеву, который стал приоткрывать железный занавес. Термины «гласность» и «перестройка» стали очень популярными. Жан-Поль готье был первым французским дизайнером, который написал свое имя кириллицей. «ЖАН», «Поль», «Голтье» на рукавах, впоследствие «Л» убрали. Главные приметы стиля дизайнера: рукава из контрастирующей ткани, хлястик на середине спины, молнии.»

«Иссей Мияки вместе с Ямамото и Кензо —  один из лидеров японской моды, на них смотрели с огромным обожанием, потому что они привнесли новую форму. Как правило, работали с черным цветом. Работали с плиссированным шелком, делали вещи в стиле Мариано Фортуни, бесформенные вещи считались взрывом моды. И женщины высокого класса очень стремились к ним».


Ансамбль деконструктивного кроя из шелка и хлопка с отделкой плиссе. Issey Miyake, Токио, середина 1980-х гг.

 
Жакет из серебристой кожи. Thierry Mugler, конец 1980-х гг. 2. Костюм из хлопка с рукавами “летучая мышь” и декоративными карманами. Azzedine Alaia, 1980-е гг.


1. Вечернее красное мини-платье из муслина с вышивкой бисером и пайетками. Индия, 1980-ые. 2. Вечернее мини-платье из муслина с вышивкой пайетками, бисером, стеклярусом и искусственным жемчугом. BlackTie by Oleg Cassini, 1980-е гг. 3. Вечернее платье, расшитое черными пайетками и ромбами из бусин. Gudith Ann Greations Индия, вторая половина 1980-х гг.

«Эти платья Олега Кассини были пошиты в Индии, только Индия готова тогда была это задешево расшивать. Мода этого времени часто мотивы звезд, прямоугольников, сфер, геометрия и асимметрия. Женщина должна была заблистать, стать центром всего. Музыка играла большую роль в эту эпоху».


1. Вечернее мини-платье из бирюзового муслина, расшитого пайетками в тон ткани. Sho Max Originals, Китай, вторая половина 1980-х гг. 2. Вечернее мини-платье, расшитое золотыми и лиловыми пайетками. BlackTie by Oleg Cassini, 1980-е гг. 3.  Вечернее красное мини-платье из муслина с вышивкой бисером и пайетками. Индия, 1980-ые.


1. Вечернее платье из синего шелка с вышитым стеклярусом узором “мозги” и отделкой по лифу серебристыми пайетками. BlackTie by Oleg Cassini, 1980-е гг. 2. Вечернее мини-платье из бирюзового муслина, расшитого пайетками в тон ткани. Sho Max Originals, Китай, вторая половина 1980-х гг. 3. Мини-платье из шелка, расшитое золотистыми фигурными пайетками. BlackTie by Oleg Cassini, 1980-е гг.


1. Коктейльное платье из муслина с цветочной вышивкой по лифу стеклярусом, бусинами и пайетками. BlackTie by Oleg Cassini, 1980-е гг. 2. Вечернее платье из белого муслина, расшитое искусственным жемчугом, пайетками, бисером и стеклярусом. BlackTie by Oleg Cassini, 1980-е гг. 3. Коктейльное платье из шелка, расшитое перламутровыми пайетками и искусственным жемчугом. Le Mieux, вторая половина 1980-х гг.

«В 80-ые годы все думали, что всегда будут жить богато. Никто не ожидал, что рухнет Берлинская стена и за это придется дорого платить. Сегодня ситуация во Франции тоже неблагоприятная для моды. Нынешние беспорядки в Париже приведут к тому, что на показы моды в феврале никто не приедет, из-за того, что журналисты и покупатели испугаются. Центр моды перейдет в Милан, может быть, в Барселону или Лондон, что негативно отразится на модной промышленности Франции».

Оцените