Образцовый МУРовец: Как одевали Глеба Жеглова в телефильме «Место встречи изменить нельзя»
Ровно 40 лет назад, 25 июля 1980 года, ушел из жизни Владимир Высоцкий. Безусловно, главной экранной ролью артиста стал Глеб Жеглов из культового телесериала Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979).
Братья Вайнеры, авторы романа «Эра милосердия», по которому в итоге был снят фильм, рассказывали, что именно Высоцкий подсказал им идею написать сценарий. Владимир Семенович был уверен, что роль МУРовца Жеглова буквально создана для него.
Аркадий Вайнер вспоминал о своем памятном разговоре с Высоцким:
— Я пришёл застолбить Жеглова! Никто вам не сыграет Жеглова так, как я его сыграю!
А у меня печень разболелась, и вообще, характер достаточно ехидный, я и говорю ему:
— Ну уж, так и никто…
— А кто сыграет?!
— Ну, начнём с Николая Губенко. Мужественный, красивый, пластичный, талантливый… Чем плохой Жеглов?
— Ты знаешь, ты прав, он замечательный актёр…
— Ну, а вот сейчас бушует повсюду новая звезда — Серёжа Шакуров — такой красивый, такой обаятельный, чем не Жеглов?
— У-у-у! И его я забыл… И он сыграет Жеглова…
Тут я сел на стул, потому что ещё ни от одного артиста в жизни не слышал, что он может предположить, будто кто-то сыграет его роль лучше него… Высоцкий постоял, перекачиваясь с ноги на ногу…
— Да, он сыграл лучше бы…
И тут же…
— Но вам-то с Жорой лучше не надо, вам надо так, как только я сыграю…
Тут я расхохотался, обнял его…
— Конечно, Володя, нет вопросов!
Режиссер Станислав Говорухин, друживший с Высоцким еще со времен фильма «Вертикаль» (1966) признавался, что сам бы утвердил актера без проб, поскольку для него также было очевидно, что эту роль должен играть только он. Но поскольку Высоцкий еще ни разу не появлялся на телеэкране, а тут сразу главная роль в пятисерийном фильме, руководство надо было убедить.
Поэтому Говорухин пошел на хитрость: сделал несколько проб других актеров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. Так, образ Жеглова примеряли на себя Юрий Кузьменков из Театра им. Моссовета, Леонид Яновский с Киностудии Довженко, выпускник ГИТИСа Анатолий Поползухин. Но, в итоге, высокое начальство утвердило именно Владимира Семеновича.
По словам того же Аркадия Вайнера, Высоцкий вместе с художником по костюмам Наталией Акимовой лично подбирал вещи для гардероба Жеглова: «Неизбежные для середины 1940-х элементы военной формы: галифе, сапоги. А еще — пиджак, рубашка-апаш, джемпер в полоску…Примерно так одет знаменитый киногерой Аль Пачино в одном из фильмов, который очень нравился Володе».
Вот тут как раз возникает большой вопрос: о каком именно фильме с Пачино говорит Вайнер. Ибо, тщательно изучив фильмографию голливудского актера, мы пришли к выводу, что наибольшее сходство с Жегловым обнаруживает его культовый персонаж Тони Монтана из «Лица со шрамом». Только проблема в том, что гангстерский боевик Брайана де Пальмы вышел на экраны только в 1983 году: 4 года спустя после съемок «Места встречи» и 3 года спустя после смерти Высоцкого.
Из двадцати пиджаков, которых предложили Владимиру Семеновичу он выбрал строгий темный двубортный пиджак в полоску, пошитый на Кишиневской фабрике имени XXIII съезда КПСС. Этот пиджак вместе с другими вещами для массовки художник Наталия Акимова подобрала в костюмерной студии «Молдова-фильм», которая славилась хорошей коллекцией одежды 40х. Около 20 комплектов одежды были взяты Одесской киностудией в аренду. Высоцкому пиджак очень нравился.
Но после съемок вещь вернули обратно в Кишинев, а в 2005 году журналисты «Комсомольской правды» пиджак разыскали и устроили опрос среди своих читателей: кто из современных актеров, сыгравших сотрудника правоохранительных органов, достоин обладать пиджаком, в котором Высоцкий играл Жеглова? В итоге, победу одержала Елена Яковлева, исполнившая роль Каменской в популярном сериале. В редакции газеты актрисе торжественно вручили пиджак, который она даже примерила, а потом Яковлева передала его в «Музей Высоцкого» в Москве.
Кстати, Высоцкий наотрез отказывался появляться на экране в милицейской форме, поскольку для него милиционер сталинских времен ассоциировался с жестокостью и беззаконием. Говорухин понимал, что показать Жеглова в форме надо, чтобы избежать проблем при сдаче картины. Поэтому он придумал сцену, в которой герой Высоцкого стоит в кителе у зеркала и произносит следующий текст:
— Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, нечто вроде пижамы.
— Почему? — спрашивает Шарапов.
— Да потому что никогда не носил, да, наверное и носить не придется.
Трюк удался.
Одним из самых запоминающихся образов Жеглова из «Места встречи» — это черное кожаное пальто и шляпа. Вадим Костроменко, Директор Музея кино Одесского отделения Союза кинематографистов Украины, рассказывает: «Художник по костюмам читает сценарий, там написано, что Жеглов в кожаном пальто. Пошли в магазин и купили, а действие картины происходит после войны, и все очень бедно одеты. Володя сказал: «Нет, в таком пальто новеньком я сниматься не буду». И тогда взяли наждак, обдирали его, старили, поотрезали фирменные пуговицы, пришили случайные, с якорьками, и уже так он снимался. Признаюсь честно: я это пальто украл из костюмерной киностудии, договорился с девочками». Сейчас пальто и шляпа, в которых снимался Высоцкий, украшает экспозицию Музея кино в Одессе. Кстати, во время съемок это самое кожаное пальто успешно прошло проверку на прочность. Во время съемок ночной милицейской погони часть территории возле Большого театра оцепили. И вдруг в перерыве съемочная группа услышала пронзительный крик Высоцкого. Все бросились в темноту на голос и увидели Владимира Семеновича, который пытался оторвать от себя девушку. Поклонница актера каким-то образом пробралась через ограждение и вцепилась зубами в кожаное пальто артиста. Слава богу, ни актер, ни пальто не пострадали.
Поделиться "Образцовый МУРовец: Как одевали Глеба Жеглова в телефильме «Место встречи изменить нельзя»"
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.