FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Обнимай меня нежно, наши руки не для скуки, держи себя в руках, чужие руки тебя ласкают — и еще кучу подобных заголовков придумала автор к этой статье, пока, наконец, не взяла себя в руки и не стала писать. Рисунок рук на одежде появляется в модных коллекциях в последние годы достаточно регулярно, тем не менее, он остается довольно необычным и небанальным.


Christian Louboutin, 2015 г., Rochas pre-fall 2015


Слева направо. Верхний ряд: все — Schiaparelli (2015). Нижний ряд: 1-3 — Jean Charles de Castelbajac (2014), 4 — Jean Charles de Castelbajac (2011)

Слева направо. Верхний ряд: 1- Moschino (80-e), 2 — Moschino (2014), 3-4 — Liliya Yipp (2011). Нижний ряд: 1-2 — Carven (2014), 3-4 — Osman (2014), 5 — Diane von Furstenberg (2012).

Близким по смыслу можно назвать и использование перчаток не по назначению, которые становились то шляпками, то сумками, то шарфами, то просто интересной деталью костюма.


Слева направо Верхний ряд: все — Comme des Garçons (2007). Нижний ряд: все — Dolce and Gabbana (2009).

Ноги у этих рук растут из сюрреализма, а в модный оборот их ввела Эльза Скиапарелли, дружившая с Сальвадором Дали, Жаном Кокто и др. Лучшие образцы дизайна Скиап подчеркнуто женственны, насыщены эротическим подтекстом, пропитаны карнавальным, маскарадным озорством и иронией, эстетикой и экспрессией сюрреализма. Мотив рук и перчаток имеют особое значение в творчестве дизайнера, как и других сюрреалистов (и это отдельная тема для большого культурологического или психоаналитического исследования, поскольку семантика рук многозначна). Перчатки были обязательным аксессуаром для добропорядочной европейской женщины в 1930-е, поскольку «защищали» руки их владелицы от прикосновений с мужчинами во время рукопожатия при первом знакомстве (рукопожатие «голой» рукой воспринималось как сексуальный жест). Поэтому «обратные» перчатки с красными ногтями или золотыми коготками, придуманные Скиапарелли, имели эротический подтекст (1936-1937 гг.). В тоже время они обыгрывали и известную фотографию Ман Рэя – руки, разрисованные Пикассо, под двуцветные перчатки с ногтями (1935 г.). Кроме сюрреалистичных перчаток Скиап вписала мотив рук (в перчатках) в дизайн одежды и аксессуаров. Например, она выпустила несколько поясов, украшенных руками, «обнимающими» талию своих хозяек (1934 г.). И, конечно, наиболее известен ее жакет (1937 г.) с вышивкой по рисунку Кокто – золотые волосы девушки обвивают рукав, ее профиль украшает плечо, а рука спускается вдоль правой полочки. Перчатками Скиап с красными ноготками украсила шляпку художник-сюрреалист Эйлин Агар в 1936 году. Распространено мнение, что Скиапарелли попросту «копировала» идеи сюрреалистов, но последние исследования опровергают это утверждение. Это было именно взаимодействие и сотворчество.


Руки сюрреализма. В центре — Сесил Битон. Чарльз Генри Форд в костюме, созданном Сальвадором Дали. 1935 г.
Слева сверху вниз: Руки разризованные Пикассо. Фотограф — Ман Рэй, 1935 г., Жан Кокто в объективе Ман Рэя
Справа сверху вниз: Хорст П. Хорст, Руки, 1941 г., Жан Кокто в объективе Мишель Сима.


Schiaparelli. В центре — костюм, по рисунку — Жана Кокто 1937 г.
Слева сверху вниз: 1934 год, 1934 год, шляпа, дизайн — Эйлин Агар, 1936 г.
Справа все — перчатки, коллекция 1936-1937.

Несмотря на то, что после второй мировой войны Скиапарелли сама постепенно вышла из моды и в 1953 г. закрыла свой дом, ее сюрреалистическое наследие не было забыто последователями. Рисунок или аппликации рук/перчаток периодически использовали Franco Moschino, John Galliano, Marc Jacobs, Maison Martin Margiela и др. Тем не менее, и сейчас этот мотив остается неизбитым, при этом, он в равной мере может как «приподнять» наряд до предмета искусства (к примеру, небанальные платки испанской марка SuTurno или воротнички  итальянского бренда Vivetta), так и «опустить» до пошлости и китча (что, впрочем, любят поп-звезды).


В центре — реклама Moschino. Слева сверху вниз: Pierre Cardin (1990), Marc Jacobs (1986). Справа сверху вниз: John Galliano для Christian Dior (1999), Maison Martin Margiela, весна-лето 2001


Вверху: Jacomijn Van der Donk, колье, 1994, фото Les Arts Décoratifs, Paris / Jean Tholance
Внизу слева направо: 1,2 — Yoko Ono, 2012, 3,4 — Haleh Nematzadeh, 2012


Джейми Винстон (вверху), Эмбер Роуз и Кэти Перри (внизу) и noname одежда с принтом рук.


SuTurno, Vivetta[/caption]

Наряды «с руками» появляются в кино довольно редко. Посмотрим, как и зачем их используют художники по костюмам?

«Битлджус» (Beetlejuice, 1988) – одна из первых готических черных комедий Тима Бертона.

Делия Дитц (Кэтрин О’Хара), скульптор-авангардист из Нью-Йорка, не может не выделяться в Коннектикуте. Для нее художник по костюмам фильма Эджи Джерард Роджерс (Aggie Guerard Rodgers) подобрала наряды японских дизайнеров-деконструктивистов в драматичной черно-белой гамме. А для семейного ужина Роджерс выбрала экстравагантную повязку на голову в виде перчаток. Что ж удачно подчеркивает образ героини и вполне в духе Скиапарелли.

Арлетт (Arlette, 1997) – французская комедия Клода Зиди 1997 года с Кристофером Ламбертом и Жозиан Баласко.

Художник по костюмам Фабьен Катани (Fabienne Katany) подобрала совершенно безумный наряд для главной героини, официантки из провинциального городка. Дерзкое, невероятно китчевое и одновременно смешное платье в сочетании с еще более странной укладкой без всяких слов «говорят» о том, что Арлетт потеряла голову от нереальности и странности происходящего с ней. О таких платьях можно сказать «настолько плохо, что уже даже хорошо». Сюр, да и только.

«Бурлеск» (2010) – мюзикл Стива Энтина с Шер и Кристиной Агилера.

Майкл Каплан — художник по костюмам, не побоимся этого слова, культовый. Вот как он сам рассказывает о работе над нарядами для танцевальных номеров главной героини Али (Кристина Агилера): «Все костюмы немного навеяны сюрреализмом, он был моей отправной точкой. Вы можете сразу сказать Магритт, увидев шляпу. В других костюмах было немного от Ман Рэя. У нее вышитые бисером руки на груди и отпечатки ладоней на попке, это и забавно, и сексуально». Впрочем, как по мне, так сценический образ Али навеян и Аллой нашей все Пугачевой, признайся, так ведь, Майкл?


Вверху: кадры из фильма. Внизу: 1 — скетч М.Каплана, 2 — возможно Э.Скиапарелли, 3 — Бетти Пейдж.

UPD

«Багровый пик» (2015) – готический фильм ужасов Гильермо дель Торо с Томом Хиддлстоном, Мией Васиковска и Джессикой Честейн.

В атмосферной картине Гильермо дель Торо готика предромантизма (конец XVII – начало XIX вв) встречается с викторианской эпохой (действие в фильме происходит в конце XIX века).
Художник по костюмам Кейт Хоули (Kate Hawley) придумала для Эдит Кушинг (Миа Васиковска) гардероб в светлых и теплых тонах: желтых, бежевых, коричневых. Они подчеркивают невинный и светлый образ героини, особенно на контрасте черно-красных платьев Люсиль Шарп в исполнении Джессики Честейн. Пояс с пряжкой в виде рук, который одет на Эдит во время пикника, сплетен из человеческих волос. Руки были слеплены из воска, а затем обработаны так, чтобы придать им вид слоновой кости. Такой необычный аксессуар подчеркивает, что Эдит все еще скорбит по своей матери. Кейт Хоули при его создании опиралась на традиции викторианских траурных украшений (их иногда делали из человеческих волос и использовали мотив рук).


Платье Эдит Кушинг, созданное Кейт Хоули, скетч Кейт Хоули, Кадр из фильма: Миа Васиковска, Джессика Честейн.


Викторианские траурные украшения

«Женщины» — сатирическая комедия Джорджа Кьюкора 1939 года, с плеядой звезд Золотой эры Голливуда – Джоан Кроуфорд, Нормой Ширер, Розалинд Рассел и др.

Во время пятиминутного цветного модного показа в черно-белом фильме художник по костюмам картины Адриан в полной мере продемонстрировал свой талант дизайнера. Наряду с вполне обычными костюмами прет-а-порте он показал пляжный костюм с необычной застежкой в виде руки с розой и таким же принтом на ткани. Рука, держащая розу, — традиционный викторианский символ памяти по ушедшим близким. В ХХ веке он уже несколько утерял свои траурные ассоциации. До Адриана им воспользовалась все та же Эльза Скиапарелли в коллекции 1938 года, представившая черную накидку с «обманным» узором (Trompe L’Oeil) цепочки с подвесками.


Вверху: кадры из фильма «Женщины», внизу: накидка Elsa Schiaparelli, лето 1938 года


Все — викторианские резные траурные броши, кроме нижней центральной — Coro, 1940-ые

«Филин и кошечка» (The Owl and the Pussycat) — комедия Герберта Росса 1970 года с Барброй Стрейзанд и Джорджем Сигалом.

Проститутка Дорис, бесбашенная и язвительная, носит сумасшедшую домашнюю пижаму из прозрачной ткани в черный горошек, топик и и шаровары, украшенные сзади надписью Дорис. К общему безумию наряду прибавьте розовые руки на лифе и розовую же меховую опушку. Наряд, придуманный художником по костюмам Энн Рот, настолько понравился создателям фильма, что широко использовался в афишах и других промо-материалах.


Фото костюма с сайта Movie Madness

Эскиз Энн Рот

«Человек, который пришел к обеду» (The Man Who Came to Dinner) — комедия Уильяма Кили 1942 года с Бетт Дэвис и Энн Шеридан.

Чего только не делают подчас боссы, чтобы не потерять хорошего сотрудника. Когда секретарша Мэгги (Бэтт Дэвис) говорит своему начальнику писателю Шеридану Вайтсайду (Монти Вулли), что выходит замуж и оставляет работу, тот приглашает красавицу-актрису Лоррэйн Шелдон, (Энн Шеридан) соблазнять жениха своей помощницу. Эффектную красоту Лоррейн художник по костюмам Орри-Келли подчеркивает струящейся блузой с необычными пуговицами в виде рук.

Коллекции Скиапарелли можно посмотреть на сайтах музеев
http://www.philamuseum.org
http://www.metmuseum.org/
http://www.vam.ac.uk/
или на сайте ее возрожденного дома http://www.schiaparelli.com

Материалы по теме:
1. Elsa Schiaparelli (1890–1973) (статья на сайте музея Metropolitan)
3. Знаменитые кутюрье: Эльза Скиапарелли
4. Trending This Fall: Hand Prints and Hand Appliqués Are Having A Moment
5. The Hand Motif http://lastyeargirl.blogspot.ru/2014/10/monday-detail-hand-motif.html и http://takemyfancies.com/2014/10/place-hands/
6. Rad Or Bad: Should We Give The Hand Motif A Hand… Or THE Hand?
7. Hands in Fashion

Оцените