FavoriteLoadingДобавить в Избранное

От Дракулы до эксцентричных леди в возрасте — Климт всем к лицу. И приносит «Оскар» художникам по костюмам.

В зажигательной комедии «Отель «Гранд Будапешт» (2014) Уэса Андерсона 84-летнюю эксцентричную Мадам Д., любительницу искусства и мужчин сыграла Тильда Суинтон, которой на минуточку было 53 (правда, нам кажется, что у Тильды вообще нет возраста и она ведьма). Художником по костюмам стала Милена Канонеро, и это ее третий фильм с Андерсоном.

Действие фильма происходит в 1932 году в выдуманной стране Зубровка в Восточной Европе, но Мадам Д. уже принадлежит другим эпохам: модерну и отчасти ар деко. Высокая прическа волнами из «ар нуво», прямое платье и пальто ранних 1920-х, яркий желтый цвет и орнаменты костюма, сразу вызывающие в памяти «Поцелуй» (1907-08) и «Портрет Адели Блох-Бауэр» (1907) «золотого периода» Густава Климта. Сравнение вовсе не случайно, картины Климта и образ Мадам Д. сближает декадентская эстетика, роскошная и гедонистическая, которая в 1930-ые, в десятилетие торжествующего фашизма, стремительно уходила в прошлое.

Поцелуй» (1907-08) и «Портрет Адели Блох-Бауэр» (1907), Юдифь (1901)

И платье и красное пальто на синей подкладке Мадам сшито из шелкового бархата, расписанного вручную, муфту сделали в Fendi, как и норковую опушку для шапки и пальто.

В Prada изготовили багаж героини, состоящий из 21 предмета (Мы стараемся не завидовать).

Работая над этой картиной, Милена использовала как традиционные скетчи (ее иллюстратор — оригинальная ливанская художница Juman Malouf), так и создавала образы в Photoshop’е, второй метод позволял легче вносить изменения и сразу отсылать их режиссеру. К тому же актеры могли сразу увидеть, как будет выглядеть его персонаж.

Милена Каноненро рассказывает, что, работая над образом Мадам Д., представляла себе Пегги Гугенхайм, которая собрала выдающуюся коллекцию искусства XX века, ничего из нее не оставив родным в наследство, имела тысячи любовников и была очень щедрой натурой. Пегги, на пол-века младше Мадам Д., тоже умерла в почтенном возрасте, в 81 год.

Фильм был высоко оценен, получив 213 номинаций и одержав победу в 126. А Милена Канонеро выиграла четвертый для себя Оскар, ну и по «мелочи»: Bafta, премию Гильдии художников по костюмам, Critics’ Choice Movie Awards, Satellite Awards и Nastro d’Argento

Говоря о «климтовском» костюме Мадам Д., нельзя не вспомнить еще одно немолодого киноперсонажа, в костюме которого использовался узнаваемый стиль художника. Мы говорим о Дракуле — Гари Олдмане в одноименном фильме Фрэнсиса Форда Копполы 1992 года.

Эйко Исиока, художник по костюмам, заметила однажды, что адаптация Копполы снята так, словно все были под воздействием LSD. В костюмах, на которые Коппола не поскупился, это тоже заметно. Гениальная Исиока придумала для известного персонажа совершенно другой облик, яркий и необычный, среди его костюмов — японский алый халат из театра кабуки, кроваво-красные латы, похожие на мышечный каркас человека, с шлемом волка, викториански-рокерский серый костюм с круглыми солнечными очками и цилиндром и финальный наряд — золотая далматика византийских императоров с узнаваемыми климтовскими принтами: круги, спирали, волны, прямоугольники. На спине костюма можно увидеть потертую православную икону.


Эскиз Эйко Исиока, фото костюма

Эйко Исиока:
«Когда мы впервые с ним (Ф.Ф.Копполой) встретились, он показал мне все символы, картины, особенно он отметил знаменитую картину Климта «Поцелуй»: «Эйко, можно ли воплотить эту картину в один из костюмов Дракулы?». Когда я посмотрела на картину, я почувствовала восточный колорит в сочетании с западной манерой рисования. Я хотела отразить гибридную культуру, в которой Восток встречается с Западом».

По словам Копполы и Олдмана, вдохновением для образа графа Дракулы послужил Иван Грозный в исполнении Николая Черкасова в фильмах «Иван Грозный» (1944) и «Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор» (1945, выпуск 1958) Сергея Эйзенштейна. Может быть, отсюда и растут корни этого наряда, очень похожего на парадное облачение русских царей — платно с бармами, которое копировало византийскую традицию.

 


Михаил VIII Палеолог, Торжественное облачение Петра Первого, конец XVII в., фото к фильму «Дракула»


Николай Черкасов, «Иван Грозный» (1944)

Эйко, кстати, выиграла Оскар за Дракулу. Может, это Климт приносит удачу художникам по костюмам?

Густава Климта, 14 февраля был 155-летний юбилей художника, дизайнеры помнят, любят, чтут и используют. Его орнаменты и цвета, неумеренно богатую декоративность можно увидеть в весенней кутюрной коллекции 2008 года Джона Гальяно для Christian Dior, весенней же коллекции 2011 года итальянцев Aquilano.Rimondi или в осенней коллекции 2013 года L’Wren Scott.


Christian Dior, весна 2008 г.


Aquilano.Rimondi, весна 2011 г.


L’Wren Scott, осень 2013 г.

Оцените