Вязаные 1940-ые / «Их звездный час» (2016) и «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков» (2018)
Британки массово научились вязать в Первую мировую войну, сначала для армии, потом для себя. И ко Второй мировой подошли во всеоружии – со спицами наперевес. В эпоху тотального дефицита тканей и готовой одежды в магазинах вязанье позволяло выглядеть модно и банально не мерзнуть. Фильмы «Их звездный час» (2016) и «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков» (2018) объединяет место и время действия и много, очень много вязаного трикотажа. А еще у них общая художница по костюмам – Шарлотта Уолтер.
«Я на протяжении многих лет собираю модели для вязания 1940-х гг. И если вижу на распродажах, всегда покупаю», — рассказывает Уолтер. Кроме того она коллекционирует одежду 40-х и фотожурналы Picture Post (выходили с 1938 по 1957 гг). Для создания вязаных вещей для обоих фильмов она обратилась к членам Women’s Institute (организация, которая привлекала женщин для работы на фронт в том числе в качестве портних и вязальщиц) в родном Вустершире:
«Я выдавала им шерсть и модели, а они возвращали мне красивые детские джемперы или шляпки или жилеты, и эти вещи выглядели в точности как в 40-ые. Они вязали носки, перчатки и подшлемники. Все эти детали, которые было увлекательно создавать и которые сразу делали образ реальным».
Кстати, вязать по ретро-схемам не так-то легко (они обычно очень скупые на описания).
Любопытно, как много сходства и различий мы увидим в обеих картинах. Главная героиня – молодая, свободная и самостоятельная женщина, которая сама зарабатывает на жизнь. Но в фильме «Их звездный час» валлийка Кэтрин в исполнении Джеммы Артертон приезжает в Лондон и только начинает сама зарабатывать, устраиваясь в кинокомпанию. У нее – одно хорошее светло-бежевое пальто, одна приличная коричневая шляпка, перчатки близкие по тону пальто. В «Клубе…» Джулиет, героиня Лили Джеймс, давно живет в Лондоне, хорошо зарабатывает журналистикой и писательством и отправляется в глухую провинцию – на Гернси. Мы видим ее сначала в темно-синем элегантном костюме и модной шляпке, а затем в ослепительно новом голубом пальто, кожаных перчатках тон в тон пальто и сером берете. Джулиет богаче и одета более модно, чем Кэтрин. Заметна и маленькая разница в силуэте: за счет подплечников пальто у Кэтрин с более выраженными плечами (так, кстати, более аутентично), у Джулиет же плечи более покатые. Кэтрин еще предстоит доказать, что она чего-то стоит в мире мужчин, в то время как Джулиет, наоборот, не хочет казаться «крутой» в глазах окружающих.
Впрочем, Кэтрин, даже завоевав уважение окружающих мужчин и получая больше денег, не меняется значительно.
«Я не хотела делать сильного скачка, — рассказывает Шарлотта Уолтер. — Она потеряла свою шляпку, и стала выглядеть как девушка из провинции. Но изменения очень слабые – она и не хотела бы меняться. Она носит все меньше трикотажа, у нее больше вещей, хорошо подогнанных по фигуре. Ее юбки слегка сузились, и ее палитра стала немного бледнее, более профессиональной. Кэтрин — утонченная девушка, сильная женщина, которая сама прокладывает себе путь. Ее одежда лаконична и практична, но всегда льстит ее фигуре».
Основу ее гардероба составляют узкие юбки, нежные блузки, мягкий трикотаж, все — серо-зелено-голубой гаммы.
Лондонский гардероб Джулиет — воплощение элегантности и классического стиля, особенно желтое платье в пол, которое героиня надевает на бал. Лили Джеймс в этом эпизоде неплохо играет скованность героини в шикарном наряде, то, как некомфортно она себя чувствует. И на контрасте, на Гернси мы второй раз видим ее в этом цвете — в лимонно-желтом вязаном жилете, блузе и серых брюках. Насколько она расслаблена, в компании людей, которые ей нравятся.
На Гернси она стремится одеваться так, как будто хочет «мимикрировать» под местных. Неслучайно она снимает обручальное кольцо с огромным бриллиантом. Вместе с нежной блузкой на заседание клуба она надевает бежевый кардиган.
«Когда я примерила свой костюм, я подумала «О мой бог, я выгляжу как моя бабушка!» Но она была прекрасна во всех отношениях», — рассказывает Лили, одна из бабушек которой была актрисой, а другой — женой французского министра.
Она приехала на Гернси с небольшим чемоданом, и вряд ли у нее есть возможность заняться шопингом на острове. Так что ее гардероб должен быть вынужденно ограниченным. Цветовая гамма: припыленные пастельные цвета, немного теплого коричневого, темно-зеленого, лимонно-желтого, серый. Всей этой одеждой художница как будто пытается чуточку «притушить» яркую внешность и красоту Лили, сделать ее более «земной».
В одном из эпизодов она даже наряжает актрису в поношенные рабочие штаны, какие носили land girls (британки, занятые в годы войны в сельском хозяйстве). Тем комичнее выглядит эта сцена, когда неожиданно появляется ее жених с огромным букетом роз, застав ее за работой со свиньями и другим мужчиной.
В конце фильма, когда Джулиет предстоит решиться на «большой» шаг, Шарлотта Уолтер одевает ее в серое пальто с подплечниками, словно оно должно придать ей решительности и силы.
Еще два напрашивающихся сравнения из гардероба Джулиет: темно-синее платье в пол с золотыми украшениями в Лондоне и светло-голубое платье с романтической вышивкой на Гернси.
А что же мужчины – любовный интерес Кэтрин и Джулиет?
Сценаристу Том Бакли (Сэм Клафлин) в «Их звездный час» Шарлотта Уолтер выдала несколько вещей в оттенках коричневого: чуть помятые костюмы, теплые уютные свитеры, широкие вельветовые брюки. Может быть, он и резкий и саркастический парень, но внутри – добрый, пушистый и влюбленный. Костюм Бакли в Норфолке (коричневый свитер и вельветовые штаны) «списан» художницей с фотографии ее отца, журналиста BBC. Очки Тома сделаны по образцу одного из экземпляров из коллекции винтажа художницы.
Свиновод Доуси Адамс (Михиль Хаусман) полфильма ходит в дырявом свитере (кто ж одинокому холостяку заштопает дырки?), старых довоенных рубашках, мешковатых пиджаках и штанах.
«Мы носили одежду, которая была немного великовата, чтобы показать, что люди страдали от голода в годы оккупации», — объясняет Хаусман.
В целом Шарлотта использует в обоих фильмах ограниченную цветовую гамму в костюмах: много серого и коричневого, чуть разбавленного бледными оттенками зеленого, голубого, бежевого. Мрачная военная и послевоенная эпоха (серый) через которую прорывается желание героев жить и любить (теплый коричневый, зеленый). Цвета костюмов, кстати, всегда тонко поддерживаются декорациями и освещением.
Яркие акценты Уолтер делает в гардеробе одного-двух персонажей. В «Их звездный час», например, насыщенный красный и бордовый достается двум «карьеристкам» Фил Мур (Рэйчел Стирлинг) и Софи Смит (Хелен МакКрори).
В «Клубе…» красный носит только смелая и прямолинейная Элизабет Маккена (Джесика Браун-Финдли), а оттенки оранжевого – «джиногонщица» Изола (Кэтрин Паркинсон).
Источники
- How ‘Their Finest’ Costume Designer Charlotte Walter Brought 1940s Britain to Life
- Lily’s love island: James’s latest film is an uplifting love story in Nazi-occupied Guernsey – and her performance was inspired by her grandmother’s own traumatic past
- Lily James The Guernsey Literary and Potato Peel Pie Society
Поделиться "Вязаные 1940-ые / «Их звездный час» (2016) и «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков» (2018)"
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.