FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Экранизации книг и историческое кино всегда подвергаются суровой критике зрителей-знатоков. Однако есть фильмы с зашкаливающим числом ошибок и анахронизмов, которые язык не повернется покритиковать. Ярчайший пример ― «Королева Марго» ― история кровавой свадьбы Маргариты Валуа и Генриха Наваррского и последующей Варфоломеевской ночи 1572 года, вольно пересказанная Александром Дюма в 1845 году, а после него ― Патрисом Шеро в 1994-м.

Шеро начал с тщательного изучения истории, в течение 4 лет работал над сценарием. Потом вместе с командой изучал материальную культуру и искусство периода. Чтобы затем отказаться от точности и поднять эту историю до мифа условной эпохи Возрождения.

«Шеро было наплевать на реконструкцию. Декорациям 16 века, которые он считал слишком красивыми, он предпочел более суровые и строгие 12 века. Он не боялся анахронизмов: часть мебели датируется 18 веком. Я даже помню подсвечники Джакометти (20 века)».

Оператор Филипп Руссело

«Исторический период костюмов не точный. Реальный период ― французский ренессанс ― мне не очень нравится. Я выбрала чуть более свободный период, более барочный». Слишком красивая одежда по ее мнению отвлекала бы зрителя от игры актеров.

Мойдел Бикел

Свадебное платье Маргариты выглядит очень величественно и царственно. Хотя узорчатую парчу имитирует набивной шелк, корону заменяет небольшая тиара с кроваво-красными рубинами, а вместо богатства отделки платья ― только жемчуг. У «счастливой» невесты горделивый вид за счет царственной осанки и наглухо закрытого платья, вот только жесткий кружевной воротник вызывает ассоциации с колодками. Она словно скована этим платьем и принуждена к браку.

Распущенный корсаж синего с серебряным платья Марго контрастирует с закрытым свадебным нарядом и «рассказывает» зрителю о ее сексуальной свободе: «Я не могу в эту ночь остаться без мужчины».

Эскиз костюма

Затем она меняет его на подчеркнуто-простое коричневое платье, когда идет к мужу и гугенотам, чтобы предупредить их об опасности. Это ее переход от «злобной шлюхи», Марии Магдалины к ангелу-хранителю и Деве Марии, милосердной ко всем людям, вне зависимости от их веры. Дополняет этот символизм и красное гранатовое колье (кстати, в викторианском стиле) и пышные белые рукава, окрашенные кровью Ла Моля. Марго еще не хочет признать, что это из-за ее семьи ее руки «по локоть в крови», но ее невинные руки в невинной крови.

Продолжает эту символику скромное бордовое платье, с изящным золотым воротником и кружевным накидкой.

Финальное белое платье ― лаконичное, в эстетике итальянского Возрождения, практически как на Портрете дамы в белом Тициана (1553). Белоснежное платье символизирует чистоту ангельской души Марго, требующая справедливости от брата-короля, ее вызов семье и ее равноотстраненность и от католиков и от гугенотов.

Кстати, всего для «Королевы Марго» Мойдел Бикел сделала 4 версии белого платья для фильма, которые отличались количеством «крови» на нем.

― Вас ждет король Генрих… …А ваше платье в крови. 

― Это не имеет значения. Была бы улыбка на устах.

«Королева Марго»
Эскиз белого платья

Палитру фильма формируют три цвета: черный, белый и красный. Черные костюмы гугенотов ― аутсайдеров  разбавляют красные и бордовые костюмы католиков, Марго (Изабель Аджани) и ее братьев, Екатерины Медичи (Вирна Лизи).

Белый вторгается обнаженными телами убитых в Варфоломеевскую ночь. Венсан Перес (Ла Моль) вспоминает титаническую работу Шеро по художественному раскладыванию трупов: «Тела, лица — это моя работа, это сырье, с которым я работаю каждый день. Это тяжелый физический труд, которая является частью моей работы».

Продолжает тему белого ― серебристо-белый костюм Карла IX (Жан-Юг Англад) и белоснежное платье Марго , которые затем окрашиваются королевской кровью в красный.

Дополняют цветовую гамму фильма теплые оттенки бежевого, золотистого и коричневого и пасмурно-серый цвет зданий. 

Ла Моль в тусклых оттенках синего словно связывает два мира: «черных» гугенотов и «красных» католиков.

Обратите внимание на красную подкладку халата у Коконаса — на его руках кровь гугенотов.

Конечно, избыточная декоративность костюма 16 века противоречила подходу Шеру, который хотел чувственности, естественности, близости к зрителю. Вместо глянцевого блеска парадных портретов ― небрежность незастегнутых костюмов, желтые поношенные рубахи, открытые плечи и распущенные волосы дам. В лаконичности костюмов, крупных раппортов орнамента и массивных украшений есть некоторая театральность, когда все мелкие детали отбрасываются. При этом Марго, Генриетта и Шарлотта выглядят аристократичными, роскошными и распутными, а французские дворяне ― крутыми парнями.

«Даже если в фильме есть живописный элемент, я никогда не старался создавать картины. Если таковые кадры имеются, это никоим образом не является преднамеренным. Вместе с художником по костюмам Мойдел Биккель мы просмотрели множество картин: например, Сурбарана для женских платьев или Рембрандта для мужчин и Жорж де ла Тура. Большая часть образов фильма ― результат ее работы».

Патрис Шеро
1 и 2 Сурбаран,3 — Жорж де ла Тур
Автопортрет и портреты Рембрандта

Два платья Марго использовались в фильме «Генрих Наваррский» (2010) на статистках: это синее с корсажем на шнуровке и белое.

Стоит сказать, что художники по костюмам Герхард Голлнхофер и Уте Хофингер делали свою работу с явной оглядкой на «Королеву Марго». Костюмы Марго в розово-красной гамме следуют спартанской стилистике Мойдел Биккел, разве что главный герой Генрих вместо черного при дворе Валуа часто носит белое, а не черное.

Жюльен Буасселье и Армель Дойч — первая встреча Генриха и Маргарита
Аналогичное платье у Марго-Аджани

А в картине о смерти короля Генриха IV «День, когда вершилась история» (2009) очень похожее белое платье носит Шарлотта Монморанси ― Присцилла Бесконд. Правда, здесь корсаж платья расшит жемчужинами, юбке добавлен объем, а вырез дополняет огромный воротник ― за счет этого платье смотрится более «исторично .

Костюмы в фильме «Королева Марго» были номинированы на Оскар и итальянскую премию David di Donatello, выиграли премии César, German Film Awards, Faro Island Film Festival и Felix. И надолго определили тренд в костюмном кино.

Материалы:

LES ARCHIVES DE LA CINÉMATHÈQUE RACONTENT L’HISTOIRE DE « LA REINE MARGOT »

TBT: Queen Margot (1994)

Simplicity Fit for a Queen

Sur Arte, « La Reine Margot », de Patrice Chéreau, film monstre

INTERVIEW WITH OLIVIER RADOT, PRODUCTION DESIGNER FOR LA REINE MARGOT AND COCO AVANT CHANEL

Оцените