FavoriteLoadingДобавить в Избранное

В третьей, заключительной части интервью CineModa c Эммой Малой, хранительницей костюмов Музея кино, мы обсуждаем знаменитую и всенародно любимую картину «Офицеры»(1971) и ее цветную версию.

Первая часть интервью О Музее кино и его костюмах
Вторая часть интервью Советские художники по костюмам — имена-легенды

СМ: Вы работали над костюмами «Офицеров», расскажите об этом опыте.

Э.Р.: Это было моя пятая самостоятельная работа в качестве художника по костюмам.
Она интересна тем, что герои не просто проживают в фильме целую жизнь: от 1920-х гг, где они совсем молодые до конца 50-х, где они уже элегантного возраста, а они все время на военном и социальном фоне, проходят вместо со страной все ее войны. Картина очень населенная, у героев большое окружение. Вначале наши герои — кавалеристы, потом танкисты. На каждом своем эскизе я рисовала героев, армию, в составе которой они воют, и армию противника. Вот Алексей Трофимов (Георгий Юматов) заканчивает курсы и его награждают красными революционными шароварами, и хотя картина была черно-белая, но шаровары все равно были красные. И для них, как для кавалеристов, были сшиты, как и положено, шинели с синими петлицами и «разговорами».


Эскизы Эммы Малой

Многое шилось специально для картины, но все невозможно пошить. К примеру, военную форму для массовки, хорошо, если она уже прошла какие-то картины, чтобы была подвылинившая, «живая». Вот у нас стоит строй этих курсантов в самом начале. Шинели были, но пришлось на эти сто шинелей нашить синие петлицы и «разговоры», буденновки, звездочки, эмблемы.

А то, что эту картину раскрасили — это моя отдельная боль. Все неправильно.

СМ: То есть когда раскрашивали…

Э.Р.: Никто меня не спросил. Ладно, если уже нет свидетелей, то бог вам судья, делайте, как хотите. Но все-таки был еще живой свидетель. Никто не обратился, никто ничего не спросил!
Вот в последней сцене у Любови Трофимовой (Алины Покровской) элегантный костюм из мягкого размытого сине-сероватого крепа с черной шляпкой. Они покрасили его грязно-коричневым цветом. И она сразу получилась старше от этого. Не гармонирует коричневый костюм и черная шляпка. Хуже придумать было нельзя.

А вот первый костюм Покровской, когда они приезжают в Среднюю Азию. Она барышня, у нее платье с пелеринкой разбеленного бежевого с оранжевым оттенком цвета «само» (лососевый) в белую полоску. Он очень органично вписывался в этот среднеазиатский пейзаж. А они покрасили просто голубым, но голубой там совершенно никак не вписывается.

Маша Белкина (Наташа Рычагова, молодая девушка). В эпизоде, когда они снимаются на фотографию, у нее был костюмчик: синяя жилетка и светлая чуть розоватая кофточка. А они грязно-серый ей сделали! Ну девушка молодая, школьница, зачем ты ей делаешь грязно-серый костюм? Это просто ужасно.
Уже эта раскрашенная картина от меня отделилась. Мне стыдно и я не хочу быть к этому причастной. Ну просто…

СМ: Преступление!

Э.Р.: Я в отчаянии просто. И так каждый костюм, я уж не говорю про военную форму. В первой новелле у Ивана Вараввы (Василия Ланового) форма немножко похожа на казачью. У него не гимнастерка с застежкой по центру, а косоворотка и кубанка. Но так как он кавалерист, у него кубанка была с синим верхом, а они сделали красную. И он получился казак из дореволюционных времен, и петлицы неправильного цвета.
Потом они еще какие-то розовые петлицы сделали, хотя вообще не было такого в природе в советской армии, чтобы были розовые петлицы.
А лица? Они же солдаты, все лица обветренные, обгорелые, а в цветной версии они как будто покрашены тональной пудрой.
Когда они представляли этот покрашенный фильм, был телесюжети они говорят:» ой мы так все изучили, все эти военные формы, все эти канты». Да за 40 лет до вас уже все изучили. Надо было просто спросить и все.

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ КИНО: «С ХУДОЖНИКАМИ НИКТО НЕ СЧИТАЕТСЯ»

СМ: Кого из современных российских художников по костюмам вы можете выделить?

Э.Р.: Из современных художников я очень высоко ставлю Диму Андреева. Он интересен тем, что он не просто рисует эскизы, он сам создает многие костюмы, дорабатывает их, к примеру, на «Анне Карениной» (2017) Карена Шахназарова. Он буквально чувствует руками. И причем он делает очень разные картины: тот же «Белый тигр» (2012) Шахназарова.

Еще Наташа Иванова, «Жестокий романс» (1984), «Утомленные солнцем» (1994), «Сибирский цирюльник» (1998), «Старые клячи» (2000), «Орда» (2011). Про татаро-монгол, Орду не так много и известно, многое создавалось по аналогии восточного костюма. Но это очень хорошо было сделано. Наташа, я знаю, ездила в Турцию, покупала там ткани.


«Сибирский цирюльник»

Прекрасный художник — Наталья Дзюбенко («Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1990), «1612» (2007), «Анна Каренина» (2009), «Царь» (2009), «Достоевский» (2010)). У Наташи сейчас своя прекрасная мастерская, это не на киностудии, где еще 30 картин отшиваются одновременно. Она собрала самых лучших людей со студий, закройщиков, мастериц.


«Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви»

К сожалению, многие маститые художники сейчас не хотят работать в кино. С художником никто не считается, никакого подготовительного периода, все и сразу должно быть готово. Я не знаю, как сейчас за месяц подготовительного периода делают большие исторические картины. Это героический труд.

СМ: Спасибо большое вам за интервью!

Биографическая справка:
Эмма Малая родилась 10 октября 1939 года в городе Москве. Дочь кинорежиссера Рафаила Перельштейна. В 1961 году окончила Московское театральное художественное училище.
С 1961 года работала на киностудии им. Горького (художник по костюмам).
Ассистент художника по костюмам: «На семи ветрах», реж. С.Ростоцкий (1962), «Если ты прав», реж. Ю.Егоров (1963), «Герой нашего времени» («Тамань», «Бэла», «Максим Максимыч»), реж. С.Ростоцкий (1966).
Художник по костюмам: «Подсолнух» (альманах «Юность»), реж. П.Арсенов, «Такой большой мальчик», реж. М.Федорова (1967), «Нейтральные воды», реж. В.Беренштейн (1968), «Переступи порог», реж. Р.Викторов (1970), «Офицеры», реж. В.Роговой (1971), «Иванов катер», реж. М.Осепьян (1972), «И тогда я сказал — нет» реж. П.Арсенов (1973), «Всадник с молнией в руке», реж. Х.Хашкасимов (1974), «Огненное детство», реж. Ю.Швырев (1976), «Несовершеннолетние», реж. В.Роговой (1976), «И снова Анискин», реж. М.Жаров, В.Иванов (1978), «Далекий марш», реж. В.Мартынов (1978), «Почти ровесник», реж. Т.Пименова, «Пограничный пес Алый», реж. Ю.Файт (1979), «Однажды двадцать лет спустя», реж. Ю.Егоров (1980), «Похищение века», реж. В.Макаров (1981), «Предел желаний», реж. П.Любимов (1982), «Шел четвертый год войны», реж. Г.Николаенко (1983), «Тайная прогулка», реж. В.Михайловский (1984), «Зловредное воскресенье», реж. В.Мартынов (1985), «Орден республики», реж. В.Михайловский (1988), «Мария-Магдалина», реж. Г.Воронин (1990), «Семнадцать левых сапог», реж. И.Гурин (1991), «Три дня вне закона», реж. Т.Спивак (1991), «Русский бизнес», реж. М.Кокшенов (1993), «Триста лет спустя», реж. В.Волков (1994), «Русское чудо», реж. М.Кокшенов (1994), «Русский счет», реж. М.Кокшенов (1994), «Обаяние дьявола» реж. В.Потапов (1994), «Дорога на край жизни», реж. Р.Мурадян (1995), «Бесноватые», реж. В.Сухаребрый (1997), «Три сестрички», реж. В.Волков (2001).
С 2000 года — заведующая предметного фонда Музея кино.

Оцените