FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Что объединяет Анну Австрийскую и Миледи, французскую и советскую экранизации мушкетеров? Как кино-наряды «путешествовали» по эпохи царствования Бурбонов. СинеМода изучает костюмы классической экранизации «Трех мушкетеров» 1961-62 гг.

Французская версия «Трех мушкетеров» (в двух частях ― 1961, 1962) Бернара Бордери в СССР стала безусловным хитом и образцовой экранизацией на многие годы. Успехом она пользовалась и в странах Восточной Европы и у себя на родине. Роль д’Артаньяна возвела Жерара Баррэ в ранг секс-символа, пусть для СССР этот термин и не очень уместен. При этом строгие французские критики посчитали картину не лучшим образцом жанра «плаща и шпаги», сравнивая ее с эталоном ― фильмом «Фанфан-тюльпан» (1952) с Жераром Филиппом.

Жерар Баррэ в роли д’Артаньяа. 18 лет, говорите? Зато вид залихватский

Бордери до этой картины в основном снимал шпионские фильмы, но взявшись за экранизацию классики и историческое кино пригласил художником по костюмам «тяжеловеса» в этом жанре ― Розин Деламар. Первый блин оказался не комом ― Деламар и Бордери сработались, их общая фильмография насчитывает 10 фильмов, в том числе 5 про неукротимую Анжелику.

Придя в конце 1930-х в кинематограф из модного дома Patou, Деламар предпочитала работать именно в костюмных фильмах, поскольку здесь не было диктата звезд, требовавших наряды определенных дизайнеров. Деламар рассказывала в интервью, что вопрос историчности всегда имел для нее первостепенное значение, силуэт наряда должен был соответствовать периоду (чего никогда нельзя сказать о прическе и макияже). Она также придавала большее значение деталям, в том числе правильному белью ― корсетам, кринолинам, фижмам и т.п.. По возможности стремилась избегать искусственных тканей, но, конечно, полная аутентичность в кино невозможна, да и не нужна.

Почтим минутой молчания этот розовый корсет с бантом и изящную сорочку Констанции. Историчностью тут и не пахнет.

«В кино нельзя жить так, как люди действительно жили в прошлом. Невозможно пробежать по лестнице в платье, в котором и ходить-то нормально нельзя. Для ренессансного платья у женщины было по мужчине с каждой стороны, которые держали ее под руки: одежда была настолько тяжелая, что иначе они и ходить-то не могли. Вот почему всегда с каждой стороны рядом с женщиной вы увидите мужчину, это не просто любезность, в противном случае женщина упала бы ничком. Сейчас же женщины должна бегать, вскакивать на лошадь, так что все мы вынуждены обманывать. Нельзя добавить истинный вес костюмов».

Розин Деламар, цитата из исследования Susan Hayward «French Costume Drama of the 1950s: Fashioning Politics in Film»
Спринт от Анны Австрийской. Обратите внимание на вполне современные туфельки на шпильке.

Действие в «Трех мушкетерах» разворачивается во второй половине 1620-х годов. Для женского силуэта Деламар выбирает моду на удлиненный корсаж с богато декорированным стомакером с острым шнипом, пышные рукава, стоячие воротники «Мария Медичи» и кружевные отложные воротнички и манжеты, банты, золотую вышивку. Это легкая и изящная версия барокко.

Примерный исторический ориентир костюмов. Неизвестный художник, портрет Jacqueline van Caestre, ок. 1618-1622 гг.

Нам костюмы Деламар стилистически напоминают советскую версию «Собаки на сене».

Белошвейке Констанции (Перретт Прадье) достается простое бежево-коричневое скромное платье, которое замечательно сочетается со светло-коричневым джеркином д’Артаньяна, а ее серая накидка практически тон в тон к рукавам и бриджам героя. Кстати, в советской версии 1978 года используется та же цветовая палитра для этих героев.

Скромное платье делают более игривым бантики на стомакере.
Советская версия знаменитой парочки. Цветовая гамма очень близкая.

Забавно, как перекликаются костюмы Анны Австрийской (Франсуаза Кристоф) и Миледи (Милен Демонжо), если помните, с Атосом она познакомилась, назвавшись Анной де Бейль. Деламар выбирает для них общую ограниченную цветовую гамму: черный и красный.

Черные платья ― в начале второго фильма на королеве и в конце первого на Миледи на балу. В обоих эпизодах героини в трудном положении: королева скрывает, что знает планы по нападению англичан, а Миледи узнает, что интрига с подвесками не удалась.

«Что-нибудь знаете о нападении англичан, ваше величество? Может быть, вам кто-нибудь писал?»
Миледи, ваша интрига не удалась.
Ришелье (Даниэль Сорано) и Миледи в черном
Атос (Жорж Декриер) в красном, королева — в черном.
Темно-серое с золотым платье на успешное отравление Констанции. Интрига удалась, но героиню ждала скорая расплата.

И обе выбирают красный для свиданий: королева ― с Бекингемом, а Миледи ― с д’Артаньяном.

Франсуаза Кристоф — Анна Австрийская и Жак Бертье — Бэкингем

Дополняют палитру гардероба королевы ― оттенки золота: от светлых и сияющих до насыщенных и более темных ― в сцене триумфа королевы на балу. Причем вся ее свита тоже в золоте.

Подвески нашлись, а «осадочек остался».

У Миледи же третий дополняющий цвет ― обманчиво-невинный белый, который Деламар усложняет черной вышивкой, красными перчатками и перьями.

Актриса очень хотела сыграть Миледи, Дюма ― один из ее любимых авторов. Она отчаянно сражалась за роль с другими претендентками.

«Съемки были очень веселые. Дружеская компания, мои друзья-каскадеры, всегда готовые посмеяться. Все время вне работы мы ели и пили […] Я набрала три фунта, и мой корсет меня стягивал. Мы работали, много смеялись, это было время вечеринок»

Милен Демонжо

Воспоминания Милен Демонжо о съемках фильма. Удивительно перекликается со съемками советской музыкальной версии, которые почти все прошли в пьяном угаре.

Кроме веселья, были и травмы. На съемках Жерар Баррэ упал с лошади и его лечил доктор по имени Планше. Когда он был ранен в правую руку, актер обнаружил, что он амбидекстер и использовал левую руку в схватке с Делормом.

Цветовая гамма фильма хоть и яркая, но не пестрая. Преобладают теплые, матовые тона: бежевый, коричневый, зеленый, серый, красный, их дополняют черный и белый.

Розовое платье маркизы де Шеврез выглядит совершенно инородным, как будто его не глядя схватили с костюмерного склада.

Розовое «недоразумение»

Другое платье Шеврез смотрится органично, гармонирует с нарядом ее возлюбленного Арамиса. Стилистически их костюмы близки парочке Констанция ― Д’Артаньян.

Арамис — Жак Тожа и госпожа де Шеврез — Лена Скерла

От Генриха IV до Людовика IV: платья для эпохи трех Бурбонов

Параллельно Розин Деламар одевала каст в фильме «Да здравствует Генрих IV, да здравствует любовь!» (1961). Для этой картины она использовала костюмы из своих же фильмов: «Королева Марго» и «Трех мушкетеров».

Так, черное с золотом платье предательницы, графини Ланнуа (Малка Рибовска) она использовала для фаворитки короля Генриха ― Генриетты де Бальзак д’Антраг, ее играет Даниэль Дарьё. Причем, здесь оно аж в двух версиях: с закрытым и открытым декольте.

Графиня Ланнуа — Малка Рибовска
Даниэль Дарьё в роли Генриетты де Бальзак д’Антраг. Корсаж немного отличается.
Она же. Аздесь корсаж тот же, но появился стоячий воротник. На заднем плане — статистка в бело-золотом платье королевы Марго, другого фильма Деламар.

Золотое платье мадам де Шеврез (Лена Скерла) досталось Мелине Меркури, играющей в фильме роль Марии Медичи, свекрови Анны Австрийской.

Для костюма Марии Медичи Деламар заменила воротник и добавила объема юбке

Многие костюмы из «Трех мушкетеров» Розин Деламар потом использовала в фильме «Анжелика, маркиза ангелов» (1964), который также снял Бернар Бордери. Так, платья королевы, миледи и графиня де Ланнуа «засветились» на статистках на свадебном балу Анжелики и Пейрака, а также в эпизоде представления Анжелики королю Людовику XIV.

Белое с черной вышивкой платье Миледи
Платье графини Ланнуа снова в деле. Рядом — красное платье Анны Австрийской.
За Анжеликой с одной стороны — статистка в светло-золотом платье королевы, а с другой — статистка в платье Миледи.
За спиной Жоффрея де Пейрака две статистки в платьях Миледи (красном и черном).
Платье Миледи, серое с золотым.
Сколько нарядов из Трех мушкетеров вы найдете на этой картинке?

С момента действия Трех мушкетеров прошло около 30 лет ― 1656 год свадьбы героев и после. Так, платья снялись в историях в период трех королей Бурбонов.

Материалы:

Susan Hayward, French Costume Drama of the 1950s: Fashioning Politics in Film

LES TROIS MOUSQUETAIRES: , la Vengeance de Milady

Le cinéma français by Siclier, Jacques, 1990

Оцените