FavoriteLoadingДобавить в Избранное

В Российской государственной библиотеке искусств с 16 февраля по 16 марта 2018 года можно увидеть эскизы Анастасии Образцовой к фильмам «Жили-были мы», «Мятеж», а также репортажные рисунки со съёмок картин «Анна Каренина» и «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». На выставке представлено также несколько костюмов из фильмов «Жили-были мы» и «Анна Каренина».

 

«Художники в кино последние годы почти не рисуют, такая практика отсутствует, – заметила Анастасия на открытии выставки. – Ритм настолько бешеный, что в основном, требуется только подбор изображений. Но мне повезло в последние 3-4 года попасть в проекты, на которых я с удовольствием рисовала».

 

В детском фильме «Жили-были мы» (2016, реж. Анна Чернакова) главная героиня Маша придумывает целое путешествие своей мамы-школьницы в 19, 18, 17 вв. Каждое из этих приключений стилизовано в определенной манере, под игрушки Маруси: черно-белая графика (Санкт-Петербург, 1830-ые), кукольный мультфильм (сибирская глухая деревня), бумажный театр (потешные бои будущего Петра I). И костюмы героев выдуманных миров гармонично вписаны в декорации.


Эскизы костюмов Анастасии Образцовой к фильму «Жили-были мы»


Эскизы костюмов Анастасии Образцовой к фильму «Жили-были мы»


Генеральский мундир Ивана Степановича (Михаил Жигалов) из эпизода «Санкт-Петербург 19 века» (кирза, х/б саржа, бязь, ручная роспись маркерами) и Мундир офицера Преображенского полка, в который одет Мовэ (Дмитрий Певцов) в эпизоде «Москва 17 века» (кирза, бязь, печать на ткани, ручная роспись маркерами).


Эскизы костюмов Анастасии Образцовой к фильму «Жили-были мы»


Народный костюм Маруськи (Софья Галишникова) из эпизода «Сибирь 18 века» (бязь, печать на ткани, ручная роспись маркерами, валенки: пряжа из топса) и «школьная форма» Саньки (Анна Корнева) (хлопок, бязь, печать на ткани, ручная роспись).

Выдуманные 6-летней девочкой миры причудливо перекликаются с ее настоящим миром. Школьная форма мамы-Саньки сшита из той же ткани, что и халат реальной мамы, её коралловые бусы превращаются в красный бант – пионерский галстук, а вязаная из толстой пряжи бело-бирюзовая кофта становится то валенками Маруси в деревенском костюме, то кофтой Саньки из 17 века. Школьная форма тоже переживет любопытные временные трансформации, в 19 веке у нее появятся пышные рукава и нижние юбки, а в 17 веке – отделка, имитирующая царский наряд – золотое «оплечье» и вертикальную вставку.


Детали костюмов к фильму «Жили-были мы»

Несколько костюмов и эскизы из этого фильма были также представлены на выставке «Магия театра и кино — 2018» (смотрите у нас на сайте в материале «Шелк, бисер, перья и немного волшебства / Выставка Ассоциации художников кино, театра и ТВ «Магия театра и кино-2018″»).

Ещё один фильм, эскизы к которому представлены на выставке, – пока не вышедший исторический сериал «Мятеж»(реж. Сергей Пикалов). Картина, посвящённая 100-летию Ярославского мятежа 1918 года, рассказывает историю одной дворянской семьи.


Эскизы к фильму «Мятеж»


Эскизы к фильму «Мятеж»


Эскизы к фильму «Мятеж»


Аксессуары к костюмам для фильма «Мятеж»

Пожалуй, самая необычная часть выставки – эскизы Анастасии, сделанные во время съёмок многосерийного фильма Карена Шахназарова «Анна Каренина» (2017), художниками по костюмам на котором были Владимир Никифоров и Дмитрий Андреев. Анастасия рисовала актёров массовки в костюмах и гриме в промежутках между съёмками.

«Началось всё с того, что у меня проснулось обычное женское желание нарядиться, –рассказывает Анастасия. – Я попросилась: можно я приду на съёмку и поработаю на массовке в этой красоте. Так редко случаются такие проекты, когда у художников есть весь арсенал инструментов: нормальные сроки, нормальные возможности, кастинг актеров по лицам. Это важно, когда можно прийти на съёмки и погрузиться в атмосферу того времени. Даже беседы людей, артистов массовых сцен менялись, они вели себя друг с другом галантно, даже сумасшедший бригадир по массовке тоже проявлял чуткость и вежливость. Это то, о чем говорил Оскар Уайльд, что качество вещей меняет качество жизни и что ему все труднее и труднее соответствовать своему веджвудскому фарфору. «Анна Каренина», эти замечательные костюмы, работа художников по гриму были тем веджвудским фарфором, который каждый день, день ото дня преображали всю съемочную группу, всех актеров массовых сцен, главных актеров – это действительно уникальный проект. И Дима Андреев мне сказал, зачем тебе мучиться 12 часов, приходи просто так. Я подумала, а зачем просто так, я буду рисовать. И для меня это были замечательные пять дней».


Рисунки Анастасии Образцовой со съёмок «Анны Карениной»

Рядом с эскизами Анастасии с «Анны Каренины» можно увидеть два костюма из самого фильма. Это платья Долли (Виктория Исакова).

Этот опыт репортажного рисунка Анастасия повторила на съемках фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» (реж. Василий Чигинский, фильм в производстве).


Рисунки Анастасии Образцовой со съёмок «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»


Анастасия Образцова работает художником по костюму в театре и кино уже более 15 лет. Окончила школу-студию МХАТ им. Вл. И. Немировича-Данченко, кафедру сценического костюма профессора Элеоноры Маклаковой. С 2004 года работает в Московском театре «Ленком».

Анастасия Образцова, Ада Ароновна Колганова, директор РГБИ на открытии выставки

Анастасия пришла в РГБИ еще студенткой, заниматься историей кино. На открытии выставки она выразила огромную благодарность своим наставникам и консультантам – сотрудникам библиотеки: преподавателю по военному костюму Валерию Николаевичу Куликову, и продолжателю его дела Кириллу Владимировичу Цыпленкову, консультировавшего ее во время работы над фильмами, а также организаторам самой экспозиции: Елене Георгиевне Хаплановой и Екатерине Евгеньевне Шумянцевой.


Екатерина Альбертовна Устинова, доцент, преподаватель кафедры стенографии и отделения сценического костюма ГИТИС, Анастасия Образцова и Ада Ароновна Колганова, директор РГБИ

Фильмография
Время последних романтиков (2016)
Жили-были мы (2016)
Овечка Долли была злая и рано умерла (2015)
Элизиум (2015)
Ёлки 1914 (2014)
Игрок (2014)
Сталин с нами (2012)
Универ. Новая общага (сериал, 2011 – …)
Пизанская башня (2010)
Дом образцового содержания (сериал, 2010)
Универ (сериал, 2008 – 2011)

Оцените