FavoriteLoadingДобавить в Избранное

He’s not a couturier. He’s a metal worker.
Coco Chanel
“Он не кутюрье. Он рабочий по металлу”
Коко Шанель

Пако Рабан (Франциско Рабанеда Куэрво) представил свою дебютную коллекцию – 12 платьев из металла, пластика и кожи – в 1966 году. Он честно назвал их “Неносибельные” (the Unwearables): “никого не волнует, что их нельзя носить. Это заявление”. Футуристические платья Рабана сразу стали культовыми и сыграли сразу в нескольких картинах конца 1960-х.

Paco Rabanne, 1965 и 1967; Брижит Бардо в Paco Rabanne

И неудивительно, ведь они выразили главные темы 1960-х:  1) освоение космоса, 2) вторая волна феминизма (“освобождение женщины”) и сексуальная революция. Придуманные им платья, органично соединив эти темы, создали образ женщины 60-х – смелой, сильной и свободной.

“Броня [женщине — прим. мои] была практически необходима”, — говорит в интервью Рабан. Он также отмечает влияние популярной в то время индийской философии и мифологии, в частности мифа о Железном веке (Кали Юга), который можно было соотнести с современным временем. “Все тогда было из металла: машины, небоскребы, медицина… даже художники забросили традиционные материалы и работали с металлом. Весь мир был Кали Юга. Так что я одел женщину в металл. Это было ответом на требование эпохи, — вспоминает кутюрье и добавляет. — Мода всегда оказывается пророческой. Когда юбки удлиняются, экономика в упадке и наоборот. Когда женщины выпрямляют волосы, политика стабильна, а когда завивают — нестабильна. Просто смотрите и слушайте и все сразу станет ясно. Квадратные формы означают войну”.

Полли Меллен, редактор моды Harper’s Bazaar и Vogue так описывает свои впечатления от коллекций Рабана: “В первый раз, когда я пришла на одно из его шоу, я, помню, сказала: что здесь происходит? Я не верю. Это так красиво и так необычно. Платье гладиатора, кольчуга, воин, новая мужественность.  Сами по себе эти платья были довольно тяжелыми, но если вы их примерите – а я это делала – то они гармонично распределяются по телу,  очень красиво, с инженерной точки зрения. Он умел работать с металлом на женском теле, учитывая женские формы. А звук, который эти платья производили… я была впечатлена”.

Французская певица и актриса Франсуаза Арди, икона стиля 1960-х, была лицом дома Paco Rabanne. Именно она в 1968 году на первой международной бриллиантовой выставке представила мини-платье Paco Rabanne из золотых пластин, инкрустированных бриллиантами, за 10,4 млн долларов.

Франсуаза Арди и Пако Рабан from erik doorme on Vimeo.

Искатели приключений/ Les aventuriers (1967)

Уже через год после дебютного показа испанского дизайнера наряд Paco Rabanne засветился в картине “Искатели приключений” Робера Энрико. Причем выбор необычного платья из металлических пластин был абсолютно оправдан сюжетно. Летиция (Джоанна Шимкус) — художница, создающая арт-объекты из металлолома, надевает его на открытие своей выставки, так что она одновременно и сильно выделяется на общем фоне и своим обликом близка своим творениям. При этом она еще и обижена на своих друзей Ролана и Маню (Лино Вентура и Ален Делон), и это платье как щит отделяет ее от них. Неудивительно, что увидев ее такую, они не решаются к ней подойти. Образ героини в металлическом платье дополняют такие же серьги ромбовидной формы. Летиция, кстати, настоящее воплощение девушки Paco Rabanne: свободолюбивая, самодостаточная, смелая, искренняя и живая.

Джоанна Шимкус в “Искателях приключений”

Двое в пути/Two for the road (1967)

В том же году вышел фильм Стенли Донена “Двое в пути”, в котором героиня Одри Хепберн демонстрирует все хиты 1960-х: одежду из синтетических материалов (брюки из ПВХ Michele Rosier), психоделические платья A-силуэта (Ken Scott), мини и яркие принты (Mary Quant), футуристические очки (Andre Courreges), ну и конечно платья Paco Rabanne. Зеркальные диски из акрила соединены тонкими металлическими кольцами — это переработанное Рабаном платье из коллекции the Unwearables, как и в “Искателях приключений”, его дополняют серьги. Джоанна Уоллес, в исполнении Одри, будучи женой востребованного архитектора Марка (Альберт Финни) может позволить себе все дизайнерские новинки. Успех мужа преображает гардероб Джоанны (на момент их знакомства она скромная студентка), чего не скажешь об их браке.

На вечеринке, на которую она отправляется в блестящем в прямом смысле платье Paco Rabanne,  героиня выглядит как сияющая далекая звезда на совершенно невыразительном небосклоне (по сравнению с ней остальные женщины даже в ярких платьях выглядят невыразительно, особенно заметен контраст, когда Дэвид, к которому ревнует муж , знакомит Джоанну и Марка со своей невестой). Это финальный эпизоди герои опять готовы разойтись, и серебристое, “металлическое” платье подчеркивает холод и разлад в их отношениях. Впрочем, платье-кольчуга не делает Одри по-настоящему жесткой, агрессивной или закрытой. Несмотря на “модные прикиды”, ее героиня все такая же милая, любящая и нежная девушка 1950-х, каких Хепберн играла прежде. Характерный момент: когда Марк спрашивает жену, чтобы она делала, если бы его не было, то Джоанна отвечает: «Вышла бы замуж за Дэвида. Ты сам знаешь». То есть она, как и киногероини 40-х и 50-х, даже самые независимые и самодостаточные, считали смыслом своей жизни брак.

Одри Хепберн в наряде Paco Rabanne в фильме “Двое в пути”

“Казино Рояль” / Casino Royale (1967)

И все тот же 1967 год, и бог любит троицу. Наряды Paco Rabanne сыграли в одном из эпизодов пародии на бондиану “Казино Рояль”, фильма над которым работали 5 режиссеров и 11 сценаристов (что, честно говоря, очень заметно). Неудивительно, что в картине аж 6 Джеймсов Бондов, три из которых — женщины (феминистки одобряют!). И опять выбор платьев Rabanne был абсолютно логичен. В его платья-кольчуги одеты девушки-телохранители главного злодея. Кстати, эта картина номинировалась на премию BAFTA  в категории “Лучшие британские костюмы (цветной фильм) — 1968”

Пако Рабан и Джули Харрис (Julie Harris), художником по костюмам картины; кадры из фильма “Казино Рояль”

Барбарелла /Barbarella (1968)

В 1968 году вышла псевдонаучно-фантастическая комедия “Барбарелла” (режиссер Роже Вадим), основанная на комиксах Жана-Клода Фореста. Фильм  в прокате кассу не собрал, но как это бывает с фантастикой, стал культовым. Художник по костюмам картины Жак Фонтере (Jacques Fonteray) отчасти отталкивался от образа Барбареллы из комикса, но в использовании нетрадиционных, в том числе синтетических материалов для униформ героини Джейн Фонды (поливинилхлорид, плексиглаз, кольчуга) он оказался удивительно близок испанскому кутюрье. Сам Пако Рабан приложил руку к созданию одного из нарядов Барбареллы — зеленому леотарду из кожи со змеиным принтом и пластин из пластика. Конечно, Барбарелла далека от идеалов феминизма, как само кино от научной фантастики, но, если подумать, героиня Джейн Фонды — абсолютно независимая, самодостаточная и равноправная женщина (недаром Президент называет ее лучшей среди астронавигаторов), она о браке со своими любовниками и не мечтает (но думается, что о такой женщине мечтали мужчины 1960-х и в первую очередь режиссер картины, Роже Вадим, в это время муж Джейн Фонды).
Образ главной героини — самой сексапильной из астронавигаторов в истории кинематографа — до сих пор служит источником вдохновения в искусстве, моде и просто банальном косплее на Хэллоуин.

Джейн Фонда в зеленом леотарде и сапожках — женская версия Питер Пена для повзрослевших мальчиков, которые до сих пор верят в сказки

 
Брижит Бардо Contact! Костюм Paco Rabanne

Другие картины с участием Пако Рабана:
Jeux de société (1986)
Serenity  (1970)
Vinyl (1970)
Boom Boom 1990 (гардероб Bernadette Lafont)
Bathroom (1970)

Оцените