FavoriteLoadingДобавить в Избранное

О фильме «Безумный Пьеро» (Pierrot le fou,1965 г.) Жана-Люка Годара можно сказать многое и не сказать ничего. Сюжетно картина – предшественник жанра «роад муви», структурно – постмодернистский слоеный пирог, построенный на аллюзиях и реминисценциях с живописью, литературой и музыкой; это социально-философско-политическое кино, круто замешанное на экшене, одинаково использующее искусство и массовую культуру. Фамилия главной героини (в роли Марианны Ренуар Анна Карина) отсылает к живописи, и картины Огюста Ренуара использованы в фильме; а имя главного героя (Фердинанда Гриффона, Пьеро играет Жан-Поль Бельмондо) – к французскому писателю (Луи-Фердинанд Селин), которого цитирует персонаж. Но несмотря на всю сложность этого фильма, он, прежде всего, очень красив: выстроенными кадрами, прекрасными натурными съемками у берега моря, цветовой насыщенностью.

Цветовой символизм в фильме имеет огромное значение. Превалируют яркие, чистые, так называемые основные цвета: красный и синий, разбавленные белым, желтым, зеленым. Совсем немного розового и голубого. На поверхности лежит сравнение героини, которую символически зовут Марианна, с Францией в целом, это подчеркивают и цвета (французский триколор: белый, синий, красный). В одной из сцен она даже сидит рядом с французским флагом. Кроме того, по сюжету Марианна и Фердинанд двигаются с севера страны на самый юг: от Парижа до Средиземного моря. Предательство Марианны в этом политическом контексте связывается исследователями с позицией Франции по поводу войны США во Вьетнаме (этому посвящен и один из эпизодов фильма). Но не будем утомлять вас этими подробностями, а перейдем к костюмам (художник по костюмам картины — Джитт Магрини), тем более что сейчас они выглядят удивительно современно и актуально.

В первом эпизоде Марианна выдает себя за студентку и одета соответствующе: в темно-синий жакет с огромным орлом на груди и скромную полосатую юбку в складку. Затем она меняет наряд – на нежное розовое платье с кружевными оборками в наивно-романтическом стиле и укороченный голубой кардиган, у нее сумочка в виде собачки. Она одета, как девочка, что совершенно не сочетается с винтовкой у нее в руках. Кстати, в чуть более темном розовом и тоже с оборками мы видим и жену главного героя. Еще раз похожий, розовый наряд, правда, как пародия, появится в эпизоде с ливанской принцессой в бегах, которая сходит с яхты в карикатурном ярко-розовом платье с розами.

В бегах гардероб Марианны меняется на более удобный для их образа жизни в стиле Бонни и Клайд: сине-красные клетчатые брюки с паркой и бейсболкой в стиле милитари, которая «намекает» на ее опасную натуру и связи с контрабандой оружия.

http://images.vfl.ru/ii/1526451697/7077b586/21761998.jpg

После кражи машины Марианна переодевается в трикотажное красно-белое полосатое платье, напоминающее тельняшку. Оно идеально вписывается в последующие эпизоды мирной жизни у моря а-ля Робинзон и Пятница. В красном облегающем платье с белыми оборками и нежным розовым цветком Марианна вновь кажется романтичной героиней и вновь обманет эти ожидания.

В следующий раз она появится в жизни Фердинанда одетой в белую футболку, голубые обтягивающие чиносы и красный кардиган. Капитанская фуражка недвусмысленно говорит о ее власти над героем, о том, что она «ведет» в этих отношениях. Два последних наряда героини – красно-белый полосатый ультрамини-комбинезон и – тельняшка с красной юбкой опять же повторяют ключевую цветовую гамму фильма. Стиль героини – одновременно удобный, простой, немного девический (но не женственный, никаких цветочных принтов), повседневный.

Собственно, гардероб героини отвечает годаровскому архетипу «женщины-ребенка», который характерен для его кино «новой волны», неслучайно он и не снимал актрис старше 25 лет. В отличие от голливудских гламурных чувственных див, годаровские героини не носят гламурных платьев. Они всегда одеты просто, буднично, никаких модных или сексуальных, провокационных нарядов.
В контексте годаровского архетипа «женщина-ребенка» неслучайно Фердинанд упрекает Марианну в том, что с ней невозможно разговаривать, у нее одни эмоции, то есть Марианна не способна к умственной деятельности и попросту ничем не интересуется. В то время как на острове Фердинанд читает и пишет, Марианна только покупает и готовит, занимается бытовыми вопросами. Неудивительно, что Пятнице-Марианне быстро приедается и «идиллия» и Робинзон-Фердинанд.

— Почему ты грустна?
— Ты говоришь со мной словами. Я же отвечаю тебе чувствами.
— Так у нас ничего не получится. Ты всегда отвечаешь мне чувствами.

Фердинанд «Пьеро» Гриффон также меняет несколько нарядов за фильм. Сначала он одет в скучный серый костюм, а его натуру, желающую вырваться из благополучного, но бессмысленного существования, выдает только алый галстук. Затем он меняет свою белую рубашку на полосатую, попугайского раскраса, при этом и его жизнь окрасилась всеми цветами радуги – он счастлив одинокой жизнью с любимой и написанием романа. Затем мы видим его в монохромной одежде (голубом, темно-синей футболке, сером костюме), а в конце он в ярко-алой рубашке.

Agnes B. выпустила в коллекции осень 2007 года несколько ансамблей, навеянных этим фильмом:

Материалы по теме:
О живописи в Безумном Пьеро можно почитать здесь.

Оцените