Человек в пончо: вооружен и очень опасен / «За пригоршню долларов» (1964), «Назад в будущее III» (1990)
Как нередко бывает с низкобюджетными фильмами, которые выстрелили неожиданно для своих создателей, «За пригоршню долларов» (1964) Серджо Леоне оброс мифами и легендами, в том числе о костюме главного героя.
«За пригоршню долларов»
Клинт Иствуд утверждал, что сам придумал образ своего персонажа — «Героя без имени». Дескать, приехал в Рим с готовым костюмом в чемодане: синие джинсы купил в спортивном магазине на Голливудском бульваре, шляпу взял в костюмном ателье в Санта-Монике, сигары — из магазина в Беверли-Хиллз. А кольт, пояс с кобурой и сапоги со шпорами он забрал с предыдущего своего проекта — сериала «Сыромятная плеть», в котором снимался около 5 лет. Он же привез и жилет из овчины. Все сам, все сам.
Ремень под кобуру с узором, «Хороший, плохой, злой»
Между тем, Карло Сими, художник по костюмам фильма, нарисовал эскиз Незнакомца за месяцы до того, как Иствуд прилетел в Рим на съемки. Кроме узнаваемого пончо (на самом деле эта накидка называется серапе), шляпы и седельной сумки на эскизе нельзя не заметить щетину и сигару, которые будто приросли к Иствуду в его вестернах.
Эскиз Карло Сими (Источник — страница в Facebook, посвященная К.Сими)
«Если честно, этот костюм появился из оригинального сценария, — объяснял Сими в интервью в книге Once upon a time in Italy. — Что кажется полетом фантазии, было на самом деле обосновано сюжетно. Персонаж пересекал Рио Гранде и приезжал в северную Мексику. Он был одет как дезертир из армии Конфедерации. Затем он выкидывает часть своей униформы и, обнаружив спящего мексиканца или
что-то подобное, крадет его пончо. Таким образом, он наполовину одет как солдат, наполовину в пончо. Этот эпизод был вырезан, поэтому костюм выглядел просто придуманным».
«За пригоршню долларов»
«За пригоршню долларов»
«За пригоршню долларов»
«За пригоршню долларов»
«За пригоршню долларов»
«За пригоршню долларов»
«Хороший, плохой, злой»
У Клинта Иствуда два выражения лица: с шляпой и без шляпы.
Серджо Леоне
«Хороший, плохой, злой»
По словам актера, костюм был в единственном экземпляре, и каждый вечер он уносил его в отель. В нем же он снялся в фильме «На несколько долларов больше» (1965) и в «Хороший, плохой, злой» (1966). В последнем, кстати, «объясняется», как пончо появилось в гардеробе Незнакомца. Блондинчик укрыл своим пальто умирающего солдата, дал ему затянуться перед смертью и взамен забрал его пончо.
«Хороший, плохой, злой»
«Хороший, плохой, злой»
Карло Сими, для которого «За пригоршню долларов» был одним из первых фильмов в карьере, затем поработал над немалым числом спагетти-вестернов (не только над костюмами, но и над декорациями и как художник-постановщик), в том числе над «Джанго» (1966) и «Однажды на Диком Западе» (1968). Он также снялся как актер в фильме «На несколько долларов больше» в роли менеджера банка.
Карло Сими в фильме «На несколько долларов больше»
В интервью Сими рассказывает: «Я помню в начале, после того как он [Леоне] сказал мне, чтобы я также делал костюмы, я сказал, что будет хорошая идея отфактурить шляпы, заставив этим буквально „чувствовать“ пот. Он был очарован. „Не могу не согласиться, это то, что я люблю — заставить аудиторию прочувствовать достоверность действия: пустыня, ветер, пыль“. Это был тогда, когда между нами начался настоящий диалог — встреча двух умов. Я ненавидел все ложное, неаутентичное, и он тоже. Мы хотели знать, почему все выглядит именно так, как выглядели. И для этого нам нужны были книги: книги о западной одежде, улицах, зданиях в Америке. Все они где-то есть в фильмах. Они не были изобретены. Когда дело касалось исследований, Серджио становился безжалостным: он не принял бы никаких оправданий!»
«За пригоршню долларов»
«За пригоршню долларов»
«За пригоршню долларов»
«За пригоршню долларов»
Потертость, грязь, изношенность, пятна — все работает на создание достоверного мира Дикого Запада. Для сравнения, в «Сыромятной плети» невозможно положительный герой Клинта Иствуда чисто выбрит, носит белые рубашки и шляпу.
Образ Человека без имени, безусловно, повлиял на последующих героев Иствуда. К примеру, в фильме «Два мула для сестры Сары» (1969) Дона Сигела Хоган (Клинт Иствуд) в одной из сцен надевает пончо, а на протяжении всего фильма не снимает шляпы и не вынимает черуты изо рта.
«Два мула для сестры Сары»
«Два мула для сестры Сары»
Впрочем, Иствуд был не единственным героем вестерна в пончо. Марлон Брандо в «Одноглазых валетах» (1961) и «Аппалузе» (1966) надевает мексиканский тотал-лук, включая пончо.
«Одноглазые валеты»
«Одноглазые валеты»
Марлон Брандо в фильме «Аппалуза»
Главным «косплейщиком» Незнакомца долларовой трилогии можно назвать Марти МакФлая (Майкл Дж. Фокс) в «Назад в будущее III» (режиссер Роберт Земекис, художник по костюмам Джоанна Джонстон).
Марти отправляется в 1885 год в костюме, который принес ему Док (Кристофер Ллойд).
«Клинт Иствуд никогда такое не носил», — справедливо замечает Марти, примерив этот наряд. Розово-голубая рубашка с бахромой, бордовые брюки, красные сапоги — кажется, Док, сам одевающийся весьма эксцентрично, купил эти вещи в магазине для тематических вечеринок. И выбрал его за рисунок модели атома Резерфорда на кокетке рубашки.
«На самом деле, — объяснял Земекис, — „Назад в будущее 3“ — это не вестерн. Это фильм о путешествиях во времени. Мы взяли парнишку из 1980-х, чье знания о Западе основаны на том, что он видел по телевизору в фильмах Клинта Иствуда, и фактически переносим его в 1880-е, что приносит совершенно новое измерение в жанр».
Да, Марти упоминает Иствуда, одевшись в наряд от Дока в 1955-м (обратите внимание, что рядом висят 2 афиши с первыми фильмами актера). Затем он берет его имя в 1885-м (между прочим, для этого потребовалось разрешение самого актера) и выбирает себе новый наряд в стиле одного из героев Иствуда. Это коричневое пончо с геометрическим принтом, рубашка в тонкую полоску, галстук-косынка и коричневая шляпа.
Кроме того, в «Назад в будущее 3» есть несколько аллюзий на «долларовую трилогию». Док стреляет в веревку и освобождает Марти от повешения так же, как Блондинчик (Иствуд) делал с Туко, персонажем Илая Уоллока в «Хороший, плохой, злой».
Марти также скопировал Незнакомца на дуэли, когда надел под пончо печную заслонку, так же, как сделал герой Иствуда (только со стальной пластиной) в финале «За пригоршню долларов». Сам этот кусочек использован в фильме «Назад в будущее 2». Подобные «нагрудники» в реальности надевал на перестрелки Джим Миллер, наемный убийца и охотник за преступниками, благодаря чему выжил в 14 из них.
Джоанна Джонстон по пожеланию режиссера делала относительно аутентичный гардероб для обитателей Хилл Вэлли 1880-х гг. Она ориентировалась на сохранившуюся одежду периода, даже пончо-серапе Марти был воспроизведен по сохранившемуся образцу. Нижнее белье, которое носит Марти, исторически достоверно и называется лонг-джонс (Марти здесь копирует сцену из Таксиста).
В целом Джонстон использовала приглушенные цвета землистых, коричневых оттенков. Но даже холодные серо-голубые цвета смотрелись словно припыленными красной пылью Соноры.
«Я хотела, чтобы все немного сливалось в одно изображение, и только Марти и Клара были в более ярких цветах, так словно они выпрыгивали из экрана», объясняла Джонстон.
Джонстон стремилась сделать гардероб Клары (Мэри Стинберген) соответствующим периоду, модным, подчеркнуто женственным (небольшие шляпки с бантами и букетиками, изящные серьги, интересная отделка платьев). Любопытно, как цвет ее платьев гармонирует с сюжетом: бледно-фиолетовый в первых сценах (заинтересованность) сменяет нежный розовый (легкая влюбленность), изумрудно-зеленый (разрыв), ярко-фиолетовый (страсть), спокойный фиолетовый (семья). И хотя наш материал посвящен герою в пончо, не хочется упускать возможность полюбоваться и на платья Клару (тем более есть на что).
И на сладкое. В третьем сезоне «Ходячих мертвецов» Дэрил Диксон (Норман Ридус) носит пончо, правда, на самом деле это попона с дырой посередине.
Поделиться "Человек в пончо: вооружен и очень опасен / «За пригоршню долларов» (1964), «Назад в будущее III» (1990)"
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.