Четыре костюма для Попелки / «Три орешка для Золушки» (1973)
«Я загадаю вам загадку, и если вы угадаете… Первое: лицо грязное от золы, но не трубочист. Второе: шляпа с пером, лук и камзол, но не охотник. Не догадались? Третье: Платье со шлейфом, шитое серебром, но не принцесса. Жаль… Пока вы не отгадаете мою загадку — Прощайте!»
Да, это Золушка-Попелка из легендарного фильма «Три орешка для Золушки» (1973)
Картина снималась на чехословацкой киностудии Barrandov и немецкой DEFA. Фильм стал культовым в Чехии, Германии, СССР и Норвегии (когда однажды норвежское телевидение не показывало фильм на Рождество, это обсуждалось даже в парламенте). Возможно, свою роль сыграло то, что Золушка (Либуше Шафранкова) отнюдь не покорная скромница, а задорная, остроумная и смелая девушка, чем, кроме красоты, и приглянулась Принцу (Павел Травничек), которого окружали страшные и липкие девицы.
Первоначально фильм должны были снимать летом, но у немецкой киностудии освобождалось 800 человек на декабрь-январь, и режиссер Вацлав Ворличек согласился переделать сценарий под зиму, взяв за основу художественного решения картины Питера Брейгеля Старшего. А колольчики в музыкальной теме Карела Свободы добавили фильму атмосферу Рождества.
Вот только костюмы были пошиты для теплой погоды. Либуше Шафранковой, которая играла Золушку, так вообще пришлось кататься на лошади в финальных сценах в легком свадебном платье при -21!
У фильма было два художника по костюмам: чех Теодор Пиштек и немец Гюнтер Шмидт, каждый одевал актеров своей страны. Возможно, вам ни о чем не говорят их имена, но их работу вы, наверняка, видели. Пиштек был автогонщиком, но ушел в кино и живопись. Он одевал героев детского сериала «Арабелла», который стал культовым для детей 1980-х, за «Амадей» получил «Оскара», а за «Вальмона» — «Сезар» . Пиштек также придумал униформу для стражи «Пражского града». Костюмы Шмидта также могут быть вам известны по фильмам с Гойко Митичем.
Всего для фильма было создано около 80 оригинальных костюмов, для массовки использовались наряды из картины «Любви обманчивые игры» (1971), на которой ранее работал Пиштек.
Костюмы в фильме выдержаны в стилистике Ренессанса. Мужская мода в целом единообразна: шоссы (лосины, двуцветные или ярких цветов), сапожки, курточка чуть ниже бедер и плащ. Головные уборы довольны разнообразны: шапероны, шапочки-беретты, тирольские шляпы с пером. Похожие костюмы. разве что не такие «блестящие», можно увидеть, к примеру, в фильме Дзеффирелли «Ромео и Джульетта».
Женские костюмы очень разные: с талией завышенной и естественной, с пышными юбками и почти приталенного фасона, с рукавами узкими и буффированными, ложными, разрезными и цельными короткими и длинными — рукава вообще были модным фетишем у мужчин и женщин в эпоху Возрождения.
Поскольку на королевский бал съехались алчные до принцев девушки из разных стран, отсюда и такое разнообразие фасонов, все-таки европейская мода была довольно неоднородна в период Ренессанса, да и подчас менялась за одно десятилетие почти кардинально. Одно объединяет и мужчин и женщин — общая «аляпистость» и «блестючесть» цветов. Но ведь это детская сказка из 1970-х, так что это простительно.
Примечательны костюмы мачехи (Карола Браунбок) и ее дочери Доры (Дана Главачова), нелепые сочетания цветов и безвкусица нарядов подчеркивает их характер и делает особенно комичными. А уж головной убор в виде крыльев летучей мыши достоин аплодисментов своему создателю Гюнтеру Шмидту.
Да, на таком фоне платья Золушки смотрятся очень выигрышно (кстати, судя по сохранившимся костюмам талия у Попелки была 53 см). Всего у нее четыре наряда:
1. Серо-бежевое поношенное платье Замарашки, на которое для тепла она одевает меховой жилет.
2. Оливковый охотничий костюм с двуцветными лосинами и тирольской шляпкой.
3. Розово-голубое бальное платье с талией под грудью и лишь слегка расклешенное. Пояс платья и шлейф украшены рисунком райской птицы, который хорошо сочетается с серебристым узором пейсли на самом платье.
Кстати, тема с птичкой обыгрывается в фильме несколько раз, когда Принц называет Попелку желторотой трясогузкой, птенчиком, и в песне Карела Готта «Скажи мне, птичка, где живешь?» Из украшений — диадема-ободок и колье. Воздушные, полупрозрачные розовые рукава придают наряду нежности. Из утепления у Золушки был только тонкий розовый плащ с длинным остроконечным капюшоном, такие были популярны в начале XIV в. В 2014 году бальное платье было украдено с выставки, но вернулось в мае того же года в пакете. К счастью, это была копия, а не оригинальное платье, но причины кражи было бы любопытно узнать. Воров вроде бы так и не поймали. Также пишут, что оригинальное платье было изрезано вандалом, но подтверждения этой информации мы не нашли. Очень жаль, если так.
4. Финальное белое платье с серебристым узором, расшитым жемчугом поясом и прозрачными буффированными рукавами. На голове у героини — серебристая диадема, а на шее — колье с синим камнем (кстати, замечательно перекликается с синими же брошами на костюме Принца).
Вообще на украшения в фильме нельзя смотреть без улыбки ностальгии по чешским бусам советских времен.
Для фильма было изготовлено несколько пар бальных туфелек: 39 размера на низком широком каблуке, их, кстати, видно во время танца, и одна туфелька 37 размера на высоком каблуке, которую «находил» Принц.
Фото вверху: источник
Фото внизу: MF DNES
Попасть в сказку, можно не только посмотрев фильм, каждый год зимой в немецком замке Морицбург (недалеко от Дрездена), где снимали королевский дворец, проводится большая выставка, посвященная картине. В этом году она запланирована на 18 ноября 2017 — 25 февраля 2018. Так что если любите чешскую версию Золушки, планируйте визит!
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.