FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Долго мы не решались писать про экранизацию книги Джейн Остин 2005 года. Версия Джо Райта вызывала у нас вопросы, да и к поклонникам Киры Найтли мы не относимся. И все же, отбросив предубеждение, не с первой попытки, но решились написать о картине.

Это первый и очень успешный полный метр режиссера, собравший целый букет номинаций. После, вместе с Кирой Найтли, Жаклин Дюрран, художником по костюмам, и Сарой Гринвуд, художником-постановщиком, Райт снимет еще несколько хитов.

В ГиП задачей режиссера было осовременить историю: он взял актеров в возрасте своих героев, избавился от «лишних» персонажей, сделал сюжет более динамичным, а диалоги — прямолинейными. И все же в целом эту экранизацию можно назвать бережной. Костюмы в фильме вызвали немало нареканий педантов от истории, но объективно говоря, все мы видали и похуже.

Режиссер немного сдвинул время действия только потому, что ему не нравилась женская мода эпохи Регентства.

«Я считаю силуэт платьев в стиле ампир уродливым, поэтому я провел небольшое исследование. Хотя роман был опубликован в 1813 году, Джейн Остин написала свой первый набросок „Гордости и предубеждения“ под названием „Первые впечатления“ около 1797 года. Поэтому мы использовали моду более раннего периода, когда талия на платьях была ниже, подчеркивая фигуру. Когда появляется Кэролайн Бингли, она, конечно, носит ультрамодные платья ампир. А наряды миссис Беннет, наоборот, более ранние, до 1797 года, у леди Кэтрин — еще более ранние, у этих двух в гардеробе будет лучшая одежда предыдущих лет. Жаклин, работавшая с Майком Ли, пришла из британского реалистичного кинопроизводства, ориентированного на характеры и ее использование тканей и цветов для фильма было очень утонченным».

Джо Райт

Кроме того, перенос действия на более ранний период позволил Райту добавить дополнительный смысл истории:

«Английский истеблишмент наблюдал за Французской революцией и гадал, как она повлияет на них. Аристократия была напугана и решила ассимилироваться с низшими классами, посещать, как Дарси и Бингли общественные балы, сблизиться с людьми из других классов, с которыми они раньше могли нигде не встретиться. Это была новая эра для общества. Для девушек это было увлекательно, словно встретить принца Уильям на дискотеке. Внезапно брачные перспективы у многих расширились. Бингли с этим справляется неплохо, а его сестра в ужасе от одной идеи общения с этими людьми».

Джо Райт

Райт не хотел показывать «причесанный», отлакированный мир, ему хотелось добавить жизни, смеха, криков, грязи и, конечно, свиней. Не знаем как вам, но нам свиньи в экранизации романов Джейн Остин кажутся немного лишними.

Кира Найтли называет Дюрран одним из своих любимых художников по костюмов, потому что создаваемые ею костюмы рассказывают историю.

Мать семейства — миссис Беннет (Бренда Блетин), как правило, одета в распашные платья с удлиненной талией и острым шнипом и с платками фишю и канзу — это мода чуть более раннего периода, 1790-х гг.

У каждой сестрички Беннет свой характер и Жаклин Дюрран выражает его через наряд. Старшая красавица Джейн (Розамунд Пайк) всегда одета чуть лучше остальных сестер, она главный «актив» семьи — воспитанная умница и красавица. Ее одежда нежных пастельных оттенков, голубой, розовый, нежно шафрановый, с вышивкой, может быть чуточку самодельной, поскольку Беннеты — бедная и провинциальная семья. Дюрран задумала при создании образа, что Джейн сама украшает свою одежду вышивкой.

«Лидия и Китти — немного Труляля и Траляля в подростковом варианте, — рассказывает Жаклин. — Я пыталась их зеркалить. Если одна — в зеленом платье, то другая — в зеленом жакете: так чтобы между ними была визуальная ассиметрия».

И если Лидия (Джена Мэлоун) и Китти (Кэри Маллиган) часто в светло-зеленых и розовых оттенках, то зануда Мэри (Талула Райли) почти всегда в уныло-темном, да еще и в переднике, если дома.

Гардероб Лиззи (Кира Найтли), впрочем, тоже трудно назвать привлекательным. У нее коричневые, серые, синие, кофейные платья, которые, как нам кажется, немного «приглушают» красоту актрисы и вдобавок показывают зрителю, что «Лиззи — сорванец, умница, самобытная девушка, не слишком интересующаяся модой, а увлеченная природой и вещами вокруг нее» (Жаклин Дюрран). Она не пытается нравиться окружающим или найти себе мужа.

Коричневое платье Лиззи через пару лет Мишель Клэптон, художник по костюмам мини-сериала «Разум и чувства» (2008), выдала Чарити Уэйкфилд. В картине она сыграла романтичную и порывистую Марианну Дэшвуд, правда, уже «опаленную» и немного прибитую несчастной любовью и болезнью. В последнем эпизоде сериала в этом платье Марианна приходит в гости к полковнику Брендону. Этот образ, наверное, настолько приглянулся съемочной команде, что его даже использовали для промо.

Единственное исключение — это ее «муслиновое» белое платье и красивая прическа на балу в Незерфилде, когда Лиззи ждет встречи с Уикхемом, а приходится танцевать с Коллинзом и Дарси.

Еще одно белое, но уже хлопковое и в полоску платье на Лиззи во время ее встречи с Дарси в Пемберли. Динамичный полосатый принт хорошо подходит героине, а белый цвет отлично гармонирует с мраморными статуями и костюмами Гардинеров. А практичные сапоги и полосатые чулки характеризуют ее как практичную девушку, которая в турпоездке по Англии совершает долгие прогулки на природе.

Самый частый упрек к внешности Лиззи-Найтли — отсутствие шляпок на улице, она их не носит в принципе, даже когда все ее сестры в головных уборах., а также распущенные волосы.


Кира Найтли была довольна корсетами, которые она носила на съемках, поскольку они давали ощущение, что «эти девушки могли бегать по полям, ходить много миль, делать все что хотели в этой одежде», словно ты и не в корсете. В Пиратах Карибского моря, предыдущем фильме Киры, корсеты сдавливали живот так, что невозможно было дышать.

Вместе с внешним изменением характера мистера Дарси (Мэттью Макфэдиен) проходят трансформацию и его костюмы: от жестких, глухо застегнутых, до более мягких, свободно прилегающих. «Костюмы великолепны, они словно говорят вам, как двигаться, как ходить. Вы не можете сидеть в штанах, например, как я сижу сейчас [в бриджах]», ― говорит Макфэдиен.

«Если присмотреться, костюмы Дарси по ходу фильма меняются довольно радикально. В ранних сценах он одет всегда глухо застегнутый, костюм плотно прилегающий, ткани жесткие. В середине фильма он ткани его костюмов уже более мягкие и сам покрой более мягкий. К концу фильма у его костюмов уже гораздо более свободный крой, более «деревенский» стиль, сюртук и пальто не застегнуты. Его костюмы отражают изменения в его характере».
Жаклин Дюрран

Белое платье на Джорджиане Дарси (Тамзин Мерчант) — это платье Лиззи Беннет из экранизации 1995 года.

У педантичных знатоков истории костюма справедливое возмущение вызовет образ мисс Бингли (Келли Райлли). Женское платье конца 18 — начала 19 века не подразумевало голых плеч. Костюм Кэролайн не просто непристойный, он невозможный для этого периода.

Чтобы показать контраст Кэролайн и Джейн Дюрран идет вслед за старыми товарищами: выбирая яркие, насыщенные краски и шелк для богатой столичной штучки и более светлые и тусклые цвета и хлопок для провинциальной простушки (Лиззи такая лишь в глазах светского десанта).

Стоит упомянуть и старомодный (для времени действия фильма) образ Кэтрин де Бур (Джудит Денч): пышная прическа в стиле 1780-х гг, заниженная линия талия с острым шнипом, богатая отделка кружевом и оборками. Вот она — старая, уходящая аристократия, возмущенная браками со всякими неподходящими девицами.

Фильмография шляпки

И на десерт — кино приключения шляпки Джейн Беннет. Форма этой шляпки-капора кажется нам странной, хотя в головных уборах в 18 и в 19 веках царило многообразие. Единообразие было только в одном ― на приличной девушке должен быть головной убор (чем в кино любят пренебрегать).

Не успела шляпка остыть после Розамунд Пайк, как Грэниа Престон, художник по костюмам телефильма «Нортенгерское аббатство» (2006), выдала его Катрин Уокер для роли богатой и изысканной красавицы Элеонор Тилли.

Между экранизациями Джейн Остин (такое ощущение, что в 21 веке их клепали чуть ли каждый год) капор снялся в «Молодой Виктории» (2008). Причем не на второстепенных ролях или в массовке, а на головке главной героини ― королевы в исполнении Эмили Блант. Правда, Сэнди Пауэлл, художник по костюмам, исправила его форму, сделав ее более привычной.

В мини-сериале «Эмма» (2009) художник по костюмам Розалинд Эббат использовала эту уже модифицированную шляпку для создания образа назойливой и высокомерной богачки Августы Элтон (Кристина Коул).

И наконец, самая скромная роль у капора была в фильме «Джейн Остин» (2006). Шляпку видно на одной из прихожанок, которая сидит спиной к зрителю во время проповеди отца Джейн. Художник по костюмам картины ― Имер Ни Мэлдауни.

Не костюмами едиными

Очевидное преимущество этой экранизации — операторская натурная съемка. Нечто среднее между живописью конца 18-нач.19 века и готическим романом. Но, конечно, от Джейн Остин в этом нет ничего.

Оцените