FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Ася Аладжалова — коллекционер винтажной одежды и аксессуаров, создатель и руководитель театра исторического костюма «Ретрообраз». Мы встретились и поговорили с Асей о коллекционировании, истории моды, кино и заблуждениях на выставке «Путешествия как искусство» в «Музее Моды».

Как вы пришли к коллекционированию?

Около 10 лет назад я занималась фотографией. И одна моя заказчица захотела фотосессию в стиле 1920-х гг. Помню, я тогда спросила у нее: «Вы видите себя такой томной красавицей?» А она мне: «Ну что вы, нет. Студенткой рабфака». Тогда я нашла для нее это белое льняное платье с вышивкой конца 1920-начала 1930-х гг. Его продавала коллекционер пуговиц. В свое время ей понравились необычные пуговицы на платье, они сделаны из смолы. Но она так и не решилась их спороть. Кроме пуговиц мне нравится в нем отделка мережкой — в этом есть отсылка к истории вышивки. В единственном номере журнала «Ателье» 1923 года была статья Евгении Прибыльской об использовании народной вышивки в одежде. В этой статье рассказывалось, что мережкой и прочими народными швами можно пользоваться, чтоб скрыть дефекты мануфактуры: в 1920-е годы это было очень актуально. Мое платье несколько раз перешивали, я вижу это по швам.

Тогда в 2008 году я нашла его очень легко, стоил недорого, за 5-6 тысяч рублей можно было легко купить интересное платье: так, я купила в тот год два нарядных платья середины 1950-х гг, под корсет, из дорогих тканей, силуэта New Look, из Америки. Каждое стоило по 5 тысяч всего. И одновременно я выиграла аукцион на советские платья тех же лет, из Ульяновска. Два по 300 рублей, одно за 500. А это, белое, с мережкой, я купила тысячи за 3.

Сейчас ситуация с винтажом другая. Вещи стали стоить дороже, а многое, увы, просто сгнило на чердаках, в сундуках.
После этого ко мне стали приходить еще заказы на ретрофотосессии. Так у меня собралась коллекция винтажных и стилизованных новых платьев. Тогда передо мной встал вопрос развиваться в фотографии или заниматься коллекционированием и историей моды.

   

Слева направо: 1) белое льняное платье конца 20- начала 30-х, первое платье в коллекции Аси, 2) шелковое платье 1920-х гг., США, 3) купальник из шерсти, аналогичные модели носили в 1920-ые.

Как получилось, что вы стали проводить показы своей коллекции?

Первое дефиле состоялось 27 сентября 2009. Произошло это спонтанно. Юлия Мезенцева, координатор общественного движения «Архнадзор» (а ныне мой непосредственный начальник по работе; мы с ней работаем в историко-краеведческом проекте «Москва, которой нет») узнала, что у меня начала собираться коллекция винтажных платьев и попросила как-то разнообразить градозащитный праздник на Страстном бульваре. Платьев всего было 10-12, опыта комментирования нарядов у меня не было, технике исторического макияжа и ретропричесок я тогда не училась. В общем, новичкам везет, как говорится. Был конец сентября, прохладно, нам ребята поставили палатку для переодеваний, мне дали в руки микрофон (впервые в жизни), приехало телевидение даже, подсняли проходку девочек в платьях. Было дефиле, и люди толпились вокруг дорожки, по которой ходили модели. В  я сказала тогда, что иногда винтажные платья прочнее старых стен: платья бережно хранятся в наших шкафах в память о наших бабушках — так почему же нельзя в тех же целях сохранять историческую Москву?! Таким образом, родители моего Ретрообраза — граждане идейные, борцы за уходящую натуру: Архнадзор и МКН. До сих пор Ретрообраз иногда принимает участие в градозащитных праздниках и даже акциях. Так, в 2011 году стилизованные девушки раздавали листовки против сноса флигеля в Калашном переулке. Люди так засматривались, что листовки расходились со скоростью пирожков. Потом мы участвовали в представлении Красной Книги Архнадзора, летом 2016 года. Да и сейчас я стараюсь предлагать свою помощь — причем не только градозащитникам, но и благотворительным фондам.

Слева направо: 1) фото с первого показа «Ретрообраза», 2) фото с одного из показов: шелковое клетчатое платье 1920-х гг., бордовое шерстяное платье 1940-х, шелковый костюм, платье с болеро, 1930-ые. Фото Маргарита Амилиевская

Какие периоды вам интересны больше всего?

Я начинала как специалист по 1920-м, и мне они ближе всего. Я человек 20-х. Увы, нельзя коллекционировать 20-ые и показывать их на живых людях. Сейчас после дефиле я буду восстанавливать платье, которое сегодня мы показывали.
Конечно, проще коллекционировать и показывать 1960-ые, эти платья в лучшем состоянии. Но это работа неблагодарная. 1960-е висят у многих в шкафах: кто-то мечтает их выкинуть, кто-то специально накупил, чтоб на танцы и выставки надевать, но так или иначе, этим нельзя удивить. Удивить можно более старыми платьями — а у них ткань ветхая, так что золотой середины тут нет. Просто обычно мы показываем пять старых платьев и 7-10 поновее. И тогда работы по восстановлению меньше.

Как вы пополняете коллекцию? Случайно или «охотитесь» за определенными периодами/стилями?

Пока я сказала себе «стоп» и стараюсь больше не пополнять коллекцию. Сейчас у меня порядка 200 экземпляров. Мне важнее понять, как они комбинируются. Важнее собрать гармоничный комплект: модель, платье, жакет, сумочка, шляпка. К примеру, это восточно-германское бежевое платье 1940-х гг с ориентальным цветочным принтом я комбинирую с розовым японским зонтиком и сумочкой. Правда, недавно я встретила черное платье 1940-х с пышной юбкой этой же фабрики, не смогла удержаться и купила его.

Слева направо: 1) два восточно-германских платья 1940-х гг., вязаные шляпки работы Аси Аладжаловой по схемам 1940-х гг. 2) платье в стиле new look, 1950-ые, США. 

А вообще я горе-коллекционер: покупаю по любви, а не по расчету. Однажды я выкупила на аукционе платье, а мне продавец привезла не то. Я позвонила ей и стала объяснять, что у меня по сценарию девочка должна быть ну совсем не в этом. Назначили новую встречу с целью обмена. Но я ночью подумала, что то, которое привезли по ошибке — ну такое оно несчастное, никто его не полюбит, и вообще. Так я его и оставила — доплатив за исходное. Продавец, думаю, сочла меня сумасшедшей. А спустя много лет, весной 2016 года мы монтировали выставку в Музее парка Сокольники, и директор музея объявила то, ошибочное, платье своим фаворитом! Она всё сделала, чтоб платье висело лучше всех, чтоб вокруг было довольно аксессуаров — на фото, конечно, платье попало раз сто. Это ли не счастье?

К некоторым платьям у меня пока нет подходящих аксессуаров. Или я о них просто не помню. Для этого показа в Музее Моды я неожиданно для себя нашла на своем складе сумочку из соломки со стразами. Купила ее, наверное, лет 8-10 назад и забыла.

Влияет ли кино/сериалы на спрос на винтажную одежду или одежду в  стиле? На Западе сериалы «Аббатство Даунтон» или «Безумцы» породили колоссальную моду на эдвардианскую моду, 1920-ые и 1960-ые соответственно.

Да, безусловно. Например, после «Стиляг» (2008) Валерия Тодоровского был колоссальный спрос на этот период, он сохраняется до сих пор. Более того, этот фильм повлиял на то, как теперь воспринимается советские 1950-ые. В фильме стиляги ходят в ярких, броских одеждах, а правильные советские граждане — все в сером. И многие люди, даже заставшие тот период, теперь утверждают, что они все ходили в сером. Моя бабушка, например, на голубом глазу так говорит. Я как-то нашла ее вещи того времени, очень яркие, разноцветные и спросила у нее: «А это как же?»

Белое платье с цветочным принтом сшито по эскизу из журнала «Работница», 1957 г., из собрания Аси Аладжаловой. Выставка «Путешествие как искусство» в Музее Моды.

Вообще, есть масса заблуждений в том, что касается моды. Например, ко мне приходили девушки, которые наотрез отказывались сниматься в стилистике 1960-х, так как из-за черно-белых семейных фотографий тех лет считали этот период скучным. А это совсем не скучно: Твигги, Битлз, Мэри Куант, Одри Хэпберн! Просто почему-то ассоциация со стандартной фотографией двоюродной бабушки на палубе круизного лайнера посреди Волги приходит на ум первой. А это да, порой скучновато. Впрочем, смотря кем была ваша бабушка…

Изумрудное платье сшито по эскизу из журнала «Работница», 1957 г., из собрания Аси Аладжаловой. Выставка «Путешествие как искусство» в Музее Моды.

На вас саму влияли какие-то фильмы с точки зрения костюма? Хотелось найти/купить что-то подобное?

Из фильмов, я фанатка Одри Хэпберн. У меня довольно платьев — конечно, не Живанши, но похожих — в которых можно было бы устроить стилизованное под кинообразы Одри дефиле. Но сама я просто балдею от ее самого первого наряда в «Забавной мордашке». По жизни я примерно так и одеваюсь. Такая нарочитая небрежность, которая, если приглядеться, подобрана до мелочей.

Вы сами носите в повседневной жизни винтажные вещи?

Нет, в повседневной жизни я ношу винтаж нечасто. Во-первых, даже платья 60-х иногда не выдерживают частой эксплуатации в офисе, а, во-вторых, винтаж добавляет особый смысл. Но если по основной работе мне надо провести презентацию чего-то, связанного с ретро, я одеваюсь в вещи той эпохи. Но опять же, не полностью, чтоб не вводить зрителей в недоумение. Иногда хватает шляпки и сумочки — а платье может быть современным, но подходящего силуэта. А вот если надо поехать на переговоры к людям, которые про ретро ничего не слышали, зато айфоны покупают только самые новые, — то тут, чтоб поразить их, винтаж подходит. Причем дорогой, отреставрированный и хорошо посаженный по фигуре. У меня специально для этих целей есть наряды. И в таких случаях я всегда выбираю современные аксессуары, чтоб кожа сумки или туфель не была потрескавшейся.

Абрикосовое платье, 1940-ые, из коллекции Аси Аладжаловой. Выставка «Путешествие как искусство» в Музее Моды 

Сейчас есть немало блогеров, фишкой которых стал стиль ретро. Вы за такими следите?

Да, мне нравится @meganvirtanen из Санкт-Петербурга. Могу порекомендовать @rougeyourknees, @hepburnism, @lizandmarylin, @wardrobe_experience. А вообще я подписалась на тэги #retrohair, #1940s, #1930s и так далее. Таким образом, мне Инстаграм показывает не все записи конкретного пользователя, а избранные. Очень мне нравятся скандинавские ретрокрасавицы: @idacath или вот команда дизайнеров, создающих новые вещи в ретростилистике — @emmydesignsweden. @amysvintageknits ведет блог, посвященный вязанию по ретрокартинкам и старым схемам.

Ася, спасибо большое за интервью!

Семейная фотосессия в стиле ретро

Фото превью материала: Дарья Моргунова

Оцените