FavoriteLoadingДобавить в Избранное

 Это судьба. Но вы можете называть ее Италией, если хотите, викарий.
Джордж Эмерсон «Комната с видом»

 

Они встретились во Флоренции и полюбили друг друга. Казалось бы, нет ничего банальнее, но британский писатель Эдвард Морган Форстер, а вслед за ним режиссёр Джеймс Айвори и продюсер Исмаил Мёрчант смогли выжать из этого настоящий шедевр. Точнее два шедевра.

«Комната с видом» — отличный пример работы с литературным источником: начиная со сценария (Рут Правер Джабхала), подбора актеров (Беллатриса Лестрейндж вместе с Минервой МакГонагалл отправляется во Фло, где встречает М. и Маркуса Броуди, влюбляется в Чернокнижника, но решает выйти замуж за Авраама Линкольна) и кончая костюмами, над которыми работали Дженни Биван и Джон Брайт, владелец одного из крупнейших ателье костюмов Cosprop (вместе они работали над несколькими фильмами Мёрчант-Айвори).

Корсет всему голова

Роман Форстера «Комната с видом на Арно» был написан в 1908 году, но начал он его ещё в 1901. Костюмы в фильме полностью отвечают моде эпохи модерн, самому началу XX века, в Англии этот период носит имя короля Эдуарда VII (эдвардианский период — 1900-1910/1914).

Так называемый S-образный женский силуэт формировали: высокая взбитая прическа/шляпка, пышная грудь («голубиная грудка»), невероятно узкая талия и юбка, облегающая бедра, плавно расходящаяся книзу с небольшим треном сзади. Правильный изгиб тела формировал корсет. Обязательные аксессуары – перчатки и зонтик. Все дневные платья – наглухо закрытые, декольте позволялось только в вечерних нарядах.

Высшее лондонское общество уютным вечером за Шопеном

«Бюджет этой картины был маленьким, но не невозможным, и Джон Брайт без всяких вопросов субсидировал наши костюмы в своем ателье Cosprop», — рассказывает Дженни Биван. Собственно, все костюмы были из Cosprop, среди них — даже оригинальные костюмы периода. Мэгги Смит, к примеру, пришлось постараться, чтобы влезть в невероятно узкую юбку начала века. Некоторые костюмы были «посажены» под фигуры актеров, другие были заново сшиты по образцу исторических нарядов из коллекции Брайта, третьи – декорированы кружевами и вышивкой. Биван говорит, что сама не придумывала костюмы: «Мне не интересен дизайн. Мой талант в том, чтобы приспособить старую одежду и правильно посадить ее на актера. И здесь всё дело в корсете».

50-летняя Мэгги Смит, ее талия и правильный эдвардианский силуэт

«Когда актриса носит правильный корсет, он помогает ей и сидеть и ходить, как нужно. Некоторым актрисам настолько нравится, что они даже не хотят его снимать», говорит Биван. Кстати, Хелена Бонэм-Картер, которая начинала свою карьеру как романтическая героиня костюмных драм, в шутку называла себя «корсетным секс символом»

«Помню, мы с Джеймсом Айвори перебирали вешалки с историческими костюмами, или же я готовила ему образцы на манекенах на одобрение. Мы много обсуждали цветовую гамму. По замыслу Джеймса, сцены, снятые в Италии, должны были быть почти черно-белыми, и на мой взгляд, это было правильно – мы взяли за образец исторические фото того периода, черно-белые или сделанные в сепии».
Дженни Биван

Цветовая гамма костюмов в фильме ограничена белым, черным и пастельными оттенками, с некоторыми вкраплениями красного.

Айвори даже принес никогда не бывавшим во Флоренции Брайту и Биван старые фотографии братьев Алинари, в которых, как им показалось, было что-то «оперное». И это вдохновило художников по костюмам на разделение: пышущих здоровьем итальянцев одели в черно-белую гамму, а бледных англичан в бежевую, безвкусную одежду. Это «оперное» решение совпало и с главной музыкальной темой – оперой Пуччини «Джанни Скикки» (что, кстати, анахронизм, так как опера датируется 1918 годом).

Итальянцев — в чёрное

Бежевое — для англичан

А это уже английский пикник в Англии — 50 оттенков бежевого

Герои и их костюмы

Главная героиня – Люси Ханичёрч в исполнении Бонэм-Картер – нежная, порывистая, но крайне забитая пуританскими викторианскими нормами девушка. Полфильма она смотрит исподлобья, капризно надув губки. И только в конце мы видим её действительно счастливую, открытую улыбку.

Собака-подозревака в исполнении Хелены Бонэм-Картер

В свою первую одиночную вылазку она отправляется в скромном голубом платье. Это цвет её невинности и чистоты, которую она метафорически потеряет, оказавшись один на один с первой в своей жизни трагедией.

«Юная англичанка, которую преобразила Италия. Отчего бы ей не преобразиться? С готтами так и было».
Элеонор Лавиш о Люси Ханичёрч

Сравните две запараллельные пары — Люси и Джордж (Джулиан Сэндз), Фаэтон и его Персефона, — обе разлучённые ханжеской британской моралью:

Блондин и брюнетка, тёплое (бежевый) и холодное (голубой)

Блондинка и брюнет, белое и чёрное.

На пикник Люси надевает белоснежное платье с кружевами. Оно очень нежное, воздушное и особенно подчеркивает юность героини на фоне более строгих нарядов мисс Лавиш (Джуди Денч) и Шарлотты Бартлет (Мегги Смит). Как и положено, к платью полагаются шляпка, зонтик, кружевные перчатки.

Маленькая шляпная булавка с жемчужиной. Дьявол в деталях.

Это же платье в английском пейзаже

Фото платья с BFI.org

Достойна упоминания и белая кружевная блуза. И грива Хелены (Аплодисменты работе парикмахера — Кэрол Хэмминг!)

В Англии мы видим мисс Ханичёрч в нежных платьях бежевого, сиреневого, сливочного оттенков. Выделяется лишь красный костюм со смешной треуголкой. С одной стороны, дань книге, в которой он упоминается, с другой – забавное совпадение: Люси в этом наряде поднимает книгу Лавиш в бордовой обложке, и в следующем эпизоде эта книга сыграет очень важную роль в ее судьбе.

Мать (Розмари Лич) и дочь. Кажется, дочь уже позабыла своё итальянское приключение и вновь правильная английская девушка

Вечерний выход в доме Вайсов. Прическа в стиле девушек Гибсона!

«Любящий» взгляд на жениха. Беги, Люси, беги. Ах да, маленькая брошь и серьги очень хороши!

Жених — Сесил Вайс — Дэниэл Дэй-Льюис.

Многослойная кружевная блуза — настоящий шедевр!

Свет и тени

 
Фото костюмов из блога

«Безвкусное», по книге, вишневое платье

Расторгнув помолвку с Сесилом Вайсом, оттолкнув Джорджа и соврав всей родне, она становится раздражительной, мать даже сравнивает ее с раздражающе-ноющей занудой Шарлоттой, что Биван мастерски отражает в костюме. Посмотрите, как она вписывается в окружение старых дев-сестер Алан и как не похожа на саму себя в начале фильма.

Сестры Алан в пансионе Бертолини — сентиментальные старые девы

У Шарлотты Бартлетт – костюмы строгих жестких линий, более плотных тканей, хоть и не лишены очарования (как и сама Шарлотта, обжегшись, не растеряла чувств).

Ох уж эта шляпная булавка! Острые воротнички, мужской галстук и костюм: пиджак и юбка. Строгая и жесткая дуэнья Шарлотта

Платье с необычной вышивкой. А Шарлотта не лишена оригинальности.

Весёлая парочка Мэгги Смит и Джуди Денч. В следующий раз они поедут во Флоренцию сниматься в фильме «Чай с Муссолини» (1999), вообще у них немало совместных фильмов, да и в жизни они подруги.

Элеонор Лавиш – выделена темными скромными нарядами, которыми она сближает себя с итальянцами, а не «глупыми» англичанами.

Прогулки по Флоренции

В фильме можно увидеть прекрасные виды Флоренции: Пьяцца делла Сантиссима Аннунциата и статуя Фердинанда Медичи, базилика Санта Кроче, Площадь Синьории и виды Арно. В роли пансиона Бертолини выступил отель Degli Orafi (в нем, кстати, можно и сейчас остановиться).

Комната с видом

Пьяцца делла Сантиссима Аннунциата

Санта Кроче

Стоит поехать во Флоренцию и покосплеить кадр?

Оскар и диетическая кола

«Комната с видом» обошлась в 2,8 млн долларов и собрала более 60 млн долларов по всему миру, побив рекорды кассовых сборов. В одном из лондонских кинотеатров фильм шел целый год.
Биван и Брайт выиграли и Оскар, и BAFTA. Всего фильм получил 24 награды и еще 23 номинации.

Дженни Биван, Лорен Бэколл, Джон Брайт, Оскар-1986

«Я помню, что вокруг картины было столько шума, что если бы мы не получили «Оскар», я думаю, мы были бы сильно удивлены. Поэтому мы заранее подготовили речь. У нас было 45 секунд, поэтому мы отлично рассчитали время. Я помню, как я летала где-то в облаках. А потом мне передали эту невероятно тяжелую вещь, что было даже хорошо, потому что она меня несколько заземлила. Я помню, как я вышла за кулисы и думала:» Боже мой!’. И меня спросили: «Не хотите ли выпить?».
«О, я бы с удовольствием выпила!»
[с американским акцентом] «Хотите диетическую колу или…?
«Ну уж нет! Не Диетическую колу. Я ХОЧУ ЧЕРТОВО ШАМПАНСКОЕ!»
Дженни Биван

И напоследок

Если хотите посмотреть фильм, не советуем делать это в обществе родителей, детей или ханжей, так как есть эпизод с тремя купающимися голыми мужчинами (два из которых молоды и стройны). Это один из немногих фильмов, где главная героиня два раза оголяет шею, а герои сверкают булками (и не только). Не будьте пуританами, да и мистер Форстер этого бы не одобрил.

Материалы:
Дебора Надулман Лэндис, Профессия: художник по костюмам.
Dressing-sherlock-bertie-judi-dench-jenny-beavan
A life in costume: A room with a view of the holloway road
Costuming Helena, finding Sherlock, winning Oscar
MARY ROURKE, Reading the Signs in Competition for a Costume Oscar
Jenny Beavan

Оцените