FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Иногда кажется, что русские мужчины и мода — это что-то вроде скрещивающихся прямых, которые проходит в разных вселенных и никогда не пересекаются. Ложность этого стереотипа подтверждает замечательная выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII — начала XX века», которая проходит в Историческом музее в Москве с 15 марта по 28 июля 2017 г.

На выставке представлено более 600 предметов из фондов Государственного исторического музея, Государственного музея А.С. Пушкина, Государственной исторической библиотеки, Российской государственной библиотеки, а также Фонда Александра Васильева (Вильнюс). Среди экспонатов – примеры мужского платья и нижнего белья, украшения и модные аксессуары, шляпы, обувь, пуговицы, кошельки, табакерки и трубки, средства по уходу за внешностью; картины, гравюры, фотографии, карикатуры, журналы и книги. Многие из предметов продемонстрированы публике впервые.

Выставка состоит из трех разделов, посвященная каждая определенному «пику» мужской моды:
«Куртуазность», середина — вторая половина XVIII века,
«Дендизм: русские образы», первые три десятилетия XIX века,
«Декаданс», начало XX века.

Отдельная часть экспозиции посвящена работам молодых дизайнеров из Британской высшей школы дизайна (курсы «Ювелирный дизайн» и «Дизайн одежды»).

Куртуазность, середина — вторая половина XVIII века, главные модники — «петиметры», аристократы, поклонники французской моды.


Кафтан, Европа, 1770 г, и шпага придворная, Россия, первая половина XVIII в.


Парик, Европа, XVIII в.


Кафтан и шпага


Камзол, Франция, последняя четверть XVIII в., Кюлоты, Европа, конец XVIII в.


Жилет, Франция, около 1780 г., шелк, лен, вышивка


Перстни, булавки для галстука


Карманные часы, Англия, около 1830 г., «Haley & Son»


Карманные часы, Англия, 1740, часовой мастер W.Grant


Очки с двойными стеклами, Франция, середина XVIII века


Шатлены: с миниатюрами, Европа, 1740-е; Франция, 1760-ые.


Шатлены


Неизвестный художник. Портрет барона И.А. Черкасова, середина XVIII века


Туалетные принадлежности

«Петиметр ложится спать по утру, а просыпается по вечеру, сидит перед зеркалом несколько часов, и белится, румянится и налепливает мушки не выезжает из дому до тех пор, пока так не напрыскается духами, что происходящее от оных благоухание, ощутимо бывает по тем улицам, чрез которые он проскачет». «Сатирический вестник», 1790.


Флакон в форме пистолета. Западная Европа, конец XVIII в


Табакерки, Франция, Англия XVIII в

«Волокита, приобретя благосклонность обожаемого предмета, уговаривается о способе сообщать друг другу взаимные свои чувствования С этих пор, когда волокита и его возлюбленная сойдутся вместе, то потчуют друг друга табаком и друг у друга его понюхивают. Во время этого нюханья волокита, спрятав искусным образом между пальцами заранее заготовленную записку, кладет ее проворно в табак своей красавицы, а иначе, если он находит в том какое неудобство, то подносит красавцице свою табакерку и потчует табаком, положив в середину ее свернутую записку, которую она, ощупав пальцами, достает и осторожно прячет в платок или в карман». «Смешная переписка моды с непостоянством и нынешних нарядов со старинными»


Табакерки, середина XVIII в

«Дендизм», первые три десятилетия XIX века, русские денди — дворяне, сдерживаемые достаточно жесткой регламентацией костюма.


Фрак, Европа, ок, 1815 г., шерсть, шелк. Круглая шляпа, США, первая половина XIX в. «Peek & Co», фетр


Трость с набалдашником в форме головы собаки, Западная Европа, первая половина XIX в., зебрано, янтарь.


Жилеты: Франция, 1820-ые, шелк, пуговицы из стекла, США, 1810-ые, хлопковая ткань с набивным рисунком. Носовой платок, Россия, сер. XIX в., батист, вышивка


Жилет Франция, 1820-ые, шелк, пуговицы из стекла


Фрак, Европа, ок 1830 г., шерсть, шелк, Круглая шляпа, 1820 г. «Henry Heath Ltd», велюр, кожа, муар, сукно


Складные бритвы, ручки из рога, Франция, Англия


Флаконы


Средства для ухода

«Без всякого сомнения, час посвящаемый уборному столику, самый покойный и течет быстрее. Время то исполнено маленьких наслаждений, в которых не отдают себе отчету. Кто не чувствует искреннейшего удовольствия занимаясь собой. Иметь камердинера большая ошибка: он лишает вас тысячи удовольствий». «Правила светского обхождения о вежливости», 1829 г.


Набор печатей по дням недели. Россия, Тула, первая половина XIX века, сталь


Карикатура на моду начала XIX века. Германия, 1803 г.


Ермолка, Россия, 1920-1830-ые, бисер, шелк, вязание


Курительная трубка, слева: Франция, самоцветы, справа, первая половина 19 века: Россия или Германия, бисер, 1830-1840-ые


Фрак, Европа, около 1850-го., шерсть, шелк


Жилет, Франция, 1830-ые, шелк


Жилет, Франция, 1830-ые, шелк

Декаданс, начало XX века, утонченные «кокеты», ярые спортсмены


Шатлены декоративные, Россия, 1893 г.


Комплект запонок, Европа, 1900-1910 гг.


Запонки для манжет, конец XIX — начало XX вв.


Фрак и цилиндр

«Существует три случая, когда цилиндр обязателен для светского человека, а именно: 1) визиты, делаемые в cut-away (в жакете), 2) верховая езда в черном жакете, 3) похороны, garden party, прогулка и официальные заседания. Ношенье цилиндра при пиджачном костюме является такою же несообразностью, как верховая езда с дамой — в мягком кэпи, или котелок при выходном костюме». Джентльмен. Настольная книга изящного мужчины, 1913


Цилиндр, котелок


Полуботинки, Россия, СПб, 1910-е, «СкороходЪ»


Пиджак, Европа, начало XX века

«Кто-то рассказывал, что у Набокова, владельца «Речи» 52 новых пиджака. Заказывает сразу по дюжине» «Столица и усадьба», 1913 г.


Жилеты, цепочки для часов, шатлены, часы


Перчатки: верху: Россия, начало XX в., замша, шитье. Принадлежали К.М. Циркуненко, хирургу Городской клинической больницы им. К.Т.Солдатенкова, внизу: Западная Европа, вторая половина XIX вв, кожа. Распялка для перчаток, Зап.Европа, сер. XIX века, кость.


Канотье, Бельгия, 1910-ые, «Vermetten, Antwerp & Berchem», соломка, отделка репсовой лентой


Дж.Болдини, Портрет графа С.П. Зубова, 1913 г.

Работы дизайнеров Британской высшей школы дизайна



Дизайнер И.Власихина, коллекция колец «Трофей», Россия, 2017, серебро, золочение


Одежда — Илья Варегин, основатель марки Infundibulum (http://infundibulum.ru/). Ткани выполнены по этнографическим и историческим образцам. Головные уборы — Диля Байназарова, Лена Кострюкова — мастерская «Your number», аксессуары — Илья Кузнецов, «Драсви Венн»

Оцените