Наши в Каннах. Часть 1. 1950-е: Клара Лучко, Ирина Скобцева, Изольда Извицкая
С миру по нитке — из СССР в Канны.
За 71-летнюю историю Каннского кинофестиваля на Лазурном побережье побывало немало советских и русских актрис: от Марины Ладыниной, которая входила в делегацию от СССР в далеком 1946 году, когда был проведен первый киносмотр в Каннах, до Марьяны Спивак, представлявшей вместе с Андреем Звягинцевым и съемочной группой фильм «Нелюбовь» в 2017 году.
В нашем ностальгическом посте мы собрали несколько ярких историй о модном следе, который оставили наши звезды в Каннах.
Клара Лучко
Впервые Клара Лучко побывала в Каннах в 1954 году. Радость от новости, что Лучко поедет на знаменитый фестиваль, в сознании молодой актрисы очень быстро сменилась озадаченностью: в чем же выйти на красную дорожку. Добрые люди подсказали Лучко, что сшить наряд для торжественной церемонии можно в ателье на Кузнецком мосту. Там после долгих обсуждений актриса заказала вечернее платье с открытыми плечами из органди цвета слоновой кости и костюм темно-синего цвета с открытой спиной и пелериной, отороченной чернобуркой. В ателье Лучко заверили, что сошьют ей такой наряд, что все попадают от зависти. Каково же было разочарование актрисы, когда через неделю она снова отправилась на Кузнецкий. Приведем ее воспоминания из книги «Я — счастливый человек»: «На платье пошло, по-моему, метров пятнадцать этого органди, потому что сделали плиссированные оборки. И оно получилось громоздким. Фигуры не видно. Все ровное. А плечи, когда я стою спокойно, открыты, но если поднимаю руку, то соскакивает какая‑то там резинка, на которой держится это «плечо», и оно сразу доходит мне до шеи. Надо опять поправлять, чтоб были плечи открыты.
Я чуть не расплакалась.
— Ну как же я в этом платье в Канны поеду? Что же будет?
Мне наперебой стали советовать:
— А вы булавкой пристегните.
Платье пришлось все‑таки взять…»
И все же в Каннах советская звезда блистала в элегантном вечернем платье, которое ей одолжила Людмила Целиковская. Актрисы встретились у Театра Вахтангова, когда Лучко, еще только заказав себе наряды на Кузнецком, шла по Арбату в поисках аксессуаров для каннских выходов. Вот, как описывает эту встречу сама Лучко:
«Возле Театра Вахтангова встречаю Людмилу Целиковскую.
— Клара, ты что грустная?
— Мне бы радоваться, — говорю, — но я вся в заботах: еду на Каннский фестиваль, а платья нет… Ну такого, особого, для церемонии.
— У меня есть вечернее платье. Ты же знаешь, в Театре Вахтангова замечательно шьют.
«Да, — думаю, — но она поменьше ростом, а я высокая». Я на Люсю так посмотрела, что она догадалась, о чем я подумала.
— Да, мое платье вряд ли тебе пригодится. Я — пожалуйста, но вряд ли оно подойдет.
А я от отчаяния говорю:
— Люся, может быть, попробуем?
И мы пошли к ней. Идем, и я про себя думаю: не может быть, чтоб оно мне не подошло.
Целиковская достала платье из шкафа. Юбка длинная из тафты, а лиф — открытый, застегивается на крючки, подчеркивая фигуру.
Боже мой, думаю, ведь этот лиф я не застегну. Юбка — ладно, а это как?
Наряд мне так понравился, что я выдохнула воздух и почти не дышу. Целиковская застегнула крючки, и, о радость, трудно представить, но все подошло. Правда, впритык, но выдержать можно.
Люся удивилась. Она была уверена, что платье вряд ли подойдет. Мы ведь настолько разные…
Да и я, если честно, не ожидала, но была готова втиснуться во что бы то ни стало. Поблагодарила ее, взяла платье и пошла домой».
Вот так, с миру по нитке собирались в Канны звезды советского кино. Выглядела Лучко прекрасно. В платье Целиковской в стиле new look (очень похоже на платье, в котором «девушка без адреса» Катя Иванова дебютировала в качестве модели), длинных черных бархатных перчатках, с эффектным колье на открытой шее она смотрелась не хуже западных кинодив.
Вообще молодая актриса из страны Советов пользовалась большим вниманием со стороны каннской прессы. Одно издание даже посвятило ей целую страницу, написав, что советская актриса в первые три дня фестивальной лихорадки популярностью превзошла саму Мишель Морган. О Лучко писали: «прелестная актриса из Москвы со свежестью пастушки». А журналисты даже заключали пари, откуда этот румянец — натуральный признак здоровья или искусный макияж. Один даже взял платок и попросил потереть щеку Лучко. Уже привыкшая к повышенному вниманию актриса подставила щеку и сказала: «Силь ву пле».
Если рассматривать фотографии из той поездки, несложно заметить, как эволюционировала прическа Лучко. Если в начале пребывания на Лазурном побережье актриса ходила с зализанными на прямой пробор волосами, то уже под конец она предстала с обновленной элегантной стрижкой. Здесь приложила руку легендарная Любовь Орлова, которая также входила в советскую делегацию и фактически взяла шефство над молодой актрисой. Лучко вспоминала: «Любовь Петровна ко мне очень хорошо относилась. Однажды сказала: “Клара, ну что ты ходишь гладко зачесанная? Давай я тебе челку отстригу”. Взяла, раз, расчесала и отрезала. Она стричь умела».
Лучко сумела перенять уроки стиля от Орловой, и уже в следующую свою поездку на Каннский фестиваль в 1960 году она блистала с уверенностью звезды.
Ее красное платье произвело настоящий фурор, и европейские СМИ в одночасье окрестили его «красной бомбой». Символическое и многозначное название! Это было американское коктейльное платье из драпированного нейлона на металлических обручах.
Оно не раз выставлялось в рамках экспозиций Александра Васильева и является даром дочери актрисы. Стоит отметить, что по словам историка моды, сама Лучко поначалу не хотела отдавать ему это платье для коллекции, кокетливо заметив : «Я с того времени ничуть не поправилась и могу его носить и продолжать быть «красной бомбой».
Ирина Скобцева
На Каннском фестивале 1956 года блистала Ирина Скобцева. Актриса прилетела во Францию представлять фильм «Отелло» Сергея Юткевича. Роль Дездемоны стала дебютной в ее кинокарьере. В итоге советская картина получила приз за лучшую режиссуру, а сама красавица Скобцева удостоилась звания «Мисс шарм Каннского кинофестиваля», урвав пусть и не золотую, но все же пальму первенства у секс-символа Голливуда Ким Новак.
Какой же наряд советской актрисы смог превзойти роскошное блестящее платье американской кинодивы, которое до сих пор включается в список самых культовых за всю историю Каннского фестиваля? Рассказывает сама Ирина Константиновна: «Когда готовились к поездке, Сергей Иосифович (прим. Юткевич) сказал нам: «Девчонки, надо выглядеть!» Стала думать, как нарядиться. Купила мадаполам (ситчик такой) по 3 рубля за метр, с рисунком «мелкая розочка». Из него мне сшили платьице (как рассказывала в одном из своих интервью актриса Людмила Иванова (легендарная Шура из «Служебного романа»), сшила это платье для Скобцевой мать Галины Волчек): рукава-фонарики, юбочка в сборку. Вроде бы платье обычное, но был в нем секрет. Заключался он в нижней юбке, которую сделали из вологодского кружева. Оно жесткое, и вокруг моей тоненькой талии юбка торчком стояла. Смотрелось красиво… Конкурс «Мисс шарм» проводили журналисты, приехавшие на фестиваль. 10 дней они ходили за актрисами, оценивали не только внешнюю привлекательность, умение одеться, но и что человек знает, как размышляет. В финале оказались американка Ким Новак и я. Потом Новак отпочковалась. Осталась я».
О победе Скобцевой написали в газете «Пари матч», где напечатали фотографию актрисы. Как вспоминает сама Ирина Константиновна, газету нельзя было провозить через границу, но она рискнула, положив ее на дно чемодана. А уже дома ее отец окантовал фото дочери в рамку. Кстати, Скобцева часто надевала эту юбку на другие важные мероприятия в разных странах и до сих пор бережет ее. По словам актрисы, в этой вещи столько энергетики и столько воспоминаний!
Изольда Извицкая
В 1957 году в Канны вместе с фильмом «Сорок первый» приехала Изольда Извицкая, для которой роль Марютки стала единственной звездной в ее недолгой кинокарьере. Причем поначалу актрису встретили очень недоброжелательно. В одной из газетных статей ее даже назвали «советской звездой с ногами степного кавалериста». Извицкая такое издевательское определение восприняла с болью и обидой и чуть ли не три дня проплакала в гостиничном номере, не желая появляться на публике.
Режиссер фильма Григорий Чухрай и ее партнер по картине Олег Стриженов насилу успокоили молодую актрису. Возможно, в типично советском крепдешиновом костюме, в котором Извицкая прогуливалась по пляжу, она не выглядела особо соблазнительно и женственно. Объективно, этот наряд придавал ей лишний вес и возраст. А ведь актрисе во время проведения фестиваля не исполнилось еще и 25 лет. Но вот на показ фильма, который, к слову, завершился триумфом: «Сорок первый» в итоге даже удостоился специального приза «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику», Извицкая пришла в элегантном платье.
Говорят, что этот стильный наряд Christian Dior ей подарила одна художница из русских эмигрантов. Платье выдержано в стиле New Look: спущенные плечи, v-образный вырез на груди и броши с растительным орнаментом, украшающие линию декольте и талии. После теплого приема ленты и удачного модного выхода Извицкой, газетчики сменили гнев на милость и стали наперебой осыпать актрису комплиментами по поводу ее внешности и таланта.
Фотографии Извицкой красовались в самых известных глянцевых изданиях. Более того, французы были настолько очарованы шармом девушки, что спустя какое-то время в Париже было открыто кафе «Изольда», которое впоследствии стало популярным местом среди столичной богемы.
Во Дворце культуры химиков в Дзержинске, родном городе Извицкой, в 2017 году открылся постоянно действующий выставочный зал «Кинороман. Влюбленные в кино», посвященный уроженцам города актрисе Изольде Извицкой и оператору Вячеславу Короткову. Здесь хранится воссозданная копия того самого платья, в котором Извицкая блистала в Каннах. Как напоминание об этом событии на платье приколота точная копия броши каннского фестиваля — золотая пальмовая ветвь.
Продолжение здесь.
Поделиться "Наши в Каннах. Часть 1. 1950-е: Клара Лучко, Ирина Скобцева, Изольда Извицкая"
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.