FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Маргарита Володина

Маргарита Володина

В 1963 году фильм «Оптимистическая трагедия» встретил в Каннах неожиданно громкий и теплый прием. Наибольший восторг вызвала Маргарита Володина, исполнившая главную роль бесстрашного комиссара. Все наперебой восхваляли красоту и талант советской актрисы. При этом искушенная каннская публика также приняла на «ура» наряды Володиной.

Маргарита Володина

Маргарита Володина в составе советской делегации возле замка La Napoule

Вот как вспоминает о своих сборах в Канны сама актриса: «Вызывают в Комитет кино и сообщают, что представителем из Франции наш фильм выбран для фестиваля в Каннах. Мы — на гребне удачи. Но как же я поеду во Францию, где рядом будут `звезды` мирового кино, если мой гардероб далеко не блещет? Я так скромно одевалась из-за недостатка средств и абсолютной невозможности приобрести что-то пооригинальнее у спекулянтов, а модные актрисы судачили о моем плохом вкусе. Что же мне делать? Опустив голову, шевелю ногами в сторону пошивочного цеха `Мосфильма`. О, счастье! У большого раскроечного стола стоят две художницы по костюмам. Поняв меня, они берутся за дело. Но ведь эти вычурные наряды я потом носить не смогу, а заплатить за них обязана дорого. Да, я не хотела бедностью своею подрывать авторитет моей страны, но страна мне не помогала. Подумав, я согласилась только на два платья — для премьеры и на маленькое, вечернее. Платья сшиты. Для основного вечера премьеры — туника. Она длинная, из розового шифона, и для нее — накидка-пальто из блестящего, перламутрового шелка. Но туфли? Где же я смогу купить подходящую обувь? Устав от бесполезных поисков, я опустила руки. Нашлись добрые души: актриса Татьяна Конюхова предложила туфли из золотистой парчи. Людмила Шагалова давала советы насчет того, какие драгоценности были в моде. Я же, сообразив, что о драгоценностях не может быть и речи, выбросила это из головы, но приобрела все же довольно доступное янтарное ожерелье. Как Золушка, комплексуя и нервничая, я отправилась на бал».

Маргарита Володина

Маргарита Володина и Самсон Самсонов. Канны, 1963 год

В итоге, Золушка превратилась в настоящую королеву бала. Как потом вспоминал Самсон Самсонов, режиссер «Оптимистической трагедии» и по совместительству тогдашний муж Володиной, фильм произвел шоковое впечатление и зрителям было очень трудно поверить, что суровая женщина-комиссар в кожанке, стреляющая в анархистов на экране, и красивая актриса в элегантном шифоновом платье на каннской ковровой дорожке — это один и тот же человек. Говорят, что после этого триумфа мировые законодательницы моды стали буквально атаковать скромную Володину расспросами, где же она приобрела свои платья, даже готовы были отдать любые деньги, чтобы купить такие же.

Маргарита Володина и Шарль Азнавур

Маргарита Володина и Шарль Азнавур. Канны, 1963 год.

К сожалению, ни в одном фотоархиве нам не удалось найти фотографии Володиной с Каннской ковровой дорожки, Единственные доступные изображения — это фотоматериалы, использованные в документальном фильме об актрисе «Маргарита Володина. Бегство от смерти».

Маргарита Володина

Слева направо: Робер Оссейн, Бегум Ага Хан, Маргарита Володина и Самсон Самсонов. Канны, 1963 год.

В кулуарах шептались, что приз за лучшую женскую роль гарантированно достанется русской актрисе. Как потом напишет в своей книге воспоминаний Маргарита Володина, в тот год в жюри фестиваля входил кинокртик Ростислав Юренев. Когда Юренев обмолвился о наградных перспективах в обществе высокопоставленного киношного чиновника Баскакова, тот возмутился, дескать «нам не нужен приз для актрисы, надо отметить весь фильм». В итоге, по грустно-ироничному замечанию Володиной, «Золотая ветвь» махнула ей крылом», зато сам фильм получил специальный приз с формулировкой «За лучшее воплощение революционной эпопеи».

Наталья Бондарчук

Наталья Бондарчук

В 1972 году в Канны представлять ныне культовый фильм «Солярис» приехали режиссер Андрей Тарковский и исполнители главных ролей Донатас Банионис и Наталья Бондарчук (о знаменитом коричневом платье ее героини Хари в этой ленте мы уже рассказывали (читайте здесь). Облик Бондарчук полностью отвечал эпохе свободолюбивых 70-х. Длинные распущенные волосы, золотистое платье в стиле boho chic. Кстати, этот наряд сшил для актрисы Вячеслав Зайцев. Ее мама, знаменитая Инна Макарова, одолжила дочери единственный меховой палантин и драгоценности.

Наталья Бондарчук

Донатас Банионис, Наталья Бондарчук и Андрей Тарковский. Канны, 1972 год.

В книге Натальи Бондарчук «Единственные дни» есть очень лирический отрывок, рассказывающей о вечере премьеры «Соляриса» в Каннах и о том самом золотом платье Зайцева: «На набережной Круазетт шел радостный солнечный грибной дождь. В туалете «от Зайцева» бежать не получалось, а опоздание было чревато неприятностями для Тарковского. Прошу: «Андрей, срочно помоги разорвать платье! — Он удивленно поднял брови. — Быстрее, у нас мало времени!» На глазах у прогуливающейся публики мы рвали по швам с двух сторон мой шикарный вечерний наряд. Я сняла туфли на каблуках, и, взявшись за руки, мы побежали по лужам. Вот это и были самые светлые, радостные минуты нашей жизни. Мы, словно во сне, летели в потоках сверкающих капель дождя и смеялись от счастья, чувствуя себя крылатыми, свободными от всего существами.
В зале уже сидел и крутил головой не понимающий, почему нас до сих пор нет, Донатас Банионис — мой партнер, исполнитель роли Криса Кельвина. Едва мы заняли соседние кресла, свет погас, зазвучала музыка Баха и пошли первые кадры «Соляриса»…»

Наталья Бондарчук

Наталья Бондарчук, Андрей Тарковский и Донатас Банионис. Канны, 1972 год.

В итоге, фильм Тарковского получил гран-при жюри, приз экуменического жюри, а также приз протестантской и католической церквей.

Людмила Гурченко

Людмила Гурченко

1979-й — очередной год триумфа нашего кино в Каннах. На этот раз благодаря эпической драме Андрея Кончаловского «Сибириада». Показ этого фильма на фестивале обернулся триумфом русского духа на французской земле. Среди участников съемочной группы, представлявших картину в Каннах, была несравненная Людмила Гурченко, исполнившая роль Таи Соломиной в 60-е годы и составившая неповторимый любовный дуэт с Никитой Михалковым.

Людмила Гурченко

Людмила Гурченко, Никита Михалков и Наталья Андрейченко. Канны, 1979 год.

Гурченко всегда славилась отменным вкусом в одежде и с самого начала своей карьеры стала иконой стиля для соотечественниц. Людмила Марковна была чудесной рукодельницей, и многие свои изысканные наряды создавала сама: шила с нуля или перешивала из имеющихся вещей. В этом деле ей не было равных. На Каннской ковровой дорожке она предстала в лаконичном синем платье и фантазийной кружевной кофте-болеро. Вот как об этом наряде рассказывала в одном из своих поздних интервью сама актриса: «Много старушек, таких, как теперь я (это чтобы не думали, что моложусь), меня находили. Видя мою фигуру, приносили мне вещи 20-30-х годов — очень дешево продавали или просто дарили. Умопомрачительные шлейфы, по 500 вытачек, и в Каннах я была в одном из таких нарядов. Они там уже забыли, как это выглядит, и вдруг выхожу… Вообразите: потрясающая кофта из кружев, сзади этот хвост, турнюр — ух! Все остолбенели: «Что это, Люся?». — «Это в Москве сшили»…»

Людмила Гурченко

Слева направо: Никита Михалков, Наталья Андрейченко, Андрей Кончаловский и Людмила Гурченко. Канны, 1979 год.

 

Людмила Гурченко и съемочная группа "Сибириады"

Слева направо: Никита Михалков, Наталья Андрейченко, Андрей Кончаловский и Людмила Гурченко. Канны, 1979 год.

Фильм был встречен овацией. Говорят, что Франсуаза Саган, которая возглавляла жюри фестиваля в тот год, пригрозила, что выйдет из его состава, если «Сибириада» останется без «Золотой пальмовой ветви». Заявление громкое, но и уровень конкурсных лент был зашкаливающе высоким. В итоге, уступив Копполе и Шлендорфу, Кончаловский увез с собой Гран-при жюри.

Людмила Гурченко, Андрей Кончаловский, Наталья Андрейченко и Никита Михалков, Канны, 1979 год

Слева направо: Людмила Гурченко, Андрей Кончаловский, Наталья Андрейченко и Никита Михалков. Канны, 1979 год

Что до Людмилы Гурченко, она еще вернется в Канны в 1983 году. Вместе с Эльдаром Рязановым актриса будет представлять «Вокзал для двоих». Несмотря на достаточно теплый прием со стороны зрителей (из воспоминаний Гурченко: «Мы возвращались к своему «Карлтон-отелю». Нас все время обгоняли зрители и заглядывали в лицо. А когда мы дошли до отеля, там нас поджидала целая толпа. И искренне говорили нам очень известные французские и английские слова поздравлений, одобрений и пожеланий»), фильм останется без наград. На красной дорожке Людмила Марковна блистала, как всегда. На ней было малиновое атласное платье в пол, поверх которого была надета прозрачная черная кофта из органзы, отделанная золотой аппликацией и перьями, которые так любила актриса.

Людмила Гурченко и Эльдар Рязанов

Эльдар Рязанов и Людмила Гурченко. Канны, 1983 год.

Оцените