В гостях у сказки Ч.2. / Девицы в голубом, от «Каменного цветка» до «Аленького цветочка»
Настенька, Катенька, Марья, Варвара и Аленка выбирают голубой. А также Золушка, Аврора, Белль, Ариэль и Жасмин. Интересно, почему?
Мы начали экскурс в сказочные костюмы с так называемых советских «европейских» киносказок: «Королевство кривых зеркал», «Золушка» и «Новые похождения кота в сапогах» (Смотрите статью «В гостях у сказки / «Королевство кривых зеркал»), а теперь хотим окунуться в киносказки с народным колоритом.
Положительных главных героинь в советских киносказках часто одевают в голубые и синие цвета. Мысль это не наша:
«Гордость каждой сказки — это безупречная главная героиня. Скромная невинная русская девушка практически всегда одета в голубой сарафан, возможно, отсылающий к голубой далматике Богородицы как символу чистоты. Это и Настенька из «Морозко», и Варвара-краса, и Марья-искусница. Иногда эти наряды перемежаются с одеяниями в красно-белой гамме, приближая героинь к русскому народному костюму».
Екатерина Шубная «Сарафан с позументами и сапоги-скороходы»
Рассмотрим наших девушек поближе и подумаем, откуда растут ноги у этой тенденции?
Катенька, «Каменный цветок» (1946). Режиссер Александр Птушко, художник по костюмам Ольга Кручинина.
Слева — эскиз костюма Ольги Кручининой (выставлялся на персональной выставке Кручининой).
У Кати (Екатерина Деревщикова), кстати, несколько нарядов в фильме, в том числе красные. Но в целом все они достаточно скромные и неяркие, за исключением свадебного, и контрастируют с блестящими во всех смыслах костюмами Хозяйки Медной Горы. Нам очень нравится серебряная каруна Катеньки и ее серебряная «епанечка», она выглядит в свадебном наряде одновременно и сказочно, и реалистично.
Марья, «Марья-искусница» (1960). Постановка Александра Роу, художник Евгений Галей (художник по костюмам отдельно не указан, вероятно, за костюмы отвечал Галей).
Как и полагается замужней женщине (вдове), Марья (Нинель Мышкова) заплетает две косы, а после прячет волосы под кокошником и платком. Кстати, на актрисе оригинальный олонецкий кокошник, расшитый речным жемчугом и бисером начала 19 века.
Оксана, «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961). Постановка Александра Роу, художник по костюмам Лилия Душина.
На Оксане (Людмила Мызникова) надета полтавская версия народного украинского костюма в синем цвете. Очевиден и контраст цветов: огненно-красный Солохи и холодный синий Оксаны.
Настенька, «Морозко» (1964). Постановка Александра Роу, художник Евгений Галей.
Неброский голубой сарафан Настеньки (Наталья Седых) замечательно контрастирует с образом Марфушеньки (Инна Чурикова): ярких, но грязных цветов сарафаны с аляпистым узором и карикатурно-яркий балаганный грим. Контраст между героинями не только на уровне цветовой гаммы и грима, но и в силуэте. Фигуру тонкой и звонкой Настеньки показывает облегающий сарафан, в то время как подчеркнуто-широкий сарафан Марфушки создает ей рыхлый, бесформенный силуэт.
Интересна цветовая идентичность костюмов героев Настеньки и Ивана (Эдуард Изотов): белый-голубой-красный. А их свадебные наряды «зеркалят» друг друга: красный зимний кафтан Ивана – голубой полушубок Настеньки, голубой кафтан Ивана – розовый сарафан Настеньки.
Эскизы Евгения Галея, Источник — Музей кино
Судя по сохранившимся эскизам, Галей предлагал для Настеньки объемную «боярскую» длинную шубу, крытую красной тканью, с серо-голубой меховой опушкой и длинными же, до пола, разрезными сверху рукавами. Но в итоге Настеньке достался более скромный нежно-голубой полушубок. Кстати, в жизни (костюм выставлялся на нескольких выставках) он совсем небольшого размера, но смотрится на актрисе, словно велик ей минимум на пару размеров. Нам кажется, что отказ от яркого красного цвета был вовсе не случайным, так как не вписывался в более мягкую и светлую цветовую гамму гардероба героини.
Сохранившиеся костюмы из фондов Кинокомпании им. Горького. Голубой полушубок Настеньки с меховым воротником-стойкой сшит из узорной переливающейся парчи, декорирован аппликацией и жемчугом. Красный кафтан Ивана с меховым воротником сшит из бархата, украшен аппликацией, шнуром, жемчугом и «самоцветами». Фото CineModa.
Варвара, «Варвара-краса, длинная коса» (1969). Постановка Александра Роу, художник по костюмам Соня Войтенко.
Слева — эскиз Сони Войтенко, опубликован на мемориальной страницы С.Войтенко в Facebook.
Волшебница, непокорная дочка Чудо-Юдо Варвара (Татьяна Клюева) носит в царстве отца разные наряды: зеленый сарафан, блестящее синее «европеизированное» платье с буфами и сиреневое платье. Но в финале она в скромном голубом сарафане, так что и их пара Варвара и Андрюша (Алексей Катышев) выглядят копией Настеньки и Ивана, Катеньки и Данилы-мастера.
Алена, «Аленький цветочек» (1978). Режиссер Ирина Поволоцкая, художник по костюмам Берта Куратова.
Алена (Марина Ильичева) носит то голубую рубаху (так могли ходить только 14-15 летние девочки, которые еще не входили в возраст просватанья), то надевает поверх нее скромный синий сарафан. Ее растрепанная коса не украшена никакими повязками, сравните с гладкими – волосок к волоску – прическами Настеньки или Варвары. Сменилась мода, и поздние 1970-ые задают совсем другой тон в прическах и одежде: расслабленные силуэты, этнические мотивы, свободные прически. Ее наряд также противопоставлен более светлым и более выверенным нарядам сестер (у сестер рубаха, сарафан, епанечка, головной убор – все как положено) и вычурным платьям разных эпох от итальянского возрождения 15 века до французского рококо 18-го волшебницы (Алла Демидова). Он символически говорит о вольном нраве Алены, ее свободолюбии, близости природе, внутренней чистоте, способности полюбить чудовище и увидеть в нем прекрасного человека. Интересно, что и Чудовище в этой постановке «растительное», хоть оно и называет себя Зверем, словно человек в древесной коре, ветках и листве. В западной кино-традиции Чудовище имеет звериный облик, эдакая помесь медведя, быка и льва.
Но, что любопытно, диснеевская Бель, как и наша Алена, ведь тоже в синем. И если мы взглянем на многих других диснеевских красавиц, то голубой (и частично розовый) есть в гардеробе уже у самых первых из них: Золушки, Авроры, а затем у Ариэль, Жасмин и других.
Вообще голубой и синий стал популярен в нашей стране, да и в европейских странах довольно поздно. Наиболее популярный цвет для славян/русских (и не только для них) был красный, а основная палитра народного костюма: белый, красный, черный. Судя по фольклору синий/голубой имел сложные коннотации в народном сознании. Чёрта называли синец, устойчивое выражение «сине море» в фольклоре подразумевало опасное место. Но при этом голубой и лазоревый имело положительную семантику.
В голубой и синий, впрочем, судя по археологическим находкам, красили одежду с глубокой древности и русские и европейские народы, используя растение вайда (у нас «синиль»). Вайда давала белесый, размытый, сине-голубой цвет.
В Европе мода на этот цвет началась с голубого покрывала Богоматери на западноевропейских витражах XII века, пишет в своей книге Мишель Пастуро, следом французские короли сделали своим гербом золотую лилию на лазурном фоне. Популярность синей одежды охватит Европу только с XVII-XVIII веков, с появлением на рынке дешевого устойчивого красителя — американского индиго, а в России – в XVIII с Петром I. Р.М. Кирсанова отмечает обилие портретов в синих костюмах в 18-начале 19 вв. Она связывает это с европеизацией русской городской культуры после петровских реформ. Благодаря Петру, к примеру, полихромная роспись Гжели (фабрика А.Гребенщикова) сменилась с 1724 года на сине-белую. В запасниках наших музеев можно увидеть невероятно роскошные парчовые сарафаны голубого и синего цветов XVIII и XIX веков.
Праздничная одежда в голубом-синем цветах в собрании ГИМ. Справа сверху вниз:. 1. Север России. Конец XVIII начало XIX в. 2. Центр России. Начало XIX в.
В центре: Новгородская губ., Поддорский у., д. Переходы. 1860-е гг.
Слева сверху вниз: 1. Север России. Конец XVIII — начало XIX в. 2. Север России. Первая половина XIX в.
Нам также кажется, что голубой сарафан своей популярности в кино отчасти обязан и Ивану Билибину, который щедро использовал синий и голубой для женских костюмов в своих иллюстрациях сказок.
Иван Билибин, 1-2. Баба-Яга и Василиса Прекрасная из сказки «Василиса Прекрасная» (1899—1900, 1902), 3. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (1901—1902), 4. Жена Финиста, «Перышко Финиста Ясна-Сокола» (1900)
Иван Билибин. 1. Вологодская девушка в праздничном наряде, 2. Реклама парфюмерии, 3. Былина «Чурило Пленкович».
CineModa попросила прокомментировать тему голубых сарафанов в кино знатока русского народного костюма, искусствоведа Андрея Боровского:
«Сарафаны из светлых ситцев — логичная эволюция сельской моды в предреволюционное время, в 1910-е годы. Самым модным в деревне становилось то, что прежде было недоступным. Поэтому когда появляются принципиально новые ткани, они входят в традиционный костюм и оказываются «на вершине тренда». В 1910-20 годы в сельском костюме главным ориентиром была мода городская — заимствовались детали, варианты отделки, ткани, фасоны. В пред- и в революционные годы самым модным явлением в селе становятся сарафаны из очень светлых тканей (кремовые, пастельные, с цветочными узорами по «белоземельному» фону. Параллельно с ними носятся парочки — костюм из юбки и кофты, а затем и платья в подражание городу.
Когда возникла необходимость создать художественный образ нового народного костюма в 1930-е, — это должен был быть костюм народный, но уже не «крестьянский» (т.е. дореволюционный, старорежимный), а «колхозный» (новый, революционный, освобожденный). Для этого образа взяли самую последнюю версию (светлую и облегченную) старого костюма с сарафаном — потому что парочка не смотрелась бы народным костюмом, то же самое носили и в городах. Поэтому крестьянки на советских плакатах от 1918 года и далее не в древних костюмах, а именно в последней версии ситцевого сарафана. Но в деревнях их донашивали пожилые, выбирая темные расцветки. Для того, чтобы сделать стилизацию для сцены, реальность не подходила, и стандартом стали сначала те же сарафаны, но подчеркнуто «новые» — то есть чистые и светлые, розовые и голубые. И это зафиксировалось в «государственной эстетике». Например, я находил в нескольких сборниках 1940-х годов по сценическому танцу народов СССР рекомендации по костюмам. И везде говорится, что для «русского танца» сарафаны голубые или розовые. В расцвет клубного движения, в «сталинское» время, 1930-1940 годы, розово-голубые хоры, танцевальные коллективы и т.п. — повсеместное явление.
А вот после войны сценический народный костюм становится заметно ярче. Это тоже связано с духом эпохи — показать, как богата страна-победитель и т.д. Тот же самый «сталинский» стиль в архитектуре становится после войны особенно пышным, перегруженным — это видно, например, по станциям метро. И те же сценические костюмы переходят в другой стандарт — не розовые/голубые, а красные/синие, в них возвращается блеск, золото, много украшений — как в дореволюционных «боярских» костюмах.
Поэтому, во-первых, стоит смотреть на время создания знаменитых киносказок — конечно, художники ориентировались на устойчивый стереотип, который к этому моменту становился каноническим. Во-вторых, художник кино костюмом стремится раскрывать характер персонажа. Добрая, скромная, работящая, целомудренная героиня — конечно, те самые голубой и розовый лучше всего подойдут. При этом художники ориентируются и на исторический костюм — профессионалы его, конечно же знают. И для сказок берут «билибинские» образы — построенные на северном традиционном костюме. В сказке костюм должен быть «сказочным», а не «колхозным». Так и получаются светлые голубые костюмы с жемчугом, парчовые сарафаны и т.д. Это — результат наложения нескольких эстетических систем, обусловленных временем».
И да, если русский сарафан вам кажется безнадежно устарелым, взгляните на весеннюю коллекцию Valentino 2015 года.
Использованная литература
1. Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке. М., 2005
2. Никулина Т.Е. Прилагательное синий в языке русских волшебных сказок // История слова в текстах и словарях. Ставрополь, 1988
3. Кирсанова Р.М. Портрет неизвестной в синем платье, М, 2017
4. Шубная Е. Сарафан с позументами и сапоги-скороходы // Теория моды, №3 (весна 2017)
5. Ефимова Л.В. Русский народный костюм. Государственный Исторический музей. Альбом. М., 1989
Поделиться "В гостях у сказки Ч.2. / Девицы в голубом, от «Каменного цветка» до «Аленького цветочка»"
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.