FavoriteLoadingДобавить в Избранное

«Форма воды» Гильермо дель Торо, режиссера, поднаторевшего в жанрах хоррора и фэнтези, — этакая сказка для взрослых. Причем сказка весьма политкорректная, буквально запрограмированная на успех среди американских киноакадемиков (13 номинаций на «Оскар» и 4 награды — главное тому подтверждение). Здесь есть и девушка с ограниченными возможностями, и гей-неудачник, и хорошая афроамериканка, и плохие русские. Короче, полный набор. Из такой вводной части нетрудно догадаться, что мы к восторженным поклонникам данной ленты не относимся, хотя не можем не признать профессионализма людей, отвечавших за визуальное решение картины.
1the_shape_of_water_poster
Действие «Формы воды» происходит примерно в 1962 году. Холодная война в разгаре. Элайза (Салли Хокинс), немая уборщица, работает в секретной военной лаборатории в Балтиморе и в свободное время больше всего любит смотреть старые фильмы и общаться по душам со своим соседом Джайлсом (Ричард Дженкинс)— неудачливым художником-геем. Когда в лабораторию привозят новый объект изучения, им оказывается человек-амфибия (Даг Джонс), выловленный в водах Южной Америки. Героиня постепенно привязывается к загадочному существу и когда становится ясно, что его хотят убить, скромная женщина решает организовать побег для любимого.

The-Shape-of-Water-STILL

Она его за жабры полюбила…

За гардероб персонажей «Формы воды» отвечал Луис Секейра, который уже сотрудничал с Гильермо дель Торо на телесериале «Штамм». Секейра получил премию Гильдии художников по костюмам за свою работу в этом фильме и также номинировался на «Оскар», что вполне заслуженно, ибо эпоха в «Форме воды» передана прекрасно.

Luis Sequeira

Луис Секейра получает премию Гильдии художников по костюмам за лучшие костюмы в историческом фильме

Секейра подобрал около 400 страниц с фотографиями и референсами, чтобы создать соответствующие началу 1960-х костюмы. Он также нашел каталоги одежды той поры и собрал целую коллекцию тканей.
Mood Board
Mood Board
Mood Board
sally-hawkins-759
shape21
Секейра рассказывает: «Мы ездили в Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Монреаль и Торонто и в итоге собрали целую текстильную библиотеку с более чем 3 тысячами образцов. И каждый костюм для ведущих персонажей основывался на наших изысканиях. Мы отправились в Филадельфию и нашли пару коллекций. Одна принадлежала старой даме, у которой когда-то был магазин одежды и обувной фетишизм. Она хранила все эти наряды и обувь, но никогда их не надевала. И нам удалось все это урвать». Конечно, Секейра также смотрел фильмы 1960-х, чтобы вдохновиться тем, как одевались и выглядели люди в США в то время. В итоге, у художника было всего 12 недель, чтобы подготовить все костюмы. «Мы танцевали. Это было действительно быстро», — вспоминает Секейра.
THE SHAPE OF WATER
В своих многочисленных интервью Луис Секейра неоднократно говорит о том, насколько для него была важна историческая достоверность одежды героев. Поэтому в ход пошли аутентичные ткани и практически не использовались современные вещи. Это было важно не только для внешней визуальной стороны картины, но и для внутреннего ощущения актеров. Надевая аутентичные костюмы, они должны были лучше чувствовать эпоху.

1The_Shape_of_Water

Костюмы из фильма «Форма воды» на выставке в Музее Института моды и технологий (FIDM Museum)

В интервью ресурсу The Playlist Секейра рассказывает: «Основная часть гардероба для персонажей создавалась с нуля. Мы изготавливали шляпы, обувь, ремни, галстуки, костюмы и пальто. И во многом выбор одежды помогал актерам в дальнейшем раскрытии образов. У нас были шляпники из Чикаго, сапожники. В моем распоряжении было трое портных, работавших над гардеробом разных персонажей». Количество копий одного и того же костюма зависело от сцен, в которых он использовался. В среднем, было изготовлено три копии каждого костюма. В случае главного злодея Стрикланда, учитывая в буквальном смысле моральное и физическое разложение персонажа, в ход пошли 16 копий его костюма разной степени изношенности.
shape of water
The-Shape-of-Water-Michael-Shannon-Strickland
Помимо достоверности одежды, художник заботился и о комфорте актеров. Так, финальную сцену фильма снимали в Канаде холодной ночью под проливным дождем. Секейра продумал, как спасти актеров от переохлаждения: оснастил костюмы своеобразными водными барьерами. В ход пошли водонепроницаемые жилеты и специальные прокладки. Но и об эстетике художник не позабыл. Так, ансамбль Элайзы (серое платье и красное пальто) был изготовлена в двух экземплярах и сшит из разных тканей. Один вариант — для съемок на суше, второй — для съемок под водой. Тут в ход пошли более легкие ткани.
Shape-of-Water-trailer-1-43
Shape of Water
shape1
Луис Секейра работал в тесном тандеме с режиссером и художником-постановщиком Полом Остерберри. Изначально дель Торо планировал снимать «Форму воды» в ч/б. Но потом все же решил сделать фильм в цвете. Для каждого из ведущих героев решили выбрать свою цветовую гамму. Так, Дель Торо сразу определил, чтобы основными цветами для Элайзы были темно-синий, зеленый, сине-зеленый, цвет морской волны. Одним словом, оттенки, ассоциирующиеся с цветом воды. И, действительно, на протяжении всего фильма интерьер квартиры и одежда героини выдержаны в этой гамме. При этом символом зарождающейся силы, свободы и любви Элайзы становится красный цвет, который будет доминировать в ее финальном наряде.
Shape of Water
shape of water
Shape of Water
the-shape-of-water-pie
shape of water
shape-1
the-shape-of-water (3)
Секейра понимал, что Элайза — особенная женщина, при этом она не должна сильно выделяться из толпы. Решение пришло само собой. Героиня постоянно смотрит старые фильмы, а значит она точно не должна одеваться по последней моде. В ее гардеробе преобладают силуэты 50-х. Его основу составляют блузки с воротниками Питер Пен, плиссированные юбки и ленты для волос.
the-shape-of-water (2)
Единственное guilty pleasure Элайзы — это обувь.
the_shape_of_water_still
Некоторые туфли для героини были изготовлены вручную. Вдохновением послужила винтажная пара Salvatore Ferragamo. В квартире Элайзы — целый обувной стеллаж с туфлями разных цветов, но бОльшую часть времени она носит черную обувь.
Shape of Water
В одном из своих интервью Секейра рассказывал, что в этом моменте вдохновлялся собственной матерью, у которой тоже было много обуви, но она ее берегла и не носила. Такое было время. В самом начале фильме Элайза завороженно любуется парой красных туфелек в витрине.
Shape of Water
Shape of Water
И когда ее любовь к загадочному человеку-амфибии пройдет платоническую стадию, героиня наденет на работу те самые красные туфли, а также выберет уже не синюю и не коричневую, а красную ленту для волос.
Shape of Water
Shape of Water

shape of water_gif

Красная лента для волос придает смелости: можно и начальника послать 🙂

Перед нами — сильная, свободная и влюбленная женщина. В ее шкафу найдется и красная сумочка. Ну а когда Элайза в финале надевает красное пальто, это символизирует окончательное становление ее личности. Брошь в виде бабочки также говорит о романтичности и свободолюбии ее натуры.
Shape of Water
The-Shape-of-Water-Richard-Jenkins-and-Sally-Hawkins
Ну а как эффектно красное пальто смотрится под водой!
1 poster shapeofwater1
christian-cordella-water-a2-l
shape of water
shape of water butterfly brooch
shape of water elisa costume shoes

Самим дорогим нарядом в фильме стало белое бальное платье Элайзы в черно-белой сцене фантазийного танца девушки и человека-амфибии, вдохновленной популярными голливудскими мюзиклами 1930-40х, которые героиня так любит смотреть.
Dance Sequence
Dance Sequence
Dance Sequence
Oscar-Best-Costume-Shape-of-Water-4-375x500
В одном из своих интервью Секейра говорил: «Для этого номера мы пересмотрели мюзиклы с Джинджер Роджерс, включая «Цилиндр». Поскольку эта сцена происходит в воображении героини, нам не нужна была точная реплика платья. Это же сон, мечта, а они никогда точно не отражают реальность. Наряд как бы материализуется сквозь сознание Элайзы».
Mood Board

Top-Hat-Rogers-Astaire

Джинджер Роджерс и Фред Астер в фильме «Цилиндр» (1935)

Dance Sequence

Салли Хокинс, Даг Джонс и хореограф Роберто Кампанелла на съемочной площадке

«Мы изготовили уменьшенную версию платья. Оно было кремовым и должно было казаться белым на черно-белой пленке. Некоторые из тканей были настолько дорогими, что мы должны были удостовериться в правильности выбора стиля и линий. Поэтому используя макет, мы легко могли вносить коррективы Экстерьер платья был изготовлен из французского кружева стоимостью 450 долларов за метр. Но вместо того, чтобы использовать цельное кружево, мы порезали его на кусочки, сделав кружевные аппликации, тем самым сэкономив расход дорогого материала. Кружево мы украсили кристаллами Swarovski, придавшими сверкание наряду». В итоге, платье было подобно многослойному торту: 4 внешних и еще 7 нижних юбок. В движении такой наряд смотрится, действительно, эффектно.
Dance Sequence
Dance Sequence
Dance Sequence
Dance Sequence
Dance Sequence

shapeofwater-dancegif-1.gif

Доминирующую холодную зеленовато-синюю цветовую гамму периодически разбавляют теплые коричневые оттенки мира душки-соседа Элайзы — Джайлса. В его гардеробе преобладают кофейно-кремовые оттенки. Он отдает предпочтение жилетам, кардиганам и твидовым пиджакам.
Shape of Water Richard Jenkins
Shape of Water
Shape of Water
The-Shape-of-Water-Richard-Jenkins-Giles
Richard Jenkins The Shape of Water

Гардероб Зельды (Октавия Спенсер), коллеги и подруги Элайзы (не считая униформы), выдержан в коричневой цветовой гамме. В одном из интервью Луис Секейра рассказывает, что метафорой для раскрытия образа героини Октавии Спенсер для него стал «помятый фрукт».
shape-of-water-octavia-spencerjpg-6db39e0c7a8d6c9f-800x445
shape-1
Shape of Water
Shape of Water
Shape of Water
«Это женщина, которую притесняет муж и притесняет общество. Она как раздавленный фрукт. Я пытался донести свое видение своим ассистентам, занимающимся закупками, и привнести оттенки помятых фруктов в ее гардероб. На протяжении всего фильма ее одежда словно тронута патиной». Кстати, внимательный зритель может заметить, что в сцене, когда Зельда решается помочь подруге с организацией побега для амфибии, на ее пальто заметна брошь в виде птичьего крыла. Эта символическая деталь созвучна броши-бабочке на красном пальто Элайзы в финале фильма.
Shape of Water
Shape of Water
Облик главного злодея Стрикланда (Майкл Шеннон) — монохромный. В его гардеробе исключительно черный, белый и серый цвета. Собственно, его первое появление на экране выглядит даже несколько комичным. Когда зритель видит героя в черном костюме, черном пальто и черной шляпе, да еще под такую пафосно-нагнетающую музыку, только стрелочки с табличкой “bad guy” не хватает.
Shape of Water
shape of water
shape-of-water-4-1024x554-1024x554
shape of water
shape of water
shape of water
shape of water
В то же время оранжево-салатовая колористика дома Стрикланда, характерная для интерьеров 1960-х контрастирует с общей зеленовато-синей гаммой интерьеров лаборатории и квартиры Элайзы.
shape of water
Shape of Water
Shape of Water
На работе Стрикланд одет с иголочки, костюмы сшиты по фигуре, подчеркивая напряженность и взвинченность героя. При этом, если в начале фильма его рубашки сияют чистотой и белизной, то по ходу раскрытия его злобной натуры к финалу они уже становятся более темными от грязи и крови.
The-Shape-of-Water-620x412
the-shape-of-water-michael-shannon
Единственный раз, когда мы видим Стрикланда не в строгом костюме, это сцена, когда он вместе с женой и детьми смотрит телевизор. На нем — горчичное поло и бежевые брюки, да и вся его семья одета в такой же горчично-желтоватой гамме, гамме будущего. Стрикланд противостоит миру прошлого, который олицетворяют Элайза и Существо, даже на цветовом уровне.
Shape of Water
Shape of Water
Shape of Water
Поскольку профессор Роберт Хоффстетлер (Майкл Сталберг) — по сути двойной агент, то у него двойная цветовая палитра. Рассказывает Луис Секейра: «У него есть рабочая палитра и та цветовая гамма, в которой он появляется, когда встречается с русскими, где появляются оттенки коричневого и зеленого. Во многих случаях это одна и та же одежда, например одни и те же рубашки, просто когда герой оказывается в обществе плохих русских, мы использовали теплые тона, а когда он появлялся в холодных декорациях лаборатории, мы использовали холодные тона. Это было сделано очень тонко, но Гильермо считал, что это являлось значительным компонентом для раскрытия линии этого персонажа в фильме».
shape of water
shape of water
shape-of-water-michael-stuhlbargЛуис Секейра неизменно восторженно отзывается о своей совместной работе с режиссером дель Торо: «У Гильермо очень точные, невероятные идеи и фантастическое видение. С ним необычайно интересно работать. Мы встречались практически каждый день, обсуждали процесс, собирали образцы и ткани, делали подборки, прежде чем начали шить из тканей костюмы. Буквально все подвергалось переработке. Обычно я брал ткань в ее натуральном состоянии, и дальше мы ее перекрашивали в 5 разных оттенков, а затем комбинировали получившееся. Взять хотя бы униформу уборщиц. У нас было 7 разных цветов, но все они лишь слегка различались. За основу мы взяли цвет патины. У каждого костюма была своя жизнь».
shape of water
the-shape-of-water_Eq0uEI-0f4ed957
Действительно, одеть героев фильма с элементами фантастики так, чтобы кинокостюмы выглядели как реальная одежда, которую герои носят изо дня в день, было непростым вызовом, но Луис Секейра справился со своей работой блестяще.

Здесь можно послушать рассказ художника о работе над фильмом:

Оцените