Как Наталья Бондарчук и Ванесса Редгрейв одну корону делили / «Юность Петра» (1980) и «Петр Великий» (1986)
При имени царевны Софьи в памяти сразу всплывает растрепанная женщина-медведица с выпученными дикими глазами с картины Репина. В кино ей повезло больше — ее играют харизматичные и яркие актрисы Наталья Бондарчук и Ванесса Редгрейв. И одевала их одна и та же художница — Элеонора Маклакова.
Над фильмом Сергея Герасимова «Юность Петра» работало несколько художников по костюмам: Элеонора Маклакова, Гюнтер Шмидт (немец, вы знаете его работу по «3 орешка для Золушки», в «Юности Петра» он отвечал за иностранный каст) и Наталья Полях, заявленная в титрах как художник по военному костюму.
«- Хотелось бы добавить еще несколько слов, — говорит Сергей Аполлинариевич Герасимов. – Это слова благодарности нашему художнику по костюмам Э.Маклаковой, которой, собственно, и довелось одеть и обуть огромное множество ролевых, групповых и массовочных исполнителей, начиная со стрелецких полков и кончая участниками народных сцен». <…>
Журнал пропаганды советского киноискусства. Фильмы «Юность Петра» и «В начале славных дел» 1983 г.
Велика была помощь армии. Это они играли близких Софье стрельцов и солдат молодой петровской армии. Всех их надо было одеть: 500 стрельцов, 300 преображенцев, 300 семеновцев, сотни крестьян и горожан – участников массовки собиралось иной раз до тысячи людей! <…> Костюмы для фильма о Петре шили по всему Союзу – в Риге, Ленинграде, в пошивочных цехах пяти московских театров – Московского областного, Большого, МХАТа, Малого, имени Моссовета. Работала на массовку и Тбилисская фабрика обуви. Не следует забывать и о том, что фильмы «Юность Петра» и «В начале славных дел» — совместная постановка с «ДЕФА», и потому воссоздание вещного мира петровского времени, пошив костюмов и постройка декораций, так сказать, «иноземной» части картины – Кукуя, Англии, Франции, Голландии – были целиком и полностью, на самом высочайшем уровне, обеспечены кинематографистами из ГДР».
По первоначальному плану съемки «должны были производиться при естественном освещении – скупом дневном свете, пробивающемся сквозь окна, мерцании свечей». И это видно в том, как решены эскизы Элеоноры Петровны: на черном фоне, с чуть подсвеченными лицами.
Софья в фильме Сергея Герасимова «Юность Петра» – сестра, достойная своего младшего брата, будущего императора Петра Первого. Умная, волевая, даже обаятельная, хотя и жестокая, холодная женщина. Никаких «кровавых мальчиков» в глазах и полная готовность пролить родную кровь, хотя и чужими руками. Полная уверенность в своем праве на царство и нежелание покорно смириться с обычной судьбой царских дочерей. Религиозная на людях, но втайне мечтающая о европейских вольностях и живущая во грехе со своим фаворитом, женатым Василием Голицыным. Художественный образ — сложный, трагический и талантливо раскрытый Бондарчук. Актриса играла Софью еще в студенческой мастерской Сергея Герасимова во ВГИКе, и затем режиссер ее позвал воплотить этот образ в кино.
Костюмы Софьи по мере развития сюжета меняются от светлых, золотых к драматическим красным и черным. В ее нарядах, особенно в начале, можно увидеть детали с портретов того времени: самой Софьи и девических портретов ее снохи Марфы Апраксиной, жены Федора III. Узнаваемые венцы, шубы (по сути накидка с мехом), жемчужные ожерелки, отделка верхних платьев. Софья в золотых парчовых платьях с длинными рукавами неуловимо напоминает царевну золотого царства с картины Васнецова.
Сам костюм царевны, как и положено, многослойный: нижний – рубаха, средний – телогрея или летник, верхний – шуба с мехом. Из украшений: ожерелки, запястья (манжеты), венцы, короны, кольца и серьги. Стройной и невысокой Наталье Бондарчук за счет многослойных одежд и складок, тяжелых узорчатых тканей, высоких массивных венцов придали дородности и царской стати. Во многих сценах актриса складывает руки на груди (женщины в то время действительно так часто держали руки из-за широких рукавов летников), придавая фигуре дополнительный объем.
«Насколько судьба этой женщины самобытна и поразительна, настолько же и трагична. Она боролась не только за власть, но и за свою любовь – и потеряла все! В один день! Ее отчаянье, ненависть, бессильную злобу, чисто человеческие страдания – всю эту смену переживаний своей героини я старалась показать в сцене, которую мы снимали в Новодевичьем монастыре, куда Софья приезжает, пытаясь направиться затем в Троице-Сергиевскую лавру для переговоров с Петром. Мне хотелось сыграть женщину волевую, натуру жестокую и тираническую, но вместе с тем страдающую и мятущуюся. Ей не удалось переспорить судьбу и избежать участи, уготованной по тем временам царским дочерям и вдовствующим царицам – заточение и медленное угасание в темной и душной монашеской келье».
Наталья Бондарчук о своем видении роли
Честно признаемся, сам фильм не из разряда наших любимых, тем не менее, нельзя не отметить хорошую игру многих актеров: Натальи Бондарчук, Дмитрия Золотухина, Николая Еременко-мл. и др., да и в целом экранизация добротная.
Американская Софья
К петровской теме Элеонора Маклакова вернулась уже через несколько лет. В 1986 году вышел совместный с США 8-серийный фильм «Петр Великий», где царевну сыграла Ванесса Редгрейв, Петра – Максимиллиан Шелл, а Евдокию – его жена Наталья-Само Совершенство-Андрейченко. Вместе с Маклаковой над костюмами трудилась Сибилл Улсамер. За свою работу художницы по костюмам получили премию «Эмми» и Главный приз дизайнеров Калифорнии .
«Над костюмами работали 20 человек. По моим эскизам — а их получилось около 500 – шили 4 самостоятельные художницы. У всех была своя тема: у одной- бояре, у другой – военные… Каждая выполнила почти по тысяче костюмов. Шили костюмы не только в Москве, но и в Мюнхене, а большую часть – в Риме. Ткани были в точности те, что предпочитал Петр и его двор. Их покупали тоже в Италии, потому что несколько местных фирм до сих пор выполняют такие драпировочные материалы. А шелк и сукно поставляла западногерманская фирма «Фукс» из Аугсбурга. Я не имитировала ни одной ткани. Мы постарались, чтобы в «Петре Великом» изобразительный ряд был безупречным.
Маклакова Э. «Эмми» за «Петра» / Э. Маклакова // Новое время. – 1986. – № 43. – С. 30-31
На съемочной площадке порой доходило до настоящих баталий. Например, американцы отсняли целую сцену: русские крестятся в шапках! Пересняли… Что же касается «звезд» — конечно, им было нелегко. Наталье Андрейченко в роли Евдокии, первой жены Петра, полагалось носить пятислойный наряд и 30-килограммовую корону. Царская поступь – она ведь не столько от воспитания, сколько от тяжести одеяний…Наташа сначала ворчала, но потом привыкла. Когда я впервые увидела маленькую хрупкую Лили Пальмер, мне шепнули: «Ей 70 лет, не мучайте ее своими тяжелыми шубами». Но Пальмер была очарована экзотикой одежды и выдержала все».
«Их страсть к аутентичности сводит нас с ума. Художница по костюмам даже настояла на аутентичном белье для женщин. А массовка, играющая татар при осаде Азова, вся побрила головы, хотя все они носили шапки»
Марвин Дж. Чомски, режиссер, о работе с русской командой /
Serge Schmemannov Back to the Russia of Peter the Great. The New York Times Archives, Nov. 25, 1984
Редгрейв играет Софью немного иначе, чем Бондарчук. В нашем фильме она более сумрачная, серьезная, царственная, cдержанная, у американцев — более дерзкая, открытая в проявлении эмоций, даже немного стервозная и саркастичная.
«Это была возможность узнать больше об этой фантастической истории. Я ничего не знала о Петре Великом. В школе его не изучали, по крайней мере, в моей. Но телевидение может освежить эту историю».
Ванесса Редгрейв/ Dan Callahn «Vanessa: The Life of Vanessa Redgrave»
Маклакова выбрала главным цветом «американской» Софьи – красный, цвет стрелецкого восстания, палитра постепенно смещается от алого к черному (монашескому). У Ванессы Редгрейв совершенно другая фактура, по сравнению с Бондарчук: она высокая и с худым лицом. Художники использовали небольшие головные уборы, чтобы актриса не «довлела» над окружением, крупные принты, чтобы визуально «расширить» фигуру героини.
Впрочем, у царевен есть и кое-что общее – золотая корона, которую вслед за Натальей надела и Ванесса. Сама она немного напоминает корону с одного из официальных портретов царевны.
Очень трудно было с Максимилианом Шеллом. Он сосредоточился исключительно на своем здоровье. Так и не удалось содрать с Шелла черный шарф, который он носит в жизни. Сделали сапоги на каблуках с вкладкой. Но Шелл то и дело выходил на съемочную площадку в своих сапогах – так теплее. И вся группа думала, как бы сапоги не попали в кадр. Зимой под Суздалем было 40 градусов мороза. Условия съемок были тяжелые. И в первую очередь для той части группы, которая готовила съемки. Трудно приходилось массовке. Я даже пошла на неправду: мальчиков-кавалеристов одела в валенки, хотя они появились только в XIX веке. И все-таки настоящий актер в первую очередь думает о роли. Вот эпизод. Ванесса Редгрейв должна была сняться в монашеской одежде. Длинная узкая черная фигура в высоком клобуке на фоне белых монастырских стен. Невероятно красиво. И вот — Суздаль, 40 градусов мороза. Все поддевают теплое и «пухнут». А Ванесса поняла, что потеряет от этого. И – медленной, величавой поступью прошла в одной рясе, даже без перчаток!»
Маклакова Э. «Эмми» за «Петра» / Э. Маклакова // Новое время. – 1986. – № 43. – С. 30-31
И напоследок немного фото с выставок «Старинный костюм в кино», приуроченной к 100-летию Киностудии им. М. Горького (в 2015 году) и «Иллюзия реальности. Предметный мир костюма эпохи Петра I» в Российской государственной библиотеке искусств (2019). На первой выставлялись костюмы и головные уборы из фильмов «Юность Петра» и «Петр Великий». На втором студенты кафедры сценического костюма Школы-студии МХАТ творили на основе эскизов Элеоноры Маклаковой к фильму «Юность Петра».
«Старинный костюм в кино»
«Иллюзия реальности. Предметный мир костюма эпохи Петра I»
Поделиться "Как Наталья Бондарчук и Ванесса Редгрейв одну корону делили / «Юность Петра» (1980) и «Петр Великий» (1986)"
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.