FavoriteLoadingДобавить в Избранное

При имени царевны Софьи в памяти сразу всплывает растрепанная женщина-медведица с выпученными дикими глазами с картины Репина. В кино ей повезло больше — ее играют харизматичные и яркие актрисы и . И одевала их одна и та же художница — Элеонора Маклакова.

Над фильмом Сергея Герасимова «Юность Петра» работало несколько художников по костюмам: , (немец, вы знаете его работу по «3 орешка для Золушки», в «Юности Петра» он отвечал за иностранный каст) и Наталья Полях, заявленная в титрах как художник по военному костюму.

«- Хотелось бы добавить еще несколько слов, — говорит Сергей Аполлинариевич Герасимов. – Это слова благодарности нашему художнику по костюмам Э.Маклаковой, которой, собственно, и довелось одеть и обуть огромное множество ролевых, групповых и массовочных исполнителей, начиная со стрелецких полков и кончая участниками народных сцен». <…>
Велика была помощь армии. Это они играли близких Софье стрельцов и солдат молодой петровской армии. Всех их надо было одеть: 500 стрельцов, 300 преображенцев, 300 семеновцев, сотни крестьян и горожан – участников массовки собиралось иной раз до тысячи людей! <…> Костюмы для фильма о Петре шили по всему Союзу – в Риге, Ленинграде, в пошивочных цехах пяти московских театров – Московского областного, Большого, МХАТа, Малого, имени Моссовета. Работала на массовку и Тбилисская фабрика обуви. Не следует забывать и о том, что фильмы «Юность Петра» и «В начале славных дел» — совместная постановка с «ДЕФА», и потому воссоздание вещного мира петровского времени, пошив костюмов и постройка декораций, так сказать, «иноземной» части картины – Кукуя, Англии, Франции, Голландии – были целиком и полностью, на самом высочайшем уровне, обеспечены кинематографистами из ГДР».

Журнал пропаганды советского киноискусства. Фильмы «Юность Петра» и «В начале славных дел» 1983 г.

По первоначальному плану съемки «должны были производиться при естественном освещении – скупом дневном свете, пробивающемся сквозь окна, мерцании свечей». И это видно в том, как решены эскизы Элеоноры Петровны: на черном фоне, с чуть подсвеченными лицами.

Эскизы Э.П.Маклаковой, хранятся в Музее кино

Софья в фильме Сергея Герасимова «Юность Петра» – сестра, достойная своего младшего брата, будущего императора Петра Первого. Умная, волевая, даже обаятельная, хотя и жестокая, холодная женщина. Никаких «кровавых мальчиков» в глазах и полная готовность пролить родную кровь, хотя и чужими руками. Полная уверенность в своем праве на царство и нежелание покорно смириться с обычной судьбой царских дочерей. Религиозная на людях, но втайне мечтающая о европейских вольностях и живущая во грехе со своим фаворитом, женатым Василием Голицыным. Художественный образ — сложный, трагический и талантливо раскрытый Бондарчук. Актриса играла Софью еще в студенческой мастерской Сергея Герасимова во ВГИКе, и затем режиссер ее позвал воплотить этот образ в кино.

Костюмы Софьи по мере развития сюжета меняются от светлых, золотых к драматическим красным и черным. В ее нарядах, особенно в начале, можно увидеть детали с портретов того времени: самой Софьи и девических портретов ее снохи Марфы Апраксиной, жены Федора III. Узнаваемые венцы, шубы (по сути накидка с мехом), жемчужные ожерелки, отделка верхних платьев. Софья в золотых парчовых платьях с длинными рукавами неуловимо напоминает царевну золотого царства с картины Васнецова.


1. Неизвестный художник Портрет царицы Марфы Апраксиной, музей Гатчина, 2.
Неизвестный художник Портрет царицы Марфы Апраксиной Государственный Русский Музей , 3. Неизвестный художник XVII века. Портрет царевны Софьи Алексеевны (точно не атрибутирован!) Около 1687 г. Дворец-музей Версаль, Франция.

Сам костюм царевны, как и положено, многослойный: нижний – рубаха, средний – телогрея или летник, верхний – шуба с мехом. Из украшений: ожерелки, запястья (манжеты), венцы, короны, кольца и серьги. Стройной и невысокой Наталье Бондарчук за счет многослойных одежд и складок, тяжелых узорчатых тканей, высоких массивных венцов придали дородности и царской стати. Во многих сценах актриса складывает руки на груди (женщины в то время действительно так часто держали руки из-за широких рукавов летников), придавая фигуре дополнительный объем.


Мелкая, но аутентичная деталь: на косе — накосник

В этом драматичном эпизоде в Новодевичьем монастыре чувствуется и что-то репинское.
Чего не откажешь Софье, сыгранной Бондарчук, это во внутренней силе героини, которая даже поражение принимает с достоинством

«Насколько судьба этой женщины самобытна и поразительна, настолько же и трагична. Она боролась не только за власть, но и за свою любовь – и потеряла все! В один день! Ее отчаянье, ненависть, бессильную злобу, чисто человеческие страдания – всю эту смену переживаний своей героини я старалась показать в сцене, которую мы снимали в Новодевичьем монастыре, куда Софья приезжает, пытаясь направиться затем в Троице-Сергиевскую лавру для переговоров с Петром. Мне хотелось сыграть женщину волевую, натуру жестокую и тираническую, но вместе с тем страдающую и мятущуюся. Ей не удалось переспорить судьбу и избежать участи, уготованной по тем временам царским дочерям и вдовствующим царицам – заточение и медленное угасание в темной и душной монашеской келье».

Наталья Бондарчук о своем видении роли

Честно признаемся, сам фильм не из разряда наших любимых, тем не менее, нельзя не отметить хорошую игру многих актеров: Натальи Бондарчук, Дмитрия Золотухина, Николая Еременко-мл. и др., да и в целом экранизация добротная.

Американская Софья

К петровской теме Элеонора Маклакова вернулась уже через несколько лет. В 1986 году вышел совместный с США 8-серийный фильм «Петр Великий», где царевну сыграла Ванесса Редгрейв, Петра – Максимиллиан Шелл, а Евдокию – его жена Наталья-Само Совершенство-Андрейченко. Вместе с Маклаковой над костюмами трудилась Сибилл Улсамер. За свою работу художницы по костюмам получили премию «Эмми» и Главный приз дизайнеров Калифорнии .

«Над костюмами работали 20 человек. По моим эскизам — а их получилось около 500 – шили 4 самостоятельные художницы. У всех была своя тема: у одной- бояре, у другой – военные… Каждая выполнила почти по тысяче костюмов. Шили костюмы не только в Москве, но и в Мюнхене, а большую часть – в Риме. Ткани были в точности те, что предпочитал Петр и его двор. Их покупали тоже в Италии, потому что несколько местных фирм до сих пор выполняют такие драпировочные материалы. А шелк и сукно поставляла западногерманская фирма «Фукс» из Аугсбурга. Я не имитировала ни одной ткани. Мы постарались, чтобы в «Петре Великом» изобразительный ряд был безупречным.
На съемочной площадке порой доходило до настоящих баталий. Например, американцы отсняли целую сцену: русские крестятся в шапках! Пересняли… Что же касается «звезд» — конечно, им было нелегко. Наталье Андрейченко в роли Евдокии, первой жены Петра, полагалось носить пятислойный наряд и 30-килограммовую корону. Царская поступь – она ведь не столько от воспитания, сколько от тяжести одеяний…Наташа сначала ворчала, но потом привыкла. Когда я впервые увидела маленькую хрупкую Лили Пальмер, мне шепнули: «Ей 70 лет, не мучайте ее своими тяжелыми шубами». Но Пальмер была очарована экзотикой одежды и выдержала все».

Маклакова Э. «Эмми» за «Петра» / Э. Маклакова // Новое время. – 1986. – № 43. – С. 30-31

«Их страсть к аутентичности сводит нас с ума. Художница по костюмам даже настояла на аутентичном белье для женщин. А массовка, играющая татар при осаде Азова, вся побрила головы, хотя все они носили шапки»


Марвин Дж. Чомски, режиссер, о работе с русской командой /
Serge Schmemannov Back to the Russia of Peter the Great. The New York Times Archives, Nov. 25, 1984

Редгрейв играет Софью немного иначе, чем Бондарчук. В нашем фильме она более сумрачная, серьезная, царственная, cдержанная, у американцев — более дерзкая, открытая в проявлении эмоций, даже немного стервозная и саркастичная.

«Это была возможность узнать больше об этой фантастической истории. Я ничего не знала о Петре Великом. В школе его не изучали, по крайней мере, в моей. Но телевидение может освежить эту историю».

Ванесса Редгрейв/ Dan Callahn «Vanessa: The Life of Vanessa Redgrave»

Маклакова выбрала главным цветом «американской» Софьи – красный, цвет стрелецкого восстания, палитра постепенно смещается от алого к черному (монашескому). У Ванессы Редгрейв совершенно другая фактура, по сравнению с Бондарчук: она высокая и с худым лицом. Художники использовали небольшие головные уборы, чтобы актриса не «довлела» над окружением, крупные принты, чтобы визуально «расширить» фигуру героини.

Красный «стрелецкий» бунт
И «красная» в тон стрельцам Софья

Софья и Василий Голицын. И в советской и в американской картине любовники часто одеты в одинаковом цвете
Золотая Софья. Обратите внимание на крупный раппорт рисунка и невысокий головной убор, чтобы не так «довлеть» над Натальей Кирилловной (Лили Палмер)
Софья «темнеет»

Любопытная деталь, у Софьи — жемчужные серьги-бабочки — старинное русское украшение, обычно их делают из белого речного жемчуга, но у Софьи, которую ссылают в монастырь, они траурного цвета.
«Черный» монашеский финал царевны.
Теплый желтый тон, который доминирует в интерьерных съемках в фильме, символизирует цвет византийских и русских православных икон. Американцы как раз реализовали первоначальную идею Герасимова снимать в аутентичном «теплом ламповом» свете.

Впрочем, у царевен есть и кое-что общее – золотая корона, которую вслед за Натальей надела и Ванесса. Сама она немного напоминает корону с одного из официальных портретов царевны.

Очень трудно было с Максимилианом Шеллом. Он сосредоточился исключительно на своем здоровье. Так и не удалось содрать с Шелла черный шарф, который он носит в жизни. Сделали сапоги на каблуках с вкладкой. Но Шелл то и дело выходил на съемочную площадку в своих сапогах – так теплее. И вся группа думала, как бы сапоги не попали в кадр. Зимой под Суздалем было 40 градусов мороза. Условия съемок были тяжелые. И в первую очередь для той части группы, которая готовила съемки. Трудно приходилось массовке. Я даже пошла на неправду: мальчиков-кавалеристов одела в валенки, хотя они появились только в XIX веке. И все-таки настоящий актер в первую очередь думает о роли. Вот эпизод. Ванесса Редгрейв должна была сняться в монашеской одежде. Длинная узкая черная фигура в высоком клобуке на фоне белых монастырских стен. Невероятно красиво. И вот — Суздаль, 40 градусов мороза. Все поддевают теплое и «пухнут». А Ванесса поняла, что потеряет от этого. И – медленной, величавой поступью прошла в одной рясе, даже без перчаток!»

Маклакова Э. «Эмми» за «Петра» / Э. Маклакова // Новое время. – 1986. – № 43. – С. 30-31

И напоследок немного фото с выставок «Старинный костюм в кино», приуроченной к 100-летию Киностудии им. М. Горького (в 2015 году) и «Иллюзия реальности. Предметный мир костюма эпохи Петра I» в Российской государственной библиотеке искусств (2019). На первой выставлялись костюмы и головные уборы из фильмов «Юность Петра» и «Петр Великий». На втором студенты кафедры сценического костюма Школы-студии МХАТ творили на основе эскизов Элеоноры Маклаковой к фильму «Юность Петра».

«Старинный костюм в кино»

Красный костюм Софьи из штофа, отделан сутажом, тесьмой, шнуром, вышивкой искусственным жемчугом, бисером.
Костюм Софьи из бархатной парчи (телогрея) и шелковой саржи (рубаха), меховой ворот, ожерелок и запястья с вышивкой искусственным жемчугом
Костюм Натальи Кирилловны (Тамары Макаровой) из узорной парчи, отделан мехом норки, ожерелок и запяться с вышивкой искусственным жемчугом.
Свадебный костюм Евдокии Лопухиной (Любовь Германова) из узорной парчи, декорирован стразами, тесьмой, искусственным жемчугом, пуговицами
Волосник Евдокии Лопухиной, «Юность Петра»
Каптур Натальи Кирилловны (Тамара Макарова), «Юность Петра»
Справа — венец Софьи, «Юность Петра»
Шапка алмазная царя Ивана (Алексей Емельянов), «Юность Петра», на заднем плане — шапка алмазная царя Петра, «Юность Петра» (Дмитрий Золотухин) и «Петр Великий» (Грехем Макграт)
Венец Евдокии Лопухиной (Наталья Андрейченко), «Петр Великий»

«Иллюзия реальности. Предметный мир костюма эпохи Петра I»

Копии эскизов Э.П. Маклаковой к фильму «Юность Петра»
В центре — макет костюма Петра
Макеты костюмов Софьи и Натальи Кирилловны
Макеты костюмов Натали Кирилловны и Василия Голицына
Ожерелок и запястья
Оцените