FavoriteLoadingДобавить в Избранное

В Москве, на ВДНХ, в павильоне №16 «Гидрометеорология», открылась выставка «Весна и мода. Коллекция из Фонда Александра Васильева», которая также ознаменовала открытие музея моды Александра Васильева.  Это первая из трех экспозиций, которые предстоит увидеть зрителям в 2018 году. Также нас ждут такие выставочные проекты, как «Пляжная мода» и «Гламур 80-х».

Название выставки «Весна и мода» говорит само за себя. Под аккомпанемент популярных советских песен, посвященных самому романтичному времени года, посетители смогут рассмотреть более 200 тематических предметов из коллекции Александра Васильева: платья, аксессуары, фотографии, открытки. На выставке представлены как вещи знаменитых иностранных кутюрье (создания Диора, Ланвен, Куррежа и пр.), так и творения отечественных дизайнеров, включая платье авторства Кирилла Гасилина, куратора выставки.

Сам Александр Васильев так говорит о взаимосвязи весны и моды: «Весна очень сильно влияет на моду. Во-первых, после зимней спячки это первый теплый сезон, когда женщины и мужчины начинают раздеваться. Весна — это прекрасное время, когда не надо носить чулки и колготки, перчатки и варежки, шубы и шапки. Весна — это возможность перейти к более радостным цветочным мотивам в одежде».

Синемоде посчастливилось побывать на открытии выставки и стать участниками увлекательной экскурсии, которую провел лично Александр Васильев. Представляем вашему вниманию наш фоторепортаж с выдержками из рассказа знаменитого историка моды.

Александр ВасильевА.В.: «Весна, легкий ветерок и солнышко заставляют женщину снять тяжелую зимнюю одежду, шарфы, сапоги и, наконец-то показать, какая она хорошенькая. Весной все хотят познакомиться, поэтому мода весны — это мода первых романов. Именно весной в одежде мы наблюдаем больше пастельных и ярких цветов и, конечно же, цветочных рисунков. Мода на цветочный рисунок достаточна стара. Она появилась еще в 18-м веке. Постепенно распространяются хлопчатобумажные ткани. Весь 19 век набивные хлопчатобумажные рисунки были в моде. Так и в 20-м, и в 21-м веке никто о цветочках не забыл. Время от времени приходят пуристские периоды, когда говорят: цветочки не хотим, хотим все однотонное и рубленное. Потом приходит новая декада, как сейчас, когда мы говорим: хотим все приталенное и цветочное. МОДА — ветреница и она длится всегда 6 месяцев, а после 6 месяцев она должна убить саму себя».

Платья 20-х гг.

Платья 20-х гг.

Слева: Дневное платье из набивного муслина. США, 1927 г. Из бывшего собрания Бруклинского музея. Справа: Платье из шелкового крепа с набивным цветочным рисунком. США, 1928-1929 гг.

Александр Васильев
А.В.: «В 20-е годы был моден ар-деко и прямоугольная структура тела. Плоская грудь, узкие бедра и отсутствие талии. Женщина, которую называли «дощечка», или стиль «La Garçonne» — женщина-подросток, женщина-сорванец. Головные уборы того времени напоминали каски первой мировой войны, здесь это очень хорошо видно. Они очень плотно обтягивали голову. Прически были каре, очень короткие, и не за что было зацепить головной убор, поэтому шляпки просто натягивались. В моде была заниженная талия. Считалось, что прямой силуэт должен быть таковым. Цветочные мотивы, мотивы весны весьма характерны для конца 20-х годов».

 

Платья 20х-30х гг.

Костюм из шелка и кружевного полотна. Дом моды Lanvin. Париж, 1935-1936 гг.

Слева: Платье из жаккардового шелка с набивным цветочным рисунком и пелериной из рюш. Западная Европа, 1930-е гг. Справа: Вечернее платье из шифона с аппликацией панбархатом. Париж, 1928-1929 гг.

Платье из набивного шелка, США, начало 30х.

Весеннее платье из набивного шелка с цветочным рисунком США, начало 1930-х.

1Коллаж

Платья 30-х гг.

1-3 Александр Василье1

А.В.: «Мода 30-х годов была знаменита тем, что все кроилось по косой лейке, и таким образом женственность передавалась прежде всего через крой ткани. Она не могла создать рубленого силуэта хотя бы потому, что была положена таким способом, что ее драпирование и эффект декольте в виде качелей, модный в 30-е годы, были обусловлены кроем. Мода этого времени использует преимущественно креповые ткани из-за эластичного эффекта. Первое платье из набивного шелкового крепа как раз показывает эту тему. Каждый сезон — свои цветы. И если следить подробно за модой, то можно узнать, когда какой цветок был в моде. Здесь вы видите модели начала 30-х годов, когда особенно популярен был мак. И мотивы мака здесь представлены очень хорошо. Эти ткани пришли к нам с трофеями только после 1945 года, и часто советские платья с присутствием мака датируются 1945-1950 гг. Только потому, что отрез к портнихе попал на 10 лет позднее, чем он был в реальности в моде на Западе».

Вечернее платье из тюля на шелковом чехле

Вечернее платье из тюля на шелковом чехле. Дом моды Miss Glory. США, Hollywood, 1932-1933 гг.

2. Коллаж

1-3 Александр Васильев_А.В.: «Другой модный оттенок этого сезона — мимозовый оттенок. Мимозовые оттенки были в моде и в 30-е годы. Мода вечно роется в своем сундуке. Объем манекенов, представленных на выставке, 55 см в талии. Это платье было сделано в Голливуде. И голливудский стиль черно-белых фильмов сильно повлиял на моду, несмотря на то, что мода 30-х годов считается кризисной. Такие красивые платья, скажете вы, а в чем кризис? А кризис в том, что отсутствует дорогостоящая отделка (стеклярус, вышивка, серебро, золото). Они просто сшиты из тюля. Красота исключительно в крое, а сама ткань по себе не такая дорогостоящая. То есть виртуозность шиться здесь на первом плане. Платье посередине принадлежало одной концертной пианистке из Риги — Эмме Шалте. В ту пору Латвия была независимым государством и очень сильно следила за европейской модой. Ригу часто называли «маленький Париж». И неудивительно, что эта модель вам немножко напомнит парижские мотивы этого времени».

Платье из набивного крепа с цветочным рисунком

Платье из набивного крепа с цветочным рисунком. Рига, 1932-1933 гг. Из гардероба пианистки Эммы Шалте.

Вечернее платье из синего тюля, вышитое ромашками

Вечернее платье из синего тюля, вышитое ромашками. США, 1933 г. Из бывшего собрания Бруклинского музея.

А.В.: «Многие уникальные предметы моей коллекции мне достались на распродажах крупных музеев. Так, в частности эта синяя модель, вышитая маргаритками, ранее принадлежала Бруклинскому музею в Нью-Йорке. Музей обанкротился только в текстильной коллекции и решил расстаться с 40 тысячами платьев. Из них 12 тысяч забрал музей Метрополитен, который на сегодня обладает самой большой коллекцией уникальной одежды от 17 до 21 века».

Платья 30-х

Слева: Платье из шелковой органзы с набивным цветочным рисунком и отделкой декоративными бантами из шелковой тафты. Западная Европа, 1930-е гг. Справа: Платье из розового кружева с чехлом из креп-сатина. Дом моды Antoine Hobert, Париж, 1933. Пелерина из велюра, Западная Европа, 1932 гг.

22-23

5. New LookА.В.: «Многие модели, представленные на выставке, это модели в стиле new look. New look родился в 1947 году и Кристиан Диор был его начинателем, и у нас здесь даже представлен оригинальный костюм Диора, принадлежваший его любимой манекенщице Алле Ильчун, чья талия в объеме составляла всего 49 см. Это очень характерный для Диора силуэт. Кристиан Диор обожал ландыши, и они очень часто присутствовали в его моделях в виде брошек, декора шляпок и пр.»

Костюм Christian Dior

Костюм из шерсти. Дом моды Christian Dior. Париж, 1948-1949 гг. Из гардероба манекенщицы Аллы Ильчун.

Алла Ильчун

Алла Ильчун в костюме Christian Dior, журнал L’Officiel, 1951 год.

Бальное платье

Платье в стиле New Look из набивного капрона с цветочным рисунком и драпировкой по лифу. Западная Европа, конец 1950-х — начало 1960-х гг.

Александр Васильев

А.В.: «Послевоенное время было ознаменовано появлением новых тканей. Такой новой тканью стала синтетика. И особо популярной в то время тканью, позволяющей удешевить модели платьев, была ткань под названием капрон. В нашей стране капрон был знаменит бантиками у школьниц. В Европе бытовал набивной капрон, из которого делали капроновые платья. В СССР капроновые платья вошли в моду только в 1960 году, когда открылась сеть магазинов «Синтетика», а в Западной Европе уже в начале 1950-х годов капроновые платья из-за простоты ухода, чистки и отсутствия необходимости гладить стали очень популярными. Особенностью моды этого времени были приталенный силуэт корсажа, широкая юбка и женственность. Женственность была вызвана мечтой о создании семьи. Множество солдат мобилизовались после кровавой бойни Второй мировой войны и многие из них потеряли семьи, кто-то потерял руки-ноги. Но им все равно хотелось жить и создавать семью. И эти платья очень помогли многим увидеть ту самую маму своих детей, о которой они мечтали. А не просто девушку на пару вечеров. И этот стиль «мама» был самым характерным в 50-е годы. Так как в моду вошли короткие стрижки, химические завивки, то и шляпки имели небольшую форму и могли крепиться только шпильками. Подобного рода симпатичные и декоративные шляпки в СССР получили название «менингитки», потому что они закрывали только часть головного мозга».

Дневное платье в стиле New Look

Дневное платье в стиле New Look из набивного шелка с цветочным рисунком. Западная Европа, 1959 год.

Многие роскошные вечерние платья того времени были сделаны из тюля.

Вечернее платье

Вечернее платье из тюля цвета разбеленной лаванды на шелковом чехле. Начало 1950х гг.

Бальное платье

Бальное платье из шелкового тюля, вышитого металлической и шелковой нитью. Западная Европа, 1950-е гг.

Бальное платье

Бальное платье в стиле New Look из розового тюля

Бальное платье в стиле New Look из розового тюля с драпировкой по лифу. Москва, 1950-е гг. Из гардероба артистки разговорного жанра Ирины Чижовой.

Бальное платье

А.В.: «Эта розовая модель принадлежала советской эстрадной актрисе разговорного жанра Ирине Чижовой. Сейчас ее мало, кто знает. Но она была большой модницей и потратила много своих гонораров на платья, которые подражали Кристиану Диору. В ту пору это было настолько модно, что женщина, которая выходила в розовом нейлоновом платье, производила огромное впечатление».

Нам удалось найти в интернете портрет Ирины Чижовой, где она запечатлена как раз в этом розовом платье.

Ирина Чижова

Портрет Ирины Чижовой

А.В.: «Куратором этой выставки выступил знаменитый дизайнер Кирилл Гасилин, и для него цвет играет огромную роль. Поэтому все вещи на выставке цветово скоординированы. Нам нескучно на них смотреть. У нас глаз каждый раз получает новые впечатления».

Платья

Платье из крепдишина. Дом моды Tanya Kotegova. Санкт-Петербург, 1996 год.

Платье из крепдишина. Дом моды Tanya Kotegova. Санкт-Петербург, 1996 год.

Дневное платье из хлопка-пике. Венгрия, 1970-е гг. Из гардероба балерины Ф.П. Кузнецовой.

Дневное платье из хлопка-пике. Венгрия, 1970-е гг. Из гардероба балерины Ф.П. Кузнецовой.

Платье из набивного ацитата. Дом моды Damina. Италия, конец 1960-х гг. Приобретено в ГУМе.

Платье из набивного ацитата. Дом моды Damina. Италия, конец 1960-х гг. Приобретено в ГУМе.

Платье из хлопчатобумажной ткани с набойкой по мотивам живописи Анри Матисса. Париж, начало 1970-х

Платье из хлопчатобумажной ткани с набойкой по мотивам живописи Анри Матисса. Париж, начало 1970-х.

Александр Васильев чб1А.В.:  «Это синее платье уникально тем, что рисунок на ткани сделан великим художником Анри Матиссом. Он делал много рисунков по ткани, и какая-то фирма во Франции выкупила принт и выпустила платье. Я был бы рад, если бы у нас выпускали ткани с рисунками Коровина, Билибина или Серебряковой. Но, увы и ах, мы еще до этой тонкости не додумались. Мы не смогли соединить национальных художников, например Врубеля или Бакста, и моду. Что такое патриотизм? Патриотизм — это любовь к родине. Можно только поучиться у французов: взять национального художника Франции Анри Матисса, напечатать рисунок на ткани и шить платья, чтобы весь мир восхищался».

 

 

А.В.: «В 70-е в моду входят хиппи. Хиппи — это дети цветов, но химических оттенков. Вырвиглазные цвета: ярко-розовый, ярко-лиловый. Это были не хлопчатобумажные, а синтетические ткани.  В моде снова появились маки, популярные в 30-е, а также ромашки».

Платья 70х

Слева: Платье из полиэстера с набивным цветочным рисунком. Западная Европа, 1970-е гг. Справа: Платье из трикотажного полиэстера с набивным цветочным рисунком. США, около 1975 года.

Платья 70х

Слева: Летний ансамбль из шелка с набивным цветочным рисунком, состоящий из сарафана жилетки. Париж, 1970-е гг. Справа: Комбинезон с брюками-клеш из набивного шелка с цветочным рисунком. Стамбул, около 1975 г.

Платья 60-х-70-х

Слева: Платье из набивного полиэстера с цветочным рисунком. Дом моды Carnegie. Лондон, 1973 год. Справа: Платье из набивного полиэстрера. СССР, конец 1960-х гг. Из гардероба балерины Ольги Лепешинской.

Немного свадебной тематики. По словам Александра Васильева, нежное розовое платье наподобие пеньюара было специально сделано для первого утра после свадьбы для закрепления впечатления. А  платье цвета фуксии с белой кружевной накидкой — это наряд для второй свадьбы. Второе свадебное платье не может быть белым, но обязательно должен присутствовать белый элемент.

Вечернее ажурное платье из органзы. Париж, 1970-е.

Вечернее ажурное платье из органзы. Париж, 1970-е.

Вечернее платье из шелка с отделкой гипюром. Западная Европа, 1969 г.

Вечернее платье из шелка с отделкой гипюром. Западная Европа, 1969 г.

 

Платья 60-х

Слева направо: Ансамбль из чесучи, состоящий из платья и летнего пальто. Дом моды Anna Pambaldo. Найроби, 1960-е гг. Дневное платье из чесучи с отделкой декоративными пуговицами. Дом моды Anna Pambaldo. Найроби, 1960-е гг. Дневной ансамбль из льняного полотна. Дом моды Pierre Cardin. Париж,1960-е гг.

Платья с цветами

Слева: Коктейльное платье из шелка, отделанное бутонами искусственных цветов и декоративным бантом. Западная Европа, конец 1950-х — начало 1960-х гг. Справа: Коктейльное платье в стиле New Look из шелка с набивным рисунком “розы”. Дом моды Maggie Reeves. США, 1966 год.

 Платье Кирилла Гасилина

Коктейльное платье в стиле New Look из органди с отделкой искусственными ландышами, выполненными из полимерной глины и коклюшечного кружева. Дом моды Cyrille Gassiline. Москва, 2015 г.

А.В.: «Завершает нашу экспозицию платье кутюр, выполненное куратором выставки Кириллом Гасилиным. Все ландыши сделаны из императорского фарфора. Это императорский фарфоровый завод и они бьющиеся, а каждый листочек сплетен вологодскими кружевницами. Это интерпретация Диора ala Russe».

Также хочется обратить ваше внимание на экспозицию платков, как зарубежных дизайнеров, так и отечественного производства.

Платки

Платки

А.В.: «Советская женщина долгое время ходила в платке. Она считала, что шляпка — это слишком буржуазно. Городские жительницы носили шляпки, а колхозницы носили платочки. Сейчас платки вновь начинают входить в моду».

Витрины выставки демонстрируют различные аксессуары прошлых лет: от шляпок и зонтиков до туфель и перчаток. Также можно увидеть советские журналы мод.

А.В.: «Главное отличие советских журналов мод тех лет от западных в том, что они практически никогда не использовали фотографии, а только рисунки. У нас фотожурналы появляются активно только с 1947 года. А до 1947 года это были только рисунки, причем чаще всего перепечатанные из западных журналов».

Витрина

Слева: китайские туфли конца 40-х годов, сделанные в Шанхае для импорта в СССР. Справа: несессер, принадлежавшей знаменитой балерине Ольге Лепешинской.

Витрина

10 витрина2

Витрина

Витрина

Слева: шляпка, которая так и не была продана. Она сохранилась с этикеткой Ленинградского завода шляп, 1952 год, цена 40 рублей. Справа: пара послевоенных туфель, принадлежавшая знаменитой актрисе Ии Саввиной.

Выставка «Весна и мода» открыта до 15 июля 2018 года. Торопитесь!

Оцените