«Соломенная шляпка» и много-много оборок
Синемода ностальгически напевает «Иветта, Лизетта, Мюзетта, Жанетта, Жоpжетта…» и разглядывает костюмы «Соломенной шляпки». Водевилю в этом году 45 лет, на экраны телефильм вышел 4 января 1975 года.
Леонид Квинихидзе пригласил художником по костюмам Татьяну Кочергину, с которой вместе уже работал над «Крахом инженера Гарина» и с которой позже снимет «Небесных ласточек».
Одноименная пьеса была написана Эженом Лабишем в 1851 году, когда у власти во Франции был Луи-Наполеон. Его супруга, будущая императрица Евгения, была страстной поклонницей Марии-Антуанетты, и французская мода 1850-70-х получила название неорококо. И в же ванильной цветовой гамме и оборках утопает советская «Соломенная шляпка».
Костюмы Татьяны Кочергиной поддерживают легкость и игривость постановки. Светлые платья со множеством оборок у женщин и пестрые, игривые галстуки-банты у мужчин.
Уже первым появлением под песенку о своих подружках Фадинар (Андрей Миронов), в розовом атласном жилете, оливковом пиджаке с персиковой окантовкой, белом цилиндре и перчатках, задает тон всему фильму.
Нам нравится, как художник по костюмам использовала цвет, фактуры. Белый для молчаливой невесты Элен (Марина Старых) и неверной жены Анаис (Екатерина Васильева), оттенки сиреневого и голубого ― для массовки, розовый с полосками ― для Клары Бокардон (Людмила Гурченко), бело-голубые полоски ― для служанки Вирджини (Ирина Могуто) и глубокий красный ― для любительницы итальянских теноров, баронессы де Шампеньи (Алиса Фрейндлих). У последней, кстати, наиболее близкий историческому наряд. Есть и разница фактур: бархат аристократки, хлопок служанки и «атлас» буржуазии.
Портит впечатление синтетический блеск тканей, «кринолин» на 2 обручах, который выпирает при движении, прически. И юбка невесты с драпировкой а-ля французские шторы, которые висели во всех актовых залах СССР, ― кажется, что это платье просто купили в обычном свадебном магазине.
Мужчины, кстати, тоже сгруппированы цветом: деревенская свадебная процессия в повседневных серых фраках, а жених, виконт с нетрадиционными наклонностями (Михаил Козаков) и Нинарди (Михаил Боярский) ― в парадных вечерних фраках и белых жилетах. Особенно хорош коралловый галстук Боярского, который сразу придает ему итальянский шик.
К Людмиле Гурченко часто относятся диаметрально противоположно: либо обожают, либо на дух не переносят. Сама она писала, что, пройдя школу Герасимова, играя в легких фильмах, в том числе здесь кокетливую дамочку, пыталась вдохнуть жизнь в этих женщин-масок.
«Я ищу точную биографию каждой, стараясь понять причины их внутренней неустроенности, реально стою на земле. А они порхают, кривляются, кокетничают, придумывают себе экстравагантные поступки, за которыми удобно прятать свою боль».
Людмила Гурченко
Часто пишут, что именно успех «Соломенной шляпки» помешал Андрею Миронову и Людмиле Гурченко получить главные роли в «Иронии судьбы». Сама Гурченко считала иначе: «В 1974 году вместе с Андреем Мироновым еще раз „пробовались“ в фильм „Ирония судьбы“. Но я как-то не почувствовала, что режиссер ищет новую лирическую интонацию. И на пробе „давила бодряка“». Ее и Миронова Рязанов не утвердил после неудачных проб еще до премьеры водевиля. Но, как вы наверняка помните, они все-таки появились в «Иронии» на экране Надиного телевизора. Что, конечно, было небольшим анахронизмом.
Нравится ли вам «Соломенная шляпка»? Смотрели ли вы другие версии? На наш взгляд, Миронов с песней про «Иветту, Лизетту, Мюзетту, Жанетту, Жоpжетту…» просто великолепен, как и находка Михаила Козакова, придумавшего «голубой» флер своему персонажу.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.