FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Тонкие и толстые, вертикальные и горизонтальные, черно-белые и разноцветные, полоски последние столетия удерживают свою популярность в женской одежде как в жизни, так и на экране.

Впрочем, история одежды в полоску непростая. Полосатые узоры встречаются на всех континентах с древнейших времен, и до сих пор часто встречается в национальной одежде. В средневековой Европе горизонтальные полоски считались, как и все самое интересное, символом Сатаны, и ею «метили» одежду аутсайдеров и парий (шутов, палачей, проституток, евреев, еретиков и прокаженных). В XIII веке папа Бонифаций VIII даже запретил всем монашеским орденам использование тканей в полоску. В конце Средних веков полоски повысили свой класс – до слуг. В XV-XVI вв. полосатая одежда вошла в гардероб пажей и черных рабов, а судьба полосок, таким образом, на время раздвоилась. С одной стороны, полоски от слуг и пажей перешли из ливреи в униформу служащих (егерей, ландскнехтов, позже — милиции). С другой стороны, полосатая одежда от черных рабов распространила свое влияние и на изображения в искусстве других «нецивилизованных» экзотических народов (Восток, Африка и т.д.).

Слева направо. Верхний ряд: 1 – пажи, Паоло Веронезе «Семейство Куччина перед мадонной» (ок. 1571 г.), 2 – слуга, Паоло Веронезе «Брак в Кане Галилейской» (1562-1563 гг.), 3 – Валтасар, Паоло Веронезе «Дары волхвов (царей)» (1585–1590 гг.). Нижний ряд: 1 — Франс Халс «Шут, играющий на лютне» (ок.1620-1622 гг.), 2 — швейцарские гвардейцы, Рафаэль Санти «Месса в Больсене» (1510-1511 гг.),  3 — арбалетчик, Ганс Гольбейн Старший «Мученичество Святого Себастьяна» (1516 г.).

Слева направо. Верхний ряд: 1 – пажи, Паоло Веронезе «Семейство Куччина перед мадонной» (ок. 1571 г.), 2 – слуга, Паоло Веронезе «Брак в Кане Галилейской» (1562-1563 гг.), 3 – Валтасар, Паоло Веронезе «Дары волхвов (царей)» (1585–1590 гг.). Нижний ряд: 1 — Франс Халс «Шут, играющий на лютне» (ок.1620-1622 гг.), 2 — швейцарские гвардейцы, Рафаэль Санти «Месса в Больсене» (1510-1511 гг.), 3 — арбалетчик, Ганс Гольбейн Старший «Мученичество Святого Себастьяна» (1516 г.).

В аристократических кругах всплески моды на полоску зафиксированы в середине XIV века в Италии после Великой Чумы, правда, тогда она была вертикальной и быстро исчезла. Но уже в начале XV века постепенно стала проникать в моду высшего общества. С конца XVIII века она уже прочно обосновалась в женском гардеробе.
В конце XVIII века во время войны США за независимость (1775—1783 гг.), для многих европейцев, поддерживающих американцев, полоски по ассоциации с звездно-полосатым флагом стали символизировать борьбу за свободу и получила такое же значение во время французской революции (1789 год). С XIX века полоски оказались востребованы моряками (одежда в контрастную полоску хорошо видна на реях или в воде) и уже от них перекочевали в пляжную одежду. После чего уже в прошлом веке Коко Шанель убедила на своем примере, что тельняшка хороша и для женщин.

collage history fashion

Слева направо Верхний ряд: 1 – 1785-1787 гг., 2 – 1864 г., 3 – 1870-1880 гг., 4 – 1876 г., 5 – 1880-е гг. Нижний ряд: 1,2 – 1880-ые гг., 3, 4– 1885 г., 5 – 1910-ые гг.

Мода меняется, полоски остаются.

collage fashion

Слева направо Верхний ряд: 1 – Rosie Assoulin Fall 2015 Ready-To-Wear, 2 — Thomas Tait Spring 2015 Ready-to-Wear, 3 — Valentino Fall 2015 Ready-To-Wear, 4 — Trussardi Spring 2015 Ready-to-Wear, 5 — Zuhair Murad Pre-fall 2015. Нижний ряд: 1 — Rochas Pre-fall 2015, 2- Ulyana Sergeenko Couture Spring 2015, 3 — Naeem Khan Spring 2015 Ready-To-Wear, 4 — Givenchy Spring 2015 Ready-To-Wear, 5 — Christian Dior Spring 2015.

 

Чем хороша полоска? Это очень заметный, как правило, высоко контрастный принт, который сразу выделяется из толпы. Именно поэтому она по-прежнему используется там, где нужно сразу опознать человека, к примеру, в униформе рефери в футболе или хоккее. В кинематографе художники по костюмам также используют полоску, чтобы выделить персонажа из массовки, акцентировать на нем внимание. Яркие полосатые примеры мы нашли в костюмных картинах в условно историческом порядке: от викторианской моды (XIX век) к эдвардианской (1900-1910-ые), а потом заглянем на мрачный полосатый огонек Тима Бертона.

8 полосатых женщин в костюмном кино

1. Скарлет О’Хара — Вивьен Ли («Унесенные ветром», 1939 год, режиссеры — Виктор Флеминг, Джордж Кьюкор, Сэм Вуд, художник по костюмам Уолтер Планкетт)

Два полосатых платья демонстрирует нам Скарлет, вступившая в свой третий брак. Она снова на коне, она надеется поднять Тару за счет денег Ретта, и она словно сияет в этих нарядах, правда, скорее перед другими, чем на самом деле. Белое платье в зеленую полоску с зеленым же атласным болеро Скарлет надевает в свой медовый месяц в Таре, и оно чудесно гармонирует с зеленью садов ее имения на заднем плане. Это платье пышное, своим силуэтом еще в 1860-х. В атласном платье в черную полоску она гуляет с Бонни и мужем по городу, демонстрируя счастливый брак перед местным обществом. Черные полоски, пришедшие на замену зеленым, дополнительно сигнализируют нам о разладе их брака. Само платье более узкое, оно уже «вступило» в 1870-е, сюжетная разница между этими двумя нарядами составляет, как минимум, пару лет.

collage gone with the wind

Слева направо. Верхний ряд: 1- скетч к фильму, 2 — кадр из фильма, 3 — журнал мод, 1863 г.; Нижний ряд: 1 – платье, 1871-1873 гг., 2 – кадр из фильма, 3 – фото со съемок.

 

2. Анна Каренина — Софи Марсо («Анна Каренина», 1997, режиссер — Бернард Роуз, художник по костюмам – Маурицио Милленотти)

Откровенно говоря, вся утонченность, красота и историческая правдивость костюмов в фильме (правда, действие перенесено в 1880-ые) разбиваются о челку Софи Марсо, которая придает ей совершенно глупый вид. Тем не менее, Маурицио Милленотти создал для фильма совершенно фантастические аутентичные костюмы, среди которых белый в тонкую черную полоску жакет и коричневое полосатое платье. В первом наряде, очень богатом, изысканном, утонченном Анна появляется на скачках, в сцене, которая является по сути предзнаменованием ее судьбы. Во втором платье, коричневом в черную полоску, довольно темном, мы видим Анну в Италии с Вронским в эпизоде, когда он просит ее вернуться в Россию, признавшись, что ее любви недостаточно для него.

Слева направо. Верхний ряд: 1- кадр из фильма, 2 - 3 – платье Анны, созданное в ателье Tirelli; Нижний ряд: 1 – кадр из фильма, 2 – платье Анны, созданное в ателье Tirelli, 3 – кадр из фильма.

Слева направо. Верхний ряд: 1- кадр из фильма, 2 — 3 – платье Анны, созданное в ателье Tirelli. Нижний ряд: 1 – кадр из фильма, 2 – платье Анны, созданное в ателье Tirelli, 3 – кадр из фильма.

 

3. Гертруда Чилтерн — Кейт Бланшетт («Идеальный муж», 1999 г., режиссер — Оливер Паркер, художник по костюмам – Кэролайн Харрис)

Гертруда Чилтерн в фильме, действие которого происходит в 1890-ые годы, демонстрирует нам наряд суфражистки — освобожденной женщины британской империи. С массовой популярностью велосипедов с 1880-ых, дамам пришлось либо приучиться кататься в неудобной длинной юбке, либо надеть «скандальные» штаны: чаще шаровары, брюки под юбку или же такую, как у Гертруды, «юбку-брюки». В этом наряде мы видим леди Чилтерн после выступления в Женской Либеральной Ассоциации (таковая действительно существовала в эти годы в Великобритании и боролась за права женщин). Скромный наряд Гертруды и эти вертикальные полоски оптически еще больше стройнят и выпрямляют ее фигуру, создавая образ строгой, высокоморальной и бескомпромиссной леди.

Слева направо  Верхний ряд: 1,2 - кадры из фильма, 3 - журнал мод, 1863 г.; Нижний ряд: 1 - кадр из фильма, 3 – фото 1910 г.

Слева направо. Верхний ряд: 1,2 — кадры из фильма, 3 — журнал мод, 1863 г. Нижний ряд: 1 — кадр из фильма, 3 – фото 1910 г.

 

4. Кейт Крой – Хелена Бонэм-Картер («Крылья голубки», 1997, режиссер – Иэн Софтли, художник по костюмам – Сэнди Пауэлл)

Кейт Крой – бедная родственница на попечении тетки, которая на ней экономит (в отличие от своего гардероба): в первых сценах фильма она одета в темные наряды из плотной ткани. Хелена Бонэм-Картер демонстрирует нам аж две полосатые юбки (одна из которых — в фиолетово-лимонную полоску, обалденное сочетание!) в сочетании с очень скучно-бежевой, «рабочей» полосатой блузой. В солнечную Венецию же она отправляется из серой дождливой Англии уже совсем в других нарядах: из более тонких, дорогих тканей, украшенных вышивкой и по фасонам модных в 1910-ые дизайнеров (Поля Пуаре и Мариано Фортунь-и-Мадрасо).

Все: кадры из фильма

Все: кадры из фильма

 

5. Роза Дьюитт Бьюкейтер — Кейт Уинслет («Титаник», 1997, режиссер – Джеймс Кэмерон, художник по костюмам Дебора Линн Скотт)

Мы впервые видим молодую Розу перед посадкой на «Титаник», она в прекрасном белом дорожном костюме в тонкую темно-синюю полоску и огромной фиолетовой шляпе с полосатым бантом. Этот наряд вкупе с белым автомобилем на заднем плане мгновенно выделяет ее на фоне всех остальных, даже матери в зеленом бархатном платье. Нам сразу дают понять, что это девушка из высшего общества, но ее казалось бы надменный вид, как мы потом узнаем, связан с личной драмой, а не с высокомерием. Наглухо закрытый дорожный костюм из первых эпизодов с молодой Розой противоположен по своему посылу последнему платью героини на борту Титаника – тонкому шифоновому платью в пастельных тонах. Бутон раскрылся, и перед нами предстала прекрасная нежная роза.
Кстати, блогеры нашли  среди ретро фотографий чертовски похожий костюм, который мог послужить вдохновением для Деборы Линн Скотт. Ей пришлось создать для фильма огромное количество костюмов, и одевая пассажиров первого класса она стремилась следовать моде 1910-х. За этот титанический труд она в итоге получила Оскар и ряд других наград.

Слева направо. Верхний ряд: 1, 2 - кадры из фильма, 3 – ретро фото; Нижний ряд: 1,2 кадры из фильма

Слева направо. Верхний ряд: 1, 2 — кадры из фильма, 3 – ретро фото. Нижний ряд: 1,2 кадры из фильма

 

6. Элиза Дулиттл — Одри Хепберн («Моя прекрасная леди», 1964, режиссер – Джордж Кьюкор, художники по костюмам – Сесил Битон, Майкл Ньювёрт)

Ставшее знаменитым платье Элизы Дулиттл, конечно, нельзя в полной мере отнести к полосатым платьям. Белое кружевное облегающее платье только украшено полосатыми деталями, на огромной шляпе – столь же огромный полосатый бант и цветы. Элиза надевает его на свой первый выход в свет – на скачки в Аскот. Сесил Битон, работая над этим эпизодом, вдохновлялся историческим «Черным Аскотом» 1910 года. Тогда в связи с трауром (умер король Эдвард VII), дамы были в черных или черно-белых нарядах. Битон наряжает всех мужчин на скачках в серые костюмы, а основную массу женщин в черно-белые наряды (с небольшими исключениями, к примеру, мать Хиггинса в серо-лиловом, а сам профессор – в своем обычном коричневом костюме). В фильме наряд Элизы никак ее не выделяет среди высшего общества, внешне она такая же, как они, скорее даже, она одета еще более изысканно и модно. Тем комичнее эффект от ее слов и поведения.

Слева направо. Верхний ряд: 1- промо - фото, 2 - кадр из фильма, 3 – Черный Аскот 1910 г.; Нижний ряд: 1 – платье, 2 – кадр из фильма, 3 – Аскот, 1914 г.

Слева направо. Верхний ряд: 1- промо — фото, 2 — кадр из фильма, 3 – Черный Аскот 1910 г. Нижний ряд: 1 – платье, 2 – кадр из фильма, 3 – Аскот, 1914 г.

Тим Бертон и вся его полосатая рать

Практически в каждом фильме Тима Бертона присутствуют персонажи в полосатых нарядах. Это ставшая традиционной для режиссера пасхалка переросла в одну из изюминок его художественного стиля. Вместе с художником по костюмам Коллин Этвуд он в двух своих картинах с разницей в восемь лет продемонстрировал нам запоминающиеся «псевдоисторические» платья в полоску.

Тим Бертон и его муза и подруга актриса Лиза Мэри Смит

Тим Бертон и его муза и подруга, актриса Лиза Мэри Смит

7. Катрина Энн Ван Тассел — Кристина Риччи («Сонная лощина», 1999).

В Сонной Лощине Катрина носит платья в светлых, пастельных тонах (персиковых, лимонных, голубых), за редкими исключениями на темные серые или коричневые наряды. По контрасту с гардеробом своей прежней жизни в финальном эпизоде в Нью-Йорк она приезжает в ярком черно-белом полосатом платье. Это платье, как и другие ее наряды, сшиты в стиле второй половины XVIII (платье полонез, полы которого сзади приподнимаются и сборятся). Действие фильма происходит в 1799 году и заканчивается наступлением просвещенного XIX века, в котором уже нет места ведьмам, колдовству и призракам.

Слева направо. Верхний ряд: 1,2 - кадры из фильма, 3 – промо фото; Нижний ряд: 1,2 – промо фото, 3 – платье, 1780 г.

Слева направо. Верхний ряд: 1,2 — кадры из фильма, 3 – промо фото. Нижний ряд: 1,2 – промо фото, 3 – платье, 1780 г.

8. Миссис Ловетт — Хелена Бонэм-Картер («Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», 2007)

Довольно мрачный и кровожадный, этот фильм всего несколько раз прерывается светлыми эпизодами. Один из них – мечты миссис Ловетт о семейной жизни с мистером Ти. Если в «реальности» миссис Ловетт всегда одета в темные наряды, то в мечтах она переодевается в более светлые, контрастные и яркие наряды. На пикнике на природе она в белой блузе, пусть и с черным корсетом, но с яркой черно-белой полосатой юбкой. На пляже в синем костюме с полосатыми деталями, на набережной – в ярко-алом полосатом платье. Как рассказывала сама Коллин Этвуд, в создании костюмов она не придерживалась строго какого-либо исторического периода, скорее, эти наряды можно назвать условно-викторианскими (вторая половина XIX века).

Все: кадры из фильма

Все: кадры из фильма

Но на этом история полосок в кино вовсе не закончена. To be continued, stay tuned…

Оцените