FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Иногда, чтобы понять и полюбить родной город, нужно взглянуть на него глазами чужака. Так произошло с Франко Дзеффирелли, которого «флорентийцем» сделали англичанки, занимавшиеся его воспитанием в юные годы. Через полвека он отдал им дань уважения, сняв кино о них и о себе — «Чай с Муссолини» (1999).

Джанфранко Дзеффирелли (родился в 1923 году) — незаконнорожденный сын продавца тканей Отторино Корси и Алаиды Гароси, известной в городе портнихи, обшивавшей высшие круги общества. Когда ему было шесть, она умерла, и кузина отца привела мальчика в английское кафе — Gran Caffe Doney на Via Tornabuoni (1823 — 1985), чтобы найти ему английскую гувернантку. Ей стала Мэри О’Нил, которая вместе со своими соотечественницами занималась воспитанием и развитием мальчика. Она учила мальчика английскому языку и привила ему любовь к Шекспиру, благодаря которой мировой кинематограф обогатился одними из лучших постановок великого драматурга.

«Эти женщины помогли мне понять мой родной город, мою культуру. Если вы родились и выросли во Флоренции, через какое-то время вы им пресыщаетесь. Благодаря им я мог увидеть окружающее свежим взглядом. Я никогда не забуду, как много они вложили в мое взросление», — говорит в интервью сам Дзеффирелли.

В 1930-е во Флоренции была огромная английская диаспора, около 18 тысяч человек, многие из которых не говорили на итальянском, ходили в английские магазины, кафе (уже упоминавшееся выше Gran Caffe Doney), пили чай в галерее Уффицци, вспоминали соотечественников на английском кладбище и общались в своем узком кругу. Одним из таких кругов была группа английских леди, которых итальянцы прозвали за острый язык «скорпионшами» — Scorpioni, в этот своеобразный гарем и попал мальчиком Дзеффирелли. Во вторую мировую войну тех англичанок Scorpioni, которые не уехали заранее, отправили в концлагерь в Сан Джиминьяно, а когда Франко вернулся во Фло после войны, он уже не смог их разыскать, их следы затерялись. Снять кино о группе этих эксцентричных дам Дзеффирелли хотел еще в 1950-е, но замысел более-менее оформился только после того, как он написал автобиографию в 1986 году. В конце 80-х отдыхая на вилле Франко, Джоан Плаурайт стала жаловаться ему на отсутствие ролей для актрис старше 45, таких как она, Мэгги Смит или Джуди Денч. И тогда Дзеффирелли неожиданно заявил, что у него есть кино для них всех. Это и было «Чай с Муссолини».


Джуди Денч и Джон Страйж, Мэгги Смит. Свою международную карьеру Дзеффирелли начал в английском театре. В 1961 году он дебютировал на сцене Old Vic, поставив «Ромео и Джульетту» с Джуди Денч и Джоном Страйжом в главных ролях. А затем в 1991 году он пригласил в «Много шума из ничего» Мэгги Смит на роль Беатриче и Джоан Плаурайт в качестве ее дублерши.

В «Чае» Джоан Плаурайт получила роль воспитательницы Франко — Мэри Уоллес (ее прототипом была Мэри О’Нил). Мэгги Смит сыграла главную скорпионшу — леди Хэстер Рэндом, вдову британского посла (1926−29) в Италии и поклонницу Муссолини, при котором поезда наконец-то начали ходить вовремя. Ее чаепитие с Муссолини имеет под собой реальную основу. Английская интеллектуалка, Вайолет Трефьюзис (Violet Trefusis), входившая в «Блумсберийский кружок» и, кстати, описавшая Scorpioni в своих мемуарах, действительно встречалась с Муссолини и пила с ним чай. Третья важная фигура — Арабелла (Джуди Денч) восторженная и экзальтированная актриса, певица и художница.

За костюмы в картине отвечали Анна Анни (Anna Anni), Альберто Спиацци (Alberto Spiazzi) и Дженни Биван (Jenny Beavan), которая занималась костюмами англичанок. Кстати, она уже одевала Мэгги Смит и Джуди Денч в фильме «Комната с видом» (1985), снимавшийся во Флоренции, и получила Оскара за свои костюмы в эдвардианском стиле.

В целом костюмы скорпионш отличает блеклая «пыльная» цветовая гамма с преобладанием бежевых оттенков, все они одеты довольно старомодно: шляпки с цветочками, летние пальто, перчатки, скромные украшения (маленькие броши или жемчужные гвоздики).


Скорпионши


Мэгги Смит — великая и ужасная Леди Хэстер, острая на язык, как скорпион. Говорят, что на сьемках эпизода на кладбище к актрисе подошел турист, попросил дать автограф и написать что-нибудь личное. Мэгги Смит вскинула бровь: «Должна ли я написать вам: До встречи?»

Среди них выделяется только Арабелла, которая как артистическая натура может позволить себе чуть более интересную цветовую гамму (вкрапления освежающего бирюзового, яркого фуксиевого), принты (розы), аксессуары (бархатные береты художника, накидки, платки, повязки), вышивку, выделяющуюся прическу (длинные распущенные волосы, а не короткий перманент или собранные волосы, как у других ее товарок) — то что называется богемный лук. Она скорее выглядит как постаревшая натурщица пре-рафаэлитов, чем чопорная английская леди.


Богемный лук от Арабеллы-Джуди Денч.


Арабелла на могиле Браунинг в накидке аля Mariano Fortuny, венецианского дизайнера 1920-х гг. Элси МакНил, спасшая коллекцию Fortuny, 1927 г. Ансамбли Mariano Fortuny 1920-х годов.


Mood board Дженни Биван.

Сценарист «Чая» Джон Мортимер добавил в эту уютную идиллию немного перца — двух американок: лесбиянку-археолога Джорджи Роквелл (Лили Томлин) и певичку из шоу Зигфелда (читайте постскриптум), удачно вышедшую замуж за богача, Эльзу Моргенталь Штраусс-Армистан (Шэр).

Мужские рубашки и костюмы Джорджи сигнализируют о ее сексуальной ориентации, а рабочие ветровки и брюки — о ее профессии.


Характерный момент. Джорджи снимает шляпу, заходя на виллу леди Хэстер, как это делают мужчины, в то время как женщина могла (и должна) оставаться в головном уборе, посмотрите на Мэри Уоллес рядом.

А вот гардероб горячей штучки Эльзы-Шэр (во время съемок фильма ей больше 50 лет на минуточку!) стоит рассмотреть внимательнее. Дизайнером костюмов Шэр стал флорентиец Эрмано Даэлли (Ermanno Daelli, модный дом — Ermanno Scervino). Но это не помешало актрисе нанять профессионала, чтобы адаптировать дизайнерские наряды в костюмы, пригодные для киносъемок. Заметно, что хотя костюмы Эльзы стилизованы под 1930-е, в них слишком заметен «налет» 1990-х, они выглядят слишком современными, в отличие, к примеру, от костюмов итальянцев в картине, английские леди выглядят «вневременно старомодно», так могла бы в принципе одеться и королева Елизавета II после 60-ти.


Два эффектных появления Эльзы во Флоренции: в белом в шикарном кабриолете и в леопарде на железнодорожном вокзале.


Героиня Шэр в мехах, бриллиантах и изумрудах вплывает, как богиня, во флорентийское высшее общество. Дизайнер украшений — Мария Менарини, жемчуга, бриллианты и изумруды Шэр на съемках охраняла полиция.


Для своей роли она изучала фильмы эпохи, взгляды и жесты главных брюнеток золотой эры Голливуд: Хеди Ламарр (справа), Дороти Ламур (слева) и др. В центре — Шэр в костюмах из фильма в фотосессии Фабиана Чевалосса (Fabian Cevallos).


Белая рубашка, кремовые широкие брюки, широкий пояс, тонна жемчуга — на первый взгляд, выглядит слишком современно. Но посмотрите снимки 1930-х гг, многие женщины в похожих ансамблях вовсе не выглядят «винтажно». Моду на брюки задавали Коко Шанель, некоторые голливудские актрисы, хотя большинство женщин надевали их только на отдыхе.


Слева направо вверху: Марлен Дитрих, Коко Шанель, Кэтрин Хэпберн, Лиза фон Крамм (Lisa von Cramm), Берлин, 1934, фотограф — Marianne Breslauer
Внизу: 1,2 и 4 фотографии — Seeberger brothers, 3 — Рина Роша, сентябрь 1930


Эльза в твидовом костюме с жемчугами — аллюзия на любимый стиль Коко Шанель, правда, скорее в «лагерфельдовском» варианте 1990-х гг. И у Эльзы жемчуга, скорее всего, не бижутерия. Слева — Шэр с исполнителями роли Луки-альтер-эго режиссера (Бэйрд Уоллес и Чарли Лукас)


Эльза в костюме, очень похожем на костюм Эльзы Скиапарелли 1937 года, в фильме она говорит Луке (альтер эго Франко Дзефирелли), что его мать шьет лучше Скиапарелли.
Костюм от Эльзы Скиапарелли на Уоллис Симпсон — герцогине Виндзорской, фото Сесиля Битона, июнь 1937 года. Уоллис Симпсон в июне 1937 года вышла замуж за английского короля Эдуарда VIII, которому ради этого брака пришлось в декабре 1936 года подписать отречение от престола за себя и своих потомков (английскому монарху как главе англиканской церкви нельзя жениться на разведенных). Известие об отречении стало мировой сенсацией, Уоллис Симпсон стала «Человеком года» по версии журнала «Тайм». Возможно, в том числе и из-за этого скандала леди Хэстер настолько плохо относилась к Эльзе.


Серый бархатный халат на Эльзе. И две комнаты на вилле Эльзы: до и после смены обстановки и картин. Эльза — большая поклонница современного искусства.

Фильм номинировался на премию BAFTA в костюмной номинации и получил награду Итальянского национального синдиката киножурналистов «Серебряная лента» в номинации «лучшие костюмы».

P.S. Немного о «девушках Зигфелда»

«Безумства Зигфелда» (англ. Ziegfeld Follies) — серия театральных постановок на Бродвее в Нью-Йорке, которые ставились с 1907 по 1931 год. С 1932 по 1936 год также выходила радиопередача под названием «Безумства Зигфелда в эфире». Автором постановок является знаменитый американский конферансье Флоренз Зигфелд, который, вдохновившись парижским варьете Фоли-Бержер, решил, по совету своей супруги Анны Хельд, создать нечто подобное и в Соединённых Штатах. Шоу ставилось во многих театрах Нью-Йорка, но наибольшее количество их показов прошла в театре Новый Амстердам. «Безумства Зигфелда» были очень красочным ревю, нечто средним между поздними бродвейскими шоу и более сложными водевилями и варьете высшего класса. В этих постановках появились многие знаменитые артисты той эпохи. За многими артистками, участвовавшими в шоу, такими как Ив Арден, Джоан Блонделл, Луиза Брукс, Полетт Годдар, Мэрион Дэвис, Бесси Лав, Барбара Стэнвик и Олив Томас, закрепилось прозвище «Девушки Зигфелда». Все они появлялись перед публикой в шикарных пышных костюмах, которые моделировали такие знаменитые кутюрье того времени, как Эрте и Леди Дафф Гордон. Многие «девушки Зигфелда» удачно вышли замуж. Одна из них, канадка Мона Луиза Парсонс (ее фото — в колла же, в нижнем ряду, крайнее справа) вышла замуж за голландца-миллионера и переехала в Нидерланды, во время войны участвовала в движении Сопротивления, укрывая сбитых союзных летчиков. Была арестована Гестапо, но успешно бежала с каторги, преодолела 125 км по Германии и в Голландии смогла добраться до канадского полка.

Оцените