FavoriteLoadingДобавить в Избранное

Помните знаменитую фотосессию моделей Christian Dior на улицах советской Москвы 1959-го? Примерно такая же картина разворачивается в фильме Джослин Мурхаус (Jocelyn Moorhouse) – «Месть от кутюр» (The Dressmaker, 2015 г.).

В забытый богом австралийский городок Дангатар возвращается Миртл «Тилли» Даннэдж (Кейт Уинслет), которая из забитого гадкого утенка превратилась в гламурную диву. И вот, ее талант дизайнера, швейная машинка Зингер и выписанные из Парижа ткани и аксессуары творят чудеса с местными жительницами, которые сначала выглядят ничуть не лучше советских колхозниц середины прошлого века. Но если приодетая Золушка получила принца и царство, то с Миртл и другими преображенными героинями этой трагикомедии происходит гораздо более сложная история.


Явление Dior москвичам в 1959 году


Миртл Даннэдж. Было — стало

Над костюмами к картине работали сразу два художника: Марго Уилсон (Margot Wilson) отвечала за гардероб главной героини, а Марион Бойс (Marion Boyce) – за весь остальной каст.

Действие картины разворачивается в 1951 году. Только-только в 1947 году Кристиан Диор представил дебютную коллекцию Corolle, которая вошла в историю моды под названием new look. На смену милитаризированной моде 40-х с акцентом на гипертрофированно широкие плечи пришел подчеркнуто женственный удлиненный силуэт, с открытой шеей, покатыми плечами, небольшой грудью, осиной талией и длинными ногами (за счет высоких каблуков). Достаточно скромные в цветовом отношении платья военных лет щедро раскрасило следующее десятилетие. Особенность моды 1950-х – создание ансамблей, как правило, полностью совпадающих по цвету (костюм, шляпка, сумка, перчатки, туфли). Посмотрим, как эта мода отражена художниками по костюмам «Мести» Уилсон и Бойс.


Dior 1947-1950 гг

Как рассказывает Марго Уилсон, большинство костюмов главной героини было сшито специально для фильма. Во многом это связано с размерами, в те годы женщины были миниатюрнее (кроме того, Кейт Уинслет снималась в картине после родов). Но даже с пошивом пришлось непросто. Уилсон отмечает, что современные ткани сильно отличаются от тех, что были в середине прошлого века, они не такие интересные и качественные, как с точки зрения принтов, так и фактуры.

По замыслу художников и режиссера главная героиня должна была отличаться от остальных жителей города. Она повидала мир, имеет представление о моде, она сама кутюрье (адрес на ее визитке причудливо соединяет в себе две модных точки, где располагались бутики Chanel, — Rue Cambon и Довиль). Тилли – воспитанница Мадлен Вионне, которая рекомендовала ее Кристобалю Баленсиага. Так что героиня Уинслет должна выглядеть потрясающе, фантастически, и при этом очень стильно.


Миртл Даннэдж

Имя Кристиана Диора, которое мы неслучайно вспомнили уже 2 раза в этой статье, упоминается в самом начале картины. Наряд Тилли, в котором она приезжает на родину, сержант Фаррат (Хьюго Уивенг) ошибочно принимает за Dior (ох, с каким придыханием и восхищением он произносит это слово).


Сержант Фаррат: А это… Диор?
Миртл Даннэдж: Очень хорошо, сержант Фаррат. Но… вдохновлено Диор.

Красное платье Тилли сшито из муаровой тафты, которую Марго Уилсон купила более 25 лет назад в Милане и которую везде возила с собой в надежде использовать для какого-нибудь фильма. И, наконец, ей это удалось. Тафта, кстати, была одним из излюбленных материалов Баленсиаги, он ввел ее в моду. Тилли с головы до ног в красном, как это было принято в 1950-е.


Lady in red срывает футбольный матч

Не менее эффектно главная героиня появляется и в черном. Она снимает черную накидку с меховой отделкой и длинные перчатки, повторяя знаменитую сцену с Ритой Хейворт из фильма «Гильда» (1946 г.). Облегающее платье Тилли с открытыми плечами и разрезом от бедра также отчетливо напоминает легендарное платье Хейворт, созданное великим Жаном Луи.


Перчаточный стриптиз Кейт Уинслет vs Рита Хейворт

Возвращение Миртл Даннэдж в родной городок кардинально меняет жизнь Дангатара и в первую очередь гардероб его жительниц. Их блеклая одежда, в коричневой, бежевой, песочной и серой гамме, сливается с безжизненным пейзажем, засохшей травой и деревьями унылой местности.


Ну и скукота у нас тут», – словно зевает Дангатар и все его жители.

Первой решается изменить себя Гертруда «Труди» Пратт (Сара Снук): она влюблена и готова на крайние меры. Благодаря Миртл Труди становится настоящей Золушкой Дангатара.


Гертруда «Труди» Пратт: Платье ничего не изменит!
Миртл «Тилли» Даннадж: Смотри и учись, Герт. Смотри и учись.

После триумфа Гертруды к Тилли потянулись и остальные, и Дангатар стал как Париж во время недели моды. При создании костюмов «от Миртл Даннадж» Марион Бойс вдохновлялась работами таких легендарных фотографов как Ричард Аведон и Ирвинг Пенн, которые буквально изменили модную фотографию в 1950-е. Они привнесли в статичные ранне фэшн сьемки динамику и энергию движения.


Фотограф – Ричард Аведон


Фотограф – Ирвинг Пенн


Молли Даннадж (своей дочери Тилли): Ты можешь преображать людей. Это огромная сила. Используй ее.

Черное платье Труди с белой плиссированной пелериной из органзы, по словам Марион Бойс, придумано под впечатлением от пейзажа, который увидела художник на месте съемки: высохшие деревья, крупные хищные птицы, которые сидели на ветках и прогуливались по желтой траве и земле. Впрочем, такой наряд вполне вписывается и в модные тренды картинного времени.


Супермодель 1950-х Довима (Dovima) в наряде Jacques Fath, фотограф Генри Кларк, Vogue апрель 1956 г., на фоне Эйфелевой башни — модель Патрисия Смит в объективе Вальде Хута

При создании костюмов Марион Бойс использовала оригинальные винтажные шляпки, а наряды создавала сама. Одно из исключений здесь – красно-белое платье Nina Ricci, в которое одета Труди. Ее «попугайский» образ венчает красная шляпка-«хохолок», продолжая, по мысли Бойс, «птичью тему» модного Дангатара. Кстати, многие шляпки героинь украшены перьями, что было актуально для моды 1950х и художественного замысла.


New look от Миртл Даннэдж

Мюриэль Пратт (Ребекка Гибни), в голубом платье в греческом стиле, «созданном» для нее Миртл, вызывает ассоциации как с блондинками золотого голливуда, так и с моделями Vionnet 1930-х, чьей «ученицей» была Тилли.


Vionnet, 1931 г., фотограф – Джордж Гойнинген-Гюне

Марион Бойс досталась непростая задача: придумать исходные скучные наряды жительниц Дангатара, так и те, что сшили для них Миртл Даннадж и Уна Плезанс, провинциальная портниха, нанятая мэром городка в пику Миртл. Именно Уна «создает» пышное свадебное платье для Труди, с оборками и гигантским бантом, в котором невеста смотрелась, как огромный движущийся торт.


Чуть меньше оборок и убрать бант, и Труди превращается в принцессу Диану. Может, неслучайно Молли, увидев это сливочное облако из оборок, говорит: «Тилли, к тебе принцесса Елизавета на примерку».

Работа художников по костюмам картины достойна восхищения, впрочем, и сюжет, и игра актеров, и операторская работа в фильме на высоком уровне. Что называется, «от кутюр».

Оцените