Цвет в кино: фиолетовый
Pantone объявил цветом 2018 года фиолетовый (Ultra Violet), а CineModa решила вспомнить фиолетовые костюмы в кино.
Фиолетовый — довольно сложный цвет для окрашивания тканей, и он не был так уж популярен до XIX века. Знать в Древнем Риме носила пурпурный, сохранились портреты XVIII века (Екатерины II и европейских аристократок) в фиолетовом, но до изобретения синтетических анилиновых красителей в 1856 году этот цвет никогда не был на пике. Зато уже с 1860-х фиолетовый стал настолько популярен в Европе, что газеты писали о «сиреневой кори», которой повсеместно «заболели» гардеробы модниц.
Слева сверху вниз: Федор Рокотов, Екатерина II, 1770, Аделаида Лабиль-Жиар (Лабиль-Гиар), Мария-Аделаида Французская,1788. В центре — Артур Хьюз, Апрельская любовь, 1855 г.–1855 г. Многие пре-рафаэлиты, а Хьюз в особенности, любили фиолетовый цвет (или женская мода не давала им возможности выбирать другие цвета). Справа сверху вниз: Франц Ксавьер Винтерхальтер Александра Николаевна Ламсдорф, 1859, Пьер-Огюст Ренуар, Мадмуазель Сико, 1865. Ренуар
В европейской культуре этот цвет несет в себе следующие ассоциации: королевская власть, религиозность, церемониал, мистика, трансформация, мудрость, жестокость, траур, гордыня, сила, чувственность, интимность, эротичность. И кстати, если мы посмотрим на фиолетовые костюмы в кино, то увидим многие из этих ассоциаций.
Элизабет Тейлор в «Клеопатре» (1963, художник по костюмам Ирэн Шарафф) можно увидеть в фиолетовом несколько раз. Часть из этих нарядов — официальные, церемониальные, из интимных — только те, что в сценах с Юлием Цезарем, который, кстати, тоже носит в основном белый, красный и фиолетовый. Это общий для них царственный цвет. В совместных сценах с Марком Антонием, в гардеробе которого этого цвета нет (он не царь и не император), Клеопатра тоже не носит фиолетового. Подробнее о цветах в гардеробе последней египетской царицы у нас на сайте в статье «Клеопатра в радужном спектре / «Клеопатра» (1963)».
Клеопатра — Элизабет Тейлор, Цезарь — Рекс Харрисон, «Клеопатра»
Еще одна царственная особа — английская королева Елизавета в исполнении Кейт Бланшетт в фильме «Золотой век» (2007, художник по костюмам Александра Бирн) надевает фиолетовый в период тяжелейших испытаний: казнь сводной сестры и война с Испанией. С одной стороны, это все-таки траур по пусть и сопернице, но сестре, а с другой, красный цвет пролитой крови и платья Марии в сцене казни при смешении с сине-голубым цветом, который доминирует в гардеробе Елизаветы в фильме, как раз и создает фиолетовый. Весьма символично.
Елизавета — Кейт Бланшетт, «Золотой век»
Российская императрица Екатерина II в кино, в отличие от своих портретов, редко носит фиолетовый, но мы-таки нашли его в фильме «Молодая Екатерина» (1990, художник по костюмам Лариса Конникова) с Джулией Ормонд. Фиолетовое платье с фижмами и черной отделкой и бантами на лифе надето на ней в сцене свидания с Григорием Орловым.
Екатерина II — Джулия Ормонд, «Молодая Екатерина»
Примерно через киновек в середине XIX-го британская королева Виктория в исполнении Эмили Блант в фильме «Молодая Виктория» (2009, художник по костюмам Сэнди Пауэлл) после того, как выйдет замуж, сменит цветовую гамму своего гардероба с пастельной на насыщенную. Среди ее нарядов — платья изумрудно-зеленого, синего и, конечно, фиолетового цветов — новых чудесных оттенков, подаренных химиками модницам.
Виктория — Эмили Блант, «Молодая Виктория»
Впрочем, далеко не только особы королевской крови надевали в кино фиолетовое, этот цвет нередко включают в гардероб ведьм и колдуний, многие диснеевские злодеи и злодейки неравнодушны к нему. Фиолетовый можно найти в гардеробе сестер Сандерсон из «Фокус-покус» (1993, художник по костюмам Мэри Е. Вогт) и Морганы в фэнтези сериалах «Мерлин» (2008-2012, художники по костюмам Шарлотта Моррис и Джейн Спайсер) и «Камелот» (2011, художник по костюмам Джоан Бергин).
Сестры Сандерсон: Мэри — Кэти Нэджими, Винифред — Бетт Мидлер, Сара — Сара Джессика Паркер, «Фокус-покус»
Моргана — Кэти МакГрат, «Мерлин»
Моргана — Ева Грин, «Камелот». Все та же Ева Грин все в том же цвете в фильме «Золотой компас» (2007, художник по костюмам Рут Майерс) в роли ведьмы Серафины Пеккала
В интеллектуальном ромкоме «У зеркала два лица» (1996, художник по костюмам Теони В.Элдридж) Ханна Морган, героиня Лорен Бэколл, настоящая drama queen, приходит на свадьбу дочери в переливающемся сине-фиолетовом платье и фиолетовом плаще. Диснеевские злые королевы тихо плачут в сторонке, невеста приходят в ярость, а кинокритики — в восторг: Бэколл за эту роль номинировалась на Оскар, БАФТА и множество других премий, а выиграла «Золотой Глобус».
Ханна — Лорен Бэколл, «У зеркала два лица»
Впрочем, иногда фиолетовый — просто фиолетовый, сочный, яркий и красивый цвет, который может хорошо выделить героев в сцене и подходит актерам. Художники по костюмам нередко выбирают фиолетовый для рыжеволосых девушек, как, к примеру, в фильмах «Стиляги» (2008, художник по костюмам Александр Осипов) или «Ла-Ла Ленд» (2016, художник по костюмам Мэри Зофрис)
Бэтси — Екатерина Вилкова, «Стиляги»
Миа — Эмма Стоун и Себастиан — Райан Гослинг, «Ла-Ла Ленд»
Еще одна рыжеволосая бестия, неоднократно замеченная в оттенках фиолетового, — Джоан Харрис (Кристина Хендрикс) в сериале «Безумцы» (2007-2015, художники по костюмам Джени Брайант, Джон А. Данн).
Эмма Бовари — Миа Васиковска в фильме «Госпожа Бовари» (2014, художник по костюмам Валери Раншу), как и положено, демонстрирует богатые наряды без преувеличения всех цветов радуги. Ее фиолетовый костюм из жакета и пышной юбки по моде 1850-х с шляпкой с вуалью, безусловно, хорош, чего не скажешь о характере героини.
Эмма Бовари — Миа Васиковска, «Госпожа Бовари»
В фиолетовом встречает Новый год Галя (Ольга Науменко) в фильме «Ирония судьбы,пеак или С легким паром» (1975, художник по костюмам Ольга Кручинина). Несмотря на то, что бежевое платье и лисья шапка Нади (Барбра Брыльска) стали мега-хитами среди советских женщин, гардероб Гали гораздо более модный, женственный и оригинальный: белая шубка с шапкой (аля Снегурочка, у Аленушки-Александры Яковлевой в «Чародеях» будет похожий образ), черный батник в цветочек и это платье в пол в бохо-стиле с рукавами-пагодами и черным колье в геометрическом стиле. Фиолетовый цвет, кстати, замечательно оттеняет рыжую гриву Гали.
Галя — Ольга Науменко, «Ирония судьбы или С легким паром»
Фиолетовый к лицу и мужчинам, но, конечно, далеко не всем — а только ярким личностям, неважно со знаком минус или плюс. Бархатный фиолетовый сюртук с коричневым цилиндром, бежевым бантом и брюками, жилетом в сиреневый цветочек и тростью — образ, достойный самых эксцентричных франтов XIX века — гордо носит Вилли Вонка — Джин Уайлдер («Вилли Вонка и Шоколадная фабрика», 1971, художник по костюмам Хелен Колвиг). В бертоновской версии сюртук Джонни Деппа превратился в бордовый.
Вилли Вонка — Джин Уайлдер, «Вилли Вонка и Шоколадная фабрика».
Вилли Вонка обрел вторую жизнь в качестве интернет-мема.
Бархатный костюм глубокого фиолетового цвета с атласными сиреневыми лацканами выбирает герой Валентина Гафта — Апполон Митрофанович Сатанеев, глупый, влюбленный и коварный замдиректора НУИНУ из фильма «Чародеи» (1983, художник по костюмам Владимир Соковнин). Необычно, ярко, по-новогоднему. Впрочем, ему все равно было не перебить соперника — Иванушку- Абдулова, одетого, как Траволта в «Лихорадке субботним вечером».
Фиолетовый — практически фирменный цвет Джокера. Джек Николсон («Бэтмен», 1989, художники по костюмам Боб Рингвуд и Тони Данстервилл ) с безумным остроумием сочетает его с бирюзовым, изумрудным и оранжевым, а Хит Леджер («Темный рыцарь», 2008, художник по костюмам Линди Хемминг) — с травянисто-зеленым. В обоих случаях получилось красиво.
Джокеры Джек Николсон, «Бэтмен» и Хит Леджер, «Темный рыцарь»
Необычную цветовую гамму — фиолетовый, сиреневый и красный — выбрала художник по костюмам Милена Канонеро для униформы работников отеля «Гранд-Будапешт» в одноименном фильме. Подходящая палитра для леденцово-яркого, сказочного мира Зубровки.
Мадам Ди — Тильда Суинтон, Густав — Рэйф Файнс, Зеро- Тони Револори, «Отель «Гранд-Будапешт» (2014).
И напоследок перенесемся на другой конец географии, в сказочный мир Древнего Китая времен династии Тан — «Дом летающих кинжалов» (2004, художник по костюмам Эми Вада), где Такеши Канеширо играет полицейского Джина, влюбившегося в красавицу из повстанцев — Чжан Цзыи. Китайцы очень негодовали, что главную роль отдали японцу, а на следующий год после премьеры «Дома…» пришла очередь японцев возмущаться, что в «Мемуарах гейши» (2005) гейшу играет китаянка, все та же Чжан Цзыи. Но это уже совсем другая история. В «Доме» Джин-Такеши полфильма проходит в сине-фиолетовом костюме, который визуально выделяет его как на фоне природы, так и среди остальных героев — в темно-зеленое одеты полицейские, а в салатово-зеленый — мятежники.
Джин — Такеши Канеширо, «Дом летающих кинжалов»
«Фиолетовый — сложный цвет, — рассказывает Ли Эйземан, исполнительный директор Pantone Color Institute. — Мы живем в сложное время, и это сложный цвет. Это очень провокационный оттенок, но при этом и созерцательный –это звучит как оксюморон. Исторически это цвет, связанный с оригинальностью, изобретательностью, предвидению. Это такой цвет, привязанный исторически к оригинальности, изобретательности и дальновидному мышлению. Эти качества нужны нам для создания осмысленного будущего. Изобретательность и воображение — это то, что мы ищем в нашей личной жизни и бизнесе. Люди всегда ищут чудодейственные средства «волшебную пулю», и этот оттенок является идеальным, чтобы привести прямо к нему . . . Он интригующий, увлекательный и волшебный».
Pantone — один из ведущих в мире экспертов в области классификации и стандартизации цветов. Используя собственную палитру цветов PMS, компания выпускает справочники цветов для дизайнеров и др. специалистов, работающих с цветом. Pantone впервые выбрала цвет года в 2000 г., рассматривая цвет не как модную прихоть, а как некий культурный барометр, дух времени и выражение общих настроений. Так, эксперты компании «заметили» фиолетовый на модных показах, автосалонах, рекламе суперфудов, косметике, даже в фильтрах Инстаграма и т.п. Кроме Pantone свой цвет года выбирают и другие компании, например, Behr, Sherwin-Williams, Benjamin Moore, Dutch Boy Paints, Shaw Floors и Robert Kaufman Fabrics.
Иногда пересматривая старенькое, наталкиваешься на неожиданные открытия.
Борис Клюев — Рошфор в фиолетовом.