FavoriteLoadingДобавить в Избранное

В московском Музее Моды открылась ретроспективная выставка Вячеслава Зайцева, главного советского и российского модельера. На ней можно увидеть наряды из его коллекций 1980-1990-х гг, которые можно без сомнений назвать национальным достоянием. CineModa побывала на открытии выставки и с удовольствием делится с вами своими впечатлениями.

Вячеслав Зайцев в своей автобиографии сам расставил опорные точки формирования своего стиля. Конец 1950-х, он приехал учиться в Москву и пришел в Музей декоративно-прикладного искусства и, как вспоминает, увидев народные костюмы Рязанской и Костромской губерний, «чуть с ума не сошел от этой красоты». Студентом Московского текстильного института он слушал курс истории моды у Раисы Захаржевской и сидел над книгами по истории искусства, копируя сотни и сотни костюмов разных эпох. В 1962 году его распределили в Экспериментально-техническую швейную фабрику и он работал над коллекцией для работниц села. Телогрейки и валенки расписывал гуашью и темперой и первым (!) сделал юбки из павлопосадских платков. Эти телогрейки попали в Paris Match, и у советской моды, наконец, появилось имя – Слава Зайцев.
В 1965 году он пришел в Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО) и в том же году состоялась его судьбоносная встреча с Пьером Карденом. В американском журнале вышла статья «Встреча королей моды» с их совместной фотографией. С конца 1960-х он также много работал в театре художником по костюмам.

В моделях, представленных в Музее моды, виден этот особый стиль Зайцева, гармонично соединивший культуры и эпохи: яркий русский народный костюм, европейскую моду 18-20 вв, экспрессивную театральную эстетику, смелость художника.

Бюрократическая машина СССР дала с одной стороны Зайцеву возможность творить в самом прогрессивном учреждении страны, а с другой, не давала ему работать в полной мере и что самое обидное для художника – реализовывать придуманное. В 1978 году Зайцев ушел из ОДМО и в 1982 году открыл собственный Дом моды. Со второй половины 1980-х он организовал много показов своих коллекций за границей, создал Театр моды и Лабораторию моды. 2 марта королю нашей моды исполняется 80 лет, пожелаем ему здоровья и долгих лет жизни.

Вячеслав Зайцев, Оксана Федорова, директор Музея Моды

Итак, прогуляемся немного по выставке?

В Музее моды можно увидеть показанную в Нью-Йорке и Париже коллекцию Зайцева – «Тысячелетие Крещения Руси» (1987). Шляпки на головах моделей, как купола выросших над крещеной Русью церквей. А рукава «летучая мышь» — как крылья птиц, вышивка — то ли языческая, «жар-птичья», то ли уже немного христианская, напоминающая барельефы Церкви Покрова на Нерли 12 века.
«Тысячелетие Крещения Руси» в зале соседствует с тремя моделями из коллекции «Грезы» (1993), навеянной тяжелой модой раннего 18 века: темный узорчатый бархат и золотая отделка, современная интерпретация кафтана и кюлот. С другой стороны — четыре платья из коллекции «Pret-a-porte de Luxe» (2001).

Коллекция «Русские сезоны» (1988), показанная в Париже. Черные многослойные костюмы украшает золотая вышивка, красные и фиолетовые аппликации и все те же шляпки-луковки. В центре экспозиции — пышное черное-золотое платье из коллекции «Как молоды мы будем» (1996).

Коллекция «Воспоминания о будущем» (1994) соседствует с цветными эскизами Зайцева 1970 г., сделанными во время работы в ОДМО. Вы, конечно, узнаете шанелевский фирменный твид «куриная лапка» и шокирующий розовый Скиапарелли? И тем не менее «звучат» они абсолютно современно 1990-м.

Три зимних костюма из коллекции «Тайны гармонии» (2000), коричневое бархатное пальто отсылает к моделям Поля Пуаре. Последний, кстати, сам находился под влиянием Русских сезонов Дягилева, такой вот круговорот моды в мире.

Коллекция «Пробуждение» (1995).

«Ностальгия по красоте» (1993) и «Посвящение» (2001).

«Нашествие» (2002)

Аксессуары разных лет

Выставка продлится до 13 мая.

Все фото — CineModa, картинки кликабельны.

Оцените